Конференции
Из отчета о работе кафедры в 2003—2008 годах (Весь отчет)
НАУЧНАЯ И НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
Коллектив кафедры ведет большую научную и научно-методическую работу. В период с 2003 по 2007 год кафедра изыскивала резервы для предоставления диссертантам и соискателям творческих отпусков для завершения диссертационных исследований. В результате было защищено 10 диссертаций:
- 3 докторских (А.Н.Варламов, В.Т.Марков, Л.А.Дунаева);
- 7 кандидатских (И.С.Брилева, Е.В.Гусева, М.В.Ермакова, О.Б.Ермакова, А.Л.Леонтьева, В.В.Муравьева, В.Л.Чекалина).
За отчетный период преподавателями кафедры были опубликованы:
- 6 монографий (133,25 п.л.),
- 7 учебников (89,5 п.л.),
- 37 учебных пособий (405 п.л.),
- 44 единицы учебно-методической литературы – стандарты, программы, тесты и др. (89,4 п.л.),
- 13 сборников научных статей (146,35 п.л.),
- 9 словарей (108,5 п.л.),
- 224 научные статьи (90,54 п.л.),
- 93 тезиса докладов (10,62 п.л.).
Общий объем опубликованной кафедрой научной и научно-методической продукции составил 1073,16 п.л.
Многие учебники, учебные пособия и словари, авторами которых являются преподаватели кафедры, выдержали целый ряд переизданий и были опубликованы не только в России, но и за рубежом (что свидетельствует о большой востребованности данной учебно-методической продукции): в Бельгии, Германии, Голландии, Испании, Китае, Корее, Польше, на Тайване, в США.
Преподаватели кафедры активно участвовали в российских и зарубежных конференциях: за последние 5 лет ими было сделано 139 научных докладов на 65 общероссийских и международных конференциях и конгрессах. Многие из прочитанных докладов были пленарными. В частности, в отчетный период кафедра была представлена на пленарных заседаниях двух последних конгрессов МАПРЯЛ (и в 2003, и в 2007 годах).
Приоритетными направлениями в научно-методической работе кафедры являются следующие:
- функционально-семантическое описание современного русского языка в целях его преподавания как иностранного: изучение коммуникативных аспектов лексики и грамматики, функциональных стилей (прежде всего научного стиля), разработка типологии текстов, сопоставительное изучение русского языка;
- разработка актуальных вопросов теории и методики преподавания русского языка как неродного: исследование структуры, содержания и организации процесса обучения иностранных учащихся гуманитарных специальностей в условиях интеграции российской высшей школы в мировое образовательное и информационно-коммуникационное пространство;
- разработка теоретических основ единой российской системы тестирования по русскому языку как иностранному;
- разработка лингводидактических основ обучения русскому языку как средству делового общения;
- теоретическое обоснование и практическое внедрение новых обучающих технологий, разработка теоретических проблем организации дистанционного обучения РКИ, создание компьютерных средств обучения;
- исследование проблем межкультурной коммуникации в теории и практике преподавания языков и культур.
В 2003 - 2007 годах научная и научно-методическая деятельность коллектива кафедры велась в рамках следующих приоритетных тем, утвержденных на Ученом Совете филологического факультета МГУ.
Основные направления и темы:
Направления |
|
Направление №2. ОПИСАНИЕ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА В ЦЕЛЯХ ПРЕПОДАВАНИЯ ЕГО КАК ИНОСТРАННОГО, МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РКИ. |
|
Направление №7. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ. |
|
Направление №8. ИСТОРИЯ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОЦЕССА XI—ХХ ВЕКОВ И ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ ЕГО РАЗВИТИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ. |
|