Ряд специализаций заведомо носит интегративный характер и не только предполагает участие в них студентов разных отделений, но и тесно координирует работу над ними преподавательских коллективов разных кафедр. Специализации «Сопоставительное страноведение и культурология» (открыты отделения «Россия, Великобритания и США», «Россия, Германия и Швейцария», «Россия, Испания и Португалия»), «Язык СМИ» (кафедры немецкого языка, общего языкознания, русского языка, РКИ, английского языкознания и др.), «Теория и практика межкультурной коммуникации» (кафедры РКИ, часть языковых и литературоведческих кафедр, а также созданный в 2003 году центр теории дискурса и коммуникации под руководством проф. Т. Д. Венедиктовой), «Методы и методики лингвистической криминалистики» (кафедра ТиПЛ, другие языковедческие кафедры и лаборатории) имеют принципиально междисциплинарный характер. Для их реализации факультет приглашает специалистов, работающих в смежных областях гуманитарного знания. Богатый педагогический потенциал факультетских кадров раскрывают специализации «Сравнительное литературоведение» (задействованы все литературоведческие кафедры факультета и лаборатория «Русская литература в современном мире»), «Сравнительно-историческое индоевропейское языкознание» (преподавание ведется разносторонне образованными специалистами кафедры общего и сравнительно-исторического языкознания).
В отличие от ряда родственных вузов, где специализации носят чисто прикладной характер, факультет стремится обеспечить их научную составляющую: возможно написание курсовых и дипломных работ, проходят конференции по соответствующей тематике, то есть фактически за каждой специализацией стоит и новое научное направление. В условиях отсутствия государственного заказа на выпускников вузов через создание специализаций мы ориентируем студента на конкретное практическое поле деятельности, в котором ему предстоит профессионально раскрыться, и помогаем осознать научные перспективы избранного направления.
Желая дать нашим выпускникам «ремесло», позволяющее трудоустроиться сразу по окончании университета, мы постоянно расширяем круг специализаций, обучение на которых для студентов является бесплатным.
Cерьезная и плодотворная деятельность в сфере дополнительного филологического образования, координируемая особым структурным подразделением факультета, охватывает широкий диапазон задач: это и различные формы довузовского обучения абитуриентов, и постоянно обновляющиеся программы профессиональной переподготовки, повышения квалификации и стажировки - второе высшее образование на коммерческой основе, курсы для желающих совершенствоваться в одном из европейских языков и т. д.
Из всех направлений деятельности центра дополнительного образования традиционным является лишь одно, связанное со Школой юного филолога. Она весьма успешно функционирует на факультете и сегодня, не только раскрывая перед школьниками горизонты филологической науки, но и давая возможность молодым преподавателям, аспирантам и студентам реализовать свой творческий и педагогический потенциал. Первые самостоятельные изыскания этой талантливой и увлеченной молодежи, совмещающей университетские штудии с работой в Школе юного филолога, представлены в коллективном сборнике «Опыты - 2000», посвященом актуальным вопросам фольклористики, изучения русской и зарубежных литератур, исторического и современного языкознания.
Остальные направления, включая сотрудничество с подшефными общеобразовательными школами, контроль за уровнем преподавания профильных дисциплин в специализированном филологическом лицейском классе школы № 1134 г. Москвы, проведение предметных олимпиад для старшеклассников (в том числе в регионах), сложились в последнее десятилетие.
Центр с неизменным успехом представляет факультет и его связи с образовательными учреждениями на крупнейших всероссийских выставках («Образование и карьера» и др.). Деятельность факультета по проведению Пушкинской олимпиады в 2000 году была отмечена государственной наградой (медалью имени А. С. Пушкина), присужденной руководителю центра Е. Ю. Зубаревой.
В составе подразделения действуют подготовительные курсы для абитуриентов, в течение ряда лет успешно компенсирующие разрыв между вузовским и школьным образованием. Обучение на них доступно и эффективно - традиционно 60% и более их выпускников поступают в общем конкурсном потоке на факультет. Именно из их числа мы получаем наиболее подготовленных студентов. Лекции и семинарские занятия на курсах ведут профессора, доценты и преподаватели, чьи профессиональные интересы сопряжены с сотрудничеством со средними учебными заведениями в области методики. Это позволяет факультету влиять на качество образования в школах, создавая учебники и методические пособия, циклы статей в специально ориентированных журналах.
Придавая первостепенное значение проблеме воспитания будущего поколения филологов, факультет не только развивает систему очных и заочных подготовительных курсов, но и ведет поиск новых подходов к довузовскому обучению школьников. В последние годы был открыт субботний лекторий, разработаны новые формы проведения ежегодных предметных олимпиад по филологическим дисциплинам, оказывалась помощь в организации школьных научных конференций (в частности, проводилась экспертиза исследований, представленных на Всероссийские чтения им. В. И. Вернадского).
Особое внимание в течение шести лет факультет уделяет работе секций «Литературоведение» и «Языкознание» в рамках ежегодной Всероссийской научной программы молодых исследователей «Шаг в будущее». За эти годы количество школьников и студентов первых курсов, желающих принять участие в работе филологических секций этого молодежного форума, возросло в несколько раз. Географические координаты поступающих работ весьма разнообразны: от Вологды и Краснодара до Красноярска и Якутска. Постепенно расширяется и возрастной диапазон участников - в последние годы с докладами на секциях выступают не только старшеклассники, но и учащиеся 9-х классов. Безусловно, научный потенциал школьных исследований различен, все они достаточно строго оцениваются экспертами, которыми являются профессора, доценты и преподаватели факультета. Однако нельзя не заметить, что обсуждение докладов на секциях является своеобразной формой обучения будущих филологов. Доклады школьников, которые участвуют в работе конференции в течение двух, а иногда и трех лет, отражают их творческий рост.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | следующая страница >>