«Античку» продвигают в ЖЖ

То, что с каждым годом школьники и студенты читают меньше и меньше, а книга постоянно проигрывает широкому спектру аудовизуальных СМИ, давно уже не новость. Но мало кто задумывается о том, что чем хуже развивается культура чтения, чем очевиднее становится тот факт, что любовь к книге в обществе исчезает, тем меньше читает молодое поколение.

И как закономерность — чем меньше молодые читают, тем незначительнее для них становится мировое литературное наследие. Тем более, что теперь нечитающим и экзамены не страшны: богатая индустрия «адаптированной» литературы в кратких пересказах позволяет за один вечер «прочесть» несколько сотен книг, получив достаточную информацию для того, чтобы сдать ЕГЭ, поступить в институт и пережить сессию.

Парадокс, но проблема отсуствия любви к чтению не обходит стороной даже студентов-филологов, вроде как сознательно решивших связать жизнь с культурой слова.

Оказалось, что интерес к тексту можно возродить самым неожиданным образом: блоги, социальные сети, сетевые сообщества представляют столь разветвленную вербальную систему коммуникации, что аудитория Интернета с большим удовольствием часами читает тексты самого разного авторства, стиля и времени. Эту особенность подметили педагоги филологического факультета МГУ, и решили ее использовать с пользой для студенчества:

с недавних пор в изучении античной литературы большую помощь оказывает созданное специально для этих целей ЖЖ-сообщество. Или «Дневник чтения».

А профессор кафедры классической филологии филологического факультета МГУ Гасан Гусейнов (именно он зарегистрировался в ЖЖ под ником preved), уже много лет изучающий язык Интернета и специфику сетевого общения, читая курс древнегреческой литературы, решил попробовать заинтересовать студентов более тщательной работой с изучаемыми текстами посредством ЖЖ-сообщества, и результаты не заставили себя ждать.


Гасан Чингизович Гусейнов, доктор филологических наук. Автор книг и статей по классической филологии и истории культуры, современной политике и литературе.

Вот в сообществе anti4ka2007 студентка задает вопрос профессору: «Гасан Чингизович, не могли бы Вы дать совет, как запоминать все имена героев прочитанных произведений. Такой большой объем прочитанного уложить в голову трудно, но пока получается, а имена в правильном порядке не умещаются...»

И мгновенно получает ответ: «Специально запоминать все имена героев не нужно. Из-за большого объема чтения многое может спутаться в голове, во избежание этого и предлагается дневник чтения — шпаргалка, заглянув в которую, Вы сразу вспомните, о чем шла речь в том или ином произведении. Хотите аналогию? Вы уже определенно знаете по именам человек 50-60 с Вашего курса, преподавателей. Так и главных героев Гомера или Еврипида гораздо труднее забыть, чем запоминать их имена каким-то специальным хитрым способом. Есть, конечно, один смешной прием: телефонная книжка. Имя: Стрепсиад, адрес: Облака Аристофана, телефон: не хочет платить долгов. Или цитату какую-нибудь запомнившуюся.»

Другой юный филолог осмысляет произведения Плутарха: «Он явно стремился не просто выразить СВОЮ единственную точку зрения. Он во многом обобщает то, что было сказано другими людьми, например об Александре, а вплетая мнения некой греческой однородной массы, типа „Многие считали, многие полагали“ и т.д., он создает характер всей древней Греции того времени».

Итог — за 10 дней примерно 60 записей, что по меркам сообщества специалистов по древнегреческому немало. Страна.Ru попросила Гасана Чингизовича прокомментировать столь результативную попытку разместить то, что «сочинили римляне и греки», в блогосфере.

— Гасан Чингизович, как родилась идея — вывести программные книги древнегреческой литературы на площадку ЖЖ? 

— Нередко, к сожалению, студенты не читают программу по литературе в ходе семестра, а перед экзаменом они из третьих рук узнают содержание книг, пересказывают друг другу. В результате получается абсурд: зазубренные сокращенные формулы из учебников и несколько десятков имен. До чтения, до работы с текстом у некоторых студентов дело может и не дойти. Кто-то может не прочитать Гомера... Собственно, курс античной литературы для филологов — развилка: по одной дорожке пойдут прочитавшие Гомера, а по другой — «филологи» без Гомера — лжефилологи.

Такое поверхностное знакомство с литературой происходит потому, что у студентов отсутствует мотивация. Когда же появляется мотивация, например, с помощью Интернета, человек начинает читать в недельном ритме: требовать ежедневного ритма трудно, в недельном же можно распределить время.

Помимо повышения мотивации чтения была и еще одна задача: дать студентам возможность самим сформулировать то, что они постигли ценой собственных усилий. Я много лет занимался языком Интернета, и еще в конце девяностых понял, что блогосферу можно использовать как учебную площадку.

— Система дневников чтения существовала в мире до вашего сообщества, в чем его техническая новизна?

— В двух университетах — американском и австрийском — я пользовался похожей системой Blackboard. Но эта система-монополист, доступ к дневнику могут получить только студенты и преподаватель, извне зайти невозможно. А ЖЖ позволяет создать не просто пространство общения со студентами, но и привлечь всех, кого интересует античная литература. Например, наше сообщество посещают студенты и преподаватели других вузов, филологи-классики, переводчики.

Дневник чтения — это сочетание обыкновенного дневника с читательским конспектом, в котором можно производить поиск по темам, сюжетам, ключевым словам. Важно, что в интернет-дневнике можно с самого начала структурировать собственные материалы и обсуждать прочитанное с коллегами, так формируется своеобразная школа критики.

— Можете привести пример задания для дневника чтения?

— Например, одно из недавних домашних заданий — образ Орфея в стихах поэтов разных эпох. Это задание вызвало необычайный отклик, такого горячего участия не было за всю мою преподавательскую практику. В результате вышла потрясающая антология — Орфей в русской поэзии...

— Получается, был реконструирован вертикальный контекст — сложная филологическая задача... Но ведь это задание не предполагает собственно чтения античной литературы?

— Напротив. Во-первых, студенты начинают искать стихи во всех временах и эпохах, включаются в игру, появляется азарт. Легко найти стихотворение, когда «Орфей» вынесен в название — например, «Орфей» Брюсова. Но, помимо знакомых многим произведений, кто-то обнаружил стихотворение неизвестного советского поэта 60-х годов. Кроме того, этот поиск стимуловал интерес к античной литературе.

Когда оказалось, что понять стихотворение Цветаевой без обращения к античности невозможно, и здесь не помогут даже самые пространные комментарии.

Отмечу еще одно достоинство «Дневника чтения»: в блогах есть дата. А это значит, что студенты всегда видят, когда они начинают отставать, какой у них был перерыв. Скажем, они пишут 19 сентября и вдруг — уже 2 октября, надо подтягиваться. К кому-то я захожу в дневники, иногда спрашиваю, почему давно нет записей.

— И много времени уходит у вас на ведение такого дневника со студентами?

 — Ежедневно часа по полтора на это уходит, то есть я трачу на Дневник чтения столько же, если не больше времени, чем самые прилежные студенты. Полтора часа в день — это много, но ведь и я узнаю о них бесконечно много, понимаю, чем интересуются, чем живут мои ученики, кто из них самые сильные студенты на курсе, кому что не нравится в предлагаемой системе. Это очень важно.

— А за хорошее ведение дневника можно получить экзамен «автоматом»?

— В прошлом году экзамен принимал не я, и коллеги отметили, что студенты, регулярно обращавшиеся к «Дневнику чтения», были на порядок сильнее остальных. «Автомат» этим студентам был не нужен, лучшие студенты-первокурсники тратили на наш предмет как минимум полтора часа в день, они читали с расчетом на то, чтобы пересказать, разобраться, запомнить.

Кстати, главное достоинство онлайн-дневника в том, что весь материал остается со студентом, и в конце учебного года можно распечатать дневник, и иметь перед глазами историю своего погружения в предмет.

Гасан Чингизович Гусейнов (родился 1953 г.) — сын писателя Чингиза Гусейнова, доктор филологических наук. Автор книг и статей по классической филологии и истории культуры, современной политике и литературе.

Окончил классическое отделение филологического факультета МГУ в 1975. Кандидат филологических наук (МГУ, 1979), доктор филологических наук (РГГУ, 2002). Работал в ГИТИСе (1978-84), в ИМЛИ АН СССР (с 1984). В 1990-1991 — стипендиат Фонда Гумбольдта в Гейдельберге, 1992-1997 — научный сотрудник Бременского института Восточной Европы, преподавал в университетах Дании, Германии, США, работал в интернет-редакции «Немецкой волны», приват-доцент Боннского университета, в 2006-2007 научный сотрудник Института Восточной Европы при Бременском университете . С 2007 года преподает на филологическом факультете МГУ им. М. В. Ломоносова историю античной литературы и древнегреческий язык.

Источник: http://www.strana.ru/doc.html?id=120822&cid=7



Все статьи раздела «Мониторинг СМИ»

119991, Москва, Ленинские горы, ГСП-1,
МГУ имени М. В. Ломоносова,
1-й корпус гуманитарных факультетов (1-й ГУМ),
филологический факультет
Тел.: +7 (495) 939-32-77, E-mail:

© Филологический факультет
МГУ имени М. В. Ломоносова, 2024 г.