На улицы, футуристы! (принцип взаимоотношений искусства и действительности в эстетике авангарда)

Наш выход (отрывки из воспоминаний)

Декрет № 1 демократизации искусств




На улицы, футуристы! (принцип взаимоотношений искусства и действительности в эстетике авангарда)

14 сентября 1913 года состоялась знаменитая прогулка трёх футуристов по Кузнецкому мосту в Москве. Прогулка завершилась в кофейне Филиппова. Лица футуристов были украшены «лучистым» рисунком. Основными цветами были жёлтый, красный, зелёный и синий. Правую щёку, шею и отворот воротничка Константина Большакова Наталия Гончарова покрыла орнаментом из синих и красных полос и точек, свою правую щёку Ларионов при помощи зеркала расписал сам в виде зелёного круга и жёлтых лучей. А рисунок, с которым Михаил Ларионов появился месяц спустя в поэтическом кафе «Розовый фонарь», был выполнен уже только одной чёрной краской. Газета «Столичная молва» сообщала ещё об одном посетителе кабаре – «Физиономия футуриста раскрашена чёрной краской, а поперёк лица красные буквы: “Идеа”». С этих озорных провокаций и началось вторжение искусства футуристов в жизнь.




Наш выход (отрывки из воспоминаний)

Наши книги шли нарасхват. Но общения только с читателями нам было мало. Оно казалось нам слишком далёким и осложнённым. Боевому характеру наших выступлений нужна была непосредственная связь со всем молодым и свежим, что не было задушено чиновничьей затхлостью тогдашних столиц.

На улицы, футуристы, барабанщики и поэты!*
Этот лозунг мы осуществляли с первых же дней нашей борьбы за новое искусство. Мы вынесли поэзию и живопись, теоретические споры о них – на эстраду, на подмостки публичных зал.

В 1913 году, в Петербурге, общество художников «Союз молодёжи» устроило два диспута – «О современной живописи» и «О современной литературе».

Первый диспут состоялся под председательством Матюшина, выступали: я, Бурлюки, Малевич и др. Публика вела себя скандально.

В этот вечер я говорил о кризисе и гибели станковой живописи (предчувствую появление плаката и фотомонтажа).

Малевич, выступавший с докладом, был резок. Бросал такие фразы:
– Бездарный крикун Шаляпин.
– Вы, едущие в своих таратайках, вы не угонитесь за нашим футуристическим автомобилем! <...>
На втором диспуте на эстраде и за кулисами был почти весь «Союз молодёжи». <…>

Диспут открыл Маяковский своим кратким докладом-обзором работы поэтов-футуристов. Цитировал стихи свои и других поэтов. Особенно запомнилось мне, как читал Маяковский стихи Хлебникова. <...>

Кажется, никогда, ни до, ни после этого, публика не слышала от Маяковского таких громовых раскатов баса и таких необычных слов!

Затем выступал Д. Бурлюк. Начал он с такой фразы:
– Лев Толстой – старая сплетница!
В публике тотчас же раздался шум, свист, крики:
– Долой!
– Нас оскорбляют!
Бурлюк напрасно поднимал руку, взывал:
– Позвольте объясниться!
Опять ревели:
– Долой! Долой!
Пришлось мне спасать положение. Шепнув Бурлюку «замолчи!», обратился к публике:
– Я хочу сообщить вам нечто важное!
Публика насторожилась и притихла.
– Один оратор в английском парламенте заявил: «Солнце восходит с запада». Ему не дали говорить. На следующем заседании он снова выступил и сказал: «Солнце восходит с запада»; его прервали и выгнали. Наконец в третий раз его решили выслушать, и ему удалось закончить фразу: «Солнце восходит с запада,– так говорят дураки и невежды». Напрасно и вы не дослушали Бурлюка.

После этого я ополчился на поэтов за то, что они употребляют заезженные, дешёвые рифмы.
– Такие рифмы, как «бога – дорога», «сны – весны», – назойливо долбят уши. Мы за то, чтоб рифма была не кол, но укол. Хороший ассонанс, звуковой намёк лучше, чем заношенная, застиранная, полная рифма… В это время в партере взвился голубой воздушный шар. И его полёт удачно аккомпанировал речам о лёгком звуковом уколе, о воздушности рифмы. <...>

По А. Кручёных, 1932



ДЕКРЕТ № 1
ДЕМОКРАТИЗАЦИИ ИСКУССТВ
(
заборная литература и площадная живопись)
появился 15 марта 1918 года в первом номере «Газеты футуристов»

Товарищи и граждане, мы, вожди российского футуризма – революционного искусства молодости – объявляем:

    1. Отныне вместе с уничтожением царского строя отменяется проживание искусства в кладовых, сараях человеческого гения – дворцах, галереях, салонах, библиотеках, театрах.
    2. Во имя великой поступи равенства каждого перед культурой Свободное Словотворческой личности пусть будет написано на перекрёстках домовых стен, заборов, крыш, улиц наших городов, селений и на спинах автомобилей, экипажей, трамваев и на платьях всех граждан.
    3. Пусть самоцветными радугами перекинутся картины (краски) на улицах и площадях от дома к дому, радуя, облагораживая глаз (вкус) прохожего.

