Научная деятельность

 

Из отчета о научной и научно-методической работе кафедры в 2003—2008 годах (Весь отчет)

Направление №2.
ОПИСАНИЕ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА В ЦЕЛЯХ ПРЕПОДАВАНИЯ ЕГО КАК ИНОСТРАННОГО, МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РКИ.
Тема 3. Разработка единой российской  системы стандартизированного сертификационного тестирования по русскому языку как иностранному
(научный руководитель — профессор Л. П. Клобукова)

 

В отчетный период кафедра продолжала участвовать в создании и внедрении единой российской системы сертификационного многоуровневого тестирования (работа проводится под эгидой Министерства образования и науки РФ совместно с ЦМО МГУ, СПГУ, РУДН и ГИРЯ им. А.С.Пушкина). Ведется изучение актуальных теоретических проблем лингводидактического тестирования; преподаватели кафедры публикуют научные статьи по данной проблематике, выступают с докладами на научных общероссийских и международных конференциях и конгрессах, ежегодно участвуют в качестве лекторов на общероссийском семинаре по проблемам лингвистического тестирования (проводимом Головным центром тестирования на базе РУДН), а также на семинаре по разработке тестовых материалов в ЦМО МГУ.
В отчетный период были опубликованы следующие компоненты российской государственной системы тестирования, авторами которых являются преподаватели кафедры русского языка для иностранных учащихся гуманитарных факультетов МГУ:

  • Государственное тестирование по русскому языку как иностранному иностранных граждан и лиц без гражданства для приема в гражданство Российской Федерации: Образец теста по русскому языку (И.Н.Афанасьева, Л.П.Клобукова в соавт.). Издания М., 2003 г., 2004г.
  • Лексический минимум по русскому языку как иностранному. Первый уровень. Общее владение (Г.А.Битехтина, Л.П.Клобукова, Л.Н.Норейко и др.). 3-е изд., 2005.
  • Типовой тест по русскому языку как иностранному. Первый сертификационный уровень. Общее владение. Второй вариант (Г.А.Битехтина, Л.П.Клобукова и др.). 2006, 2007гг.
  • Требования по русскому языку как иностранному. Первый сертификационный уровень. Общее владение. Второй вариант (Г.А.Битехтина, Л.П.Клобукова).
  • Типовой тест по русскому языку для иностранных граждан и лиц без гражданства для приема в гражданство Российской Федерации. Златоуст, 2005.
  • Программа по русскому языку как иностранному. Первый сертификационный уровень. Общее владение (Г.А.Битехтина, Л.П.Клобукова). 2-е и 3-е изд.
  • Лексический минимум по русскому языку как иностранному. Второй уровень. Общее владение (И.Н.Афанасьева, Г.А.Битехтина, Л.П.Клобукова, И.И.Яценко). Публикация в 2007 году в издательстве «Златоуст».
  • Электронный тренировочный тест Элементарного уровня общего владения русским языком как иностранным. ACG, USA, 2004, http://www.sras.org/text.phtm l?m=188 (И.Н.Афанасьева, Л.П.Клобукова,).
  • Электронный тренировочный тест Базового уровня общего владения русским языком как иностранным. ACG, USA, 2004, http://www.sras.org/text.phtm l?m=188 (И.Н.Афанасьева, Л.П.Клобукова, