Поэтический авангард

В. Хлебников. Заклятие смехом

В. Хлебников. О, достоевскиймо бегущей тучи!..

В. Хлебников. Когда умирают кони - дышат...

В. Маяковский. Ничего не понимают

В. Маяковский. А вы могли бы?

В. Маяковский. Утро

В. Маяковский. Лиличка

Б. Пастернак. Весна

Е. Гуро. Слова любви и тепла

Д. Бурлюк. Звуки на а широки и просторны…



Велемир Хлебников

Поэт-философ Велемир Хлебников видел в слове энергию жизнестроения, способную восстановить утерянную когда-то общность человеческих связей, вернуть миру его изначально цельную сущность: «Найти, не разрывая круга корней, волшебный камень превращения всех славянских слов одно в другое... – вот мое первое отношение к слову», – писал он. Стихотворение «Заклятие смехом», написанное заумным языком, можно считать поэтическим выражением философских воззрений Хлебникова.

Заклятие смехом

О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно,
О, засмейтесь усмеяльно!
О, рассмешищ надсмеяльных – смех усмейных смехачей!
О, иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных смеячей!
Смейево, смейево,
Усмей, осмей, смешики, смешики,
Смеюнчики, смеюнчики.
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
1908–1909 гг.



О, достоевскиймо бегущей тучи!..

О, достоевскиймо бегущей тучи!
О, пушкиноты млеющего полдня!
Ночь смотрится, как Тютчев,
Безмерное замирным полня.

1908–1909 гг.



Когда умирают кони – дышат…

Когда умирают кони – дышат,
Когда умирают травы – сохнут,
Когда умирают солнца – они гаснут,
Когда умирают люди – поют песни.
1912



Владимир Маяковский

Современный лингвист и исследователь поэтического языка М. В. Панов считал стихотворение В. Маяковского «Ничего не понимают» ключом к постижению эстетики футуризма. В этом стихотворении смоделирован тип отношений автора и читателя, основанный на провокации. «Провокация», нарушение нормы – основной эстетический приём нового искусства. Для футуристов, как и для всего нового искусства, эстетически значимой становится такая реакция читателя на прочитанное, как «непонимание», потому что именно непонимание вызывает наиболее сильные эмоции, раздражение, и только оно может «выбить» читателя из его расслабленного состояния «любования» привычным. А ведь одна из задач искусства, по мнению футуристов, – это и есть нарушение автоматизма восприятия окружающего мира.

Ничего не понимают

Вошёл к парикмахеру, сказал – спокойный:
«Будьте добры, причешите мне уши».
Гладкий парикмахер сразу стал хвойный,
лицо вытянулось, как у груши.
«Сумасшедший!
Рыжий!» –
запрыгали слова.
Ругань металась от писка до писка.
И до-о-о-о-лго
Хихикала чья-то голова
Выдергиваясь из толпы, как старая редиска.
1913



А вы могли бы?

Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана;
я показал на блюде студня
косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы
прочёл я зовы новых губ.
А вы
ноктюрн сыграть
могли бы
на флейте водосточных труб?
1913



Утро

Угрюмый дождь скосил глаза.
решёткой
чёткой
железной мысли проводов –
перина.
И на
Неё легко встающих звёзд оперлись
Ноги.
Но ги-
бель фонарей,
Царей
В короне газа,
Для глаза
сделала больней враждующий
Букет бульварных проституток.
И жуток
Шуток
Клюющий смех из жёлтых
ядовитых роз

возрос
зигзагом.
За гам
и жуть
взглянуть
Отрадно глазу:
Раба
Крестов

Страдающе-спокойно-безразличных,
Гроба
Домов
Публичных
восток бросал в одну пылающую вазу.
1913



Лиличка
Вместо письма

Дым табачный воздух выел.
Комната –
глава в кручёныховском аде.
Вспомни –
за этим окном
впервые
руки твои, исступлённый, гладил.
Сегодня сидишь вот, сердце в железе,
день ещё –
выгонишь,
может быть, изругав.
В мутной передней долго не влезет
сломанная дрожью рука в рукав.
Выбегу,
тело в улицу брошу я.
Дикий, обезумлюсь,
отчаяньем иссечась.
Не надо этого,
дорогая,
хорошая, дай простимся сейчас.
Всё равно
любовь моя –
тяжкая гиря ведь –
висит на тебе,
куда ни бежала б.
Дай в последнем крике выреветь
горечь обиженных жалоб.
Если быка трудом уморят –
он уйдёт,
разляжется в холодных водах.
Кроме любви твоей,
мне
нету моря,
а у любви твоей и плачем не вымолишь отдых.
Захочет покоя уставший слон –
царственный ляжет в опожаренном песке.
Кроме любви твоей,
мне
нету солнца,
а я и не знаю, где ты и с кем.
Если б так поэта измучила,
он
любимую на деньги б и славу выменял,
а мне
ни один не радостен звон,
кроме звона твоего любимого имени.
И в пролёт не брошусь,
и не выпью яда,
и курок не смогу над виском нажать.
Надо мною,
кроме твоего взгляда,
не властно лезвие ни одного ножа.
Завтра забудешь,
что тебя короновал,
что душу цветущую любовью выжег,
и суетных дней взметённый карнавал
растреплет страницы моих книжек…
Слов моих сухие листья ли
заставят остановиться,
жадно дыша?
Дай хоть
последней нежностью выстелить
твой уходящий шаг.
1916



Борис Пастернак. Весна

Весна, я с улицы, где тополь удивлён,
Где даль пугается, где дом упасть боится,
Где воздух синь, как узелок с бельём
У выписавшегося из больницы.
Где вечер пуст, как прерванный рассказ,
Оставленный звездой без продолженья
К недоуменью тысяч шумных глаз,
Бездонных и лишённых выраженья.

1918



Елена Гуро. Слова любви и тепла

У кота от лени и тепла разошлись ушки.
Разъехались бархатные ушки.
А кот раски-ис...
На болоте качались беловатики.
                   Жил-был
Ботик-животик:
          Воркотик
                   Дуратик
                                      Котик-пушатик,
                                              Пушончик,
                                                       Беловатик,
                                                                Кошуратик-
                                                                         Потасик…

1913



Давид Бурлюк. Звуки на а широки и просторны…

Звуки на а широки и просторны,
Звуки на и высоки и проворны,
Звуки на у, как пустая труба,
Звуки на о, как округлость горба,
Звуки на е, как приплюснутость мель,
Гласных семейство смеясь просмотрел.

1915




Комментарий

заклятие – магические слова или действия, которые, с точки зрения верующих в заклятие людей, могут предотвратить несчастье или болезнь
          ? Как вы понимаете название стихотворения «Заклятие смехом»?
рассмеяться, засмеяться – Эти два глагола объединяет сема ‘начать смеяться’. Различие заключается в том, что засмеяться – просто ‘начать смеяться’, а рассмеяться – ‘начать сильно смеяться или ответить смехом на что-н.’.
смехач – слово заумного языка, образованное от основы смех – с помощью суф. -ач- (ср.: скрипач, усач, силач)
          ? Подумайте, как образованы другие слова стихотворения и какими частями речи они являются. В. Маяковский писал об этом стихотворении так: «Здесь одним словом даётся и «смейево», страна смеха, и хитрые «смеюнчики», и «смехачи – силачи».

достоевскиймо – заумное слово от фамилии Достоевский; вероятно, существительное, обозначающее качество, которое свойственно туче
пушкиноты – заумное слово от фамилии Пушкин; вероятно, сущ. мн. ч., обозначающее качество, которое свойственно полдню

хвойный – похожий на хвойное дерево (ель, сосну и др.); зеленый, колючий
вытянуться – стать длинным; лицо вытянулось – обозначение мимики при удивлении
рыжий – похожий на клоуна; в цирке начала ХХ века в России была традиционная маска клоуна «Рыжий»; рыжий – не похожий на других
метаться – двигаться, бегать то в одну, то в другую сторону
          ? Как вы понимаете метафору ругань металась?
хихикать – глагол, образованный от звукоподражательного слова хи-хи, имитирующего смех
редиска – огородное растение со съедобным белым или красноватым корнем

смазать – сделать нечётким, расплывчатым; смыть, стереть
          ? Как вы понимаете метафору смазать карту будня?
студень – национальное русское блюдо: кусочки мяса в застывшем желе
          ? Вы когда-нибудь ели студень?
          ? Как вы думаете, М. сравнивает океан и студень по принципу «сдвига» или «тождества»?
косые (скулы) – сильные, мужественные
жестяной – в контексте стихотворения М.жестяная рыба, вероятно, рыба, нарисованная на уличной жестяной (железной) вывеске (рекламе)

скосить глаза – смотреть не прямо, косо. Метафора дождь скосил глаза, вероятно, явилась результатом актуализации (оживления) смысла общеязыковой метафоры косой дождь (‘очень сильный’), а также совмещением в одном художественном образе сразу двух значений слов косой, косить: ‘идти косо’ и ‘смотреть косо’
перина – мягкий матрас из пуха
          ? Маяковский в ранние годы был художником. Как вы думаете, какой зрительный образ в стихотворении обозначен этим словом? И что можно увидеть, читая слова провода железной мысли?
жуток – кратк. ф. прилаг. жуткий – очень страшный; жутьсущ. от прилаг. жуткий
клюющий – резкий, неприятный
жёлтые ядовитые розы – в поэзии часто женщину сравнивают с розой. Образ жёлтая роза не традиционен. В контексте стихотворения жёлтый цвет может вызвать ассоциации с цветом «жёлтого билета», так в ХIХ веке в России в повседневной речи назывался документ, который выписывали проститутке вместо паспорта
          ? Как вы понимаете образ жёлтые ядовитые розы?
гам – шум
раб крестов – в стихотворении Маяковского представлен городской пейзаж, на плане города крестами обозначают перекрёстки. Раб крестов – вероятно, человек, который вынужден стоять на перекрёстках
          ? Как вы думаете, кто это? Ср.: …иду один рыдать, // что перекрёстком // распяты // городовые (В. Маяковский. Я. 1913 г.). Городовыми в дореволюционной России называли полицейских.

выесть (дым выел воздух) – поэт. оживление общеязыковой метафоры дым ест глаза
          ? Как вы понимаете эту метафору?
исступлённый – страстный
обезумитьсяпоэт. стать безумным
иссечась (отчаянием) – поэт. деепр. от глаг. иссечься – ударить, порезать себя со всех сторон чем-н. острым
          ? Как вы понимаете метафору иссечься отчаянием?
выреветьпоэт. необычная форма сов. в. глаг. реветьразг. громко плакать. Ср.: выплакать (выплакать все глаза) – о сильном горе, когда уже нет слёз плакать
опожаренныйпоэт. горячий, как после пожара
броситься в пролёт (лестничной клетки) – кончить жизнь самоубийством, прыгнув с верхней части лестницы подъезда
нажать на курок – застрелиться
лезвие (ножа, бритвы) – острая часть
суетный (день) – полный мелких неважных дел
          ? Знаете ли вы другие слова с этим корнем?

я с улицы – неполное предложение: отсутствует предикат, который можно восстановить, по контексту: я (пришёл, прибежал, вернулся) с улицы
недоуменье – удивленье; недоуменьесущ. от глаг. недоумевать – удивляться
бездонный – глубокий; глубокие глаза, взгляд – глаза, взгляд, полные чувства и мысли
          ? Как вы понимаете метафору шумные бездонные глаза?

В стихотворении много слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, часть слов – слова общеязыковые (ушки, котик), большинство слов – слова поэтической речи. Их выдумала поэтесса. Точно так же слова выдумывают дети.
раски-ис – по-русски кошек подзывают звукоподражательным словом кис-кис; раскиснуть – разлениться