Художники и писатели обязаны немедля взять горшки с красками и кистями своего мастерства и разрисовать все бока, лбы и груди городов, вокзалов и вечно бегущих стай железнодорожных вагонов.

Пусть отныне, проходя по улице, гражданин будет наслаждаться ежеминутно глубиной мысли великих современников, созерцать цветистую яркость красивой радости сегодня, слушать музыку – мелодии, грохот, шум – прекрасных композиторов всюду.

Пусть улицы будут праздником искусства для всех.

И если станет по слову нашему, каждый, выйдя на улицу, будет возвеличиваться, умудряться созерцанием красоты взамен теперешних улиц – железных книг, где страница за страницей начертали свои письмена лишь алчба, любостяжание, корыстная подлость и низкая тупость – оскверняя душу и оскорбляя глаз. Всё искусство – всему народу!

Первая расклейка стихов и вывеска картин произойдет в Москве в день выхода нашей газеты.
Маяковский, Каменский, Бурлюк.
Густые толпы народа читали также неслыханный для буржуазного, кабинетно-эстетствующего искусства призыв Вас. Каменского –
Музыканты...
Влезайте с инструментами
Играть перед народом на балконы...
Поэты – берите кисти, ну,
И афиши – листы со стихами
По улицам с лестницей
Расклеивайте жизнь – истину,
чтобы каждое живое место улицы превратить в красочную картину торжества <…>.

Если до революции будетляне держали курс на публику аудиторий, то с первых же дней революции они целиком вышли на улицу, в толпу, слились с рабочими массами.

Будетляне на заборах, рядом с правительственными газетами, расклеивали свои воззвания и поэмы, стихи и картины.

В те дни можно было часто видеть большие сборища народа и скопления остановившихся трамваев. Что такое? Это Давид Бурлюк, на углу Кузнецкого и Неглинной, стоя на громадной пожарной лестнице, прибивает к углу дома свои картины. Ему помогают зрители поощрительными восторгами, взрывами аплодисментов.

На слепой витрине дома на Пречистенке вывешиваются громадные плакаты с будетлянскими стихами.

По Невскому проспекту шествует «Карнавал искусств», а в нём на грузовике с надписью «Председатель Земного Шара», в солдатской шинели, сгорбленный Велемир Хлебников.

По А. Кручёных, 1996

Словарик

идти нарасхват (о книгах) – раскупаться очень быстро
затхлость (чиновничья) – сущ. от прилаг. затхлый – лишённый живых жизненных интересов, сил
крикунразг., недобр. о человеке, который умеет только кричать
таратайкаразг. старая разбитая машина, повозка
необычные слова – речь идёт о стихах Хлебникова, написанных заумным языком
реветь / зареветь – громко кричать / закричать (обычно о животных); громко неодобрительно кричать / закричать (о человеке)
заезженный (о рифме) – старый, привычный и поэтому неинтересный
дешёвый (о рифме) – неяркий, неоригинальный
долбить (уши) – разг. говорить, напоминать, повторять одно и то же
          ? Как вы понимаете метафору старые рифмы долбят уши?
не кол, а укол – игра слов, вероятно, от а) связного словосочетания хоть кол на голове теши (тесать кол – обтачивать палку) – о человеке, который, по своей глупости или лени, не понимает или не хочет понять то, что ему говорят; б) уколоть – обидеть острым словом
застиранный (о рифме) – прич. от глаг. застирать (одежду) – постирать что-л. так много раз, что вещь начинает терять цвет
          ? Как вы понимаете метафору застиранная рифма?
полная рифма – самая простая рифма, основанная на полном совпадении звуков слов в конце стихотворной строки

заборная (литература) и площадная (живопись) – игра словами, вероятно, от привычных словосочетаний заборная, площадная ругань; брань – грубые вульгарные слова
          ? Как вы думаете, какое значение эти словосочетания имеют в тексте К.? Какой художественный эффект достигается с помощью игры слов в данном контексте?
станет по слову нашему – аллюзия на стиль Библии («“И станет по слову моему!” – говорит Христос») – станет так, как мы говорим, хотим
возвеличиваться / возвеличиться – становиться / стать великим
железные книги – уличные вывески, реклама; художественный образ, типичный для поэзии футуристов. Например, стихотворение «Вывеска» Маяковского начинается со строчки «Читайте железные книги…».
алчбапоэт. жадность; сущ. от глаг. алкать – 1. Испытывать голод. 2. Сильно желать чего-л.; алчный – жадный
любостяжаниепоэт. сложное сущ. от слов любовь и стяжательство – желание получить что-н. незаслуженно
будетлянепоэт. люди будущего; будетляне – произв. от сущ. будущее
сборищаразг., неодобр. большие группы, толпы людей
слепая (витрина) – витрина, на которой нет никаких плакатов, рекламы, картин