Из истории русского авангарда

(А. Г. Лилеева)

«История русской литературы в своём собственном восприятии предстаёт как цепь взрывов, и если исследователь обнаруживает, что каждому подобному «взрыву» предшествовал длительный период зарождения и назревания конфликта и что сам этот «взрыв» реален только с определённой точки зрения <…>, то для современников он представляет бесспорную реальность. Такие события, как, например, Крещение Руси, Петровская реформа или Октябрьская революция, могут быть описаны как неизбежный результат длительных постепенных количественных накоплений, но современниками они переживались как разрушение старого мира “до основания” и создание на его развалинах совершенного нового, “новой земли и нового неба” из Священного писания. Само слово “новый” с назойливой повторяемостью проходит через всю русскую культуру».

Из статьи Ю. М. Лотмана «Тезисы к семиотике русской культуры»



    1. Мы – новые люди новой жизни…

    2. Богатство словаря поэта – его оправдание (поэтический авангард)
Я сам (В. Маяковский «Отрывки из автобиографической прозы»)
Предисловие к сборнику «Садок судей II»
О заумном языке. 70 лет спустя
Поэтический авангард (стихотворения поэтов авангардистов)
Футуристы о себе
    3. Чудесный мир вымысла (театр)
Театр, кинематограф, футуризм
Трагедия «Владимир Маяковский» и опера «Победа над солнцем»
Всеволод Эмильевич Мейерхольд
    4. Промежуточные итоги

    5. Георгий Иванов. Бродячая собака

    6. Авангард в живописи
Михаил Ларионов и Наталия Гончарова
Владимир Татлин
Творчество Павла Филонова
Творчество Василия Кандинского
«Чёрный квадрат» Казимира Малевича
Икона и русский авангард начала ХХ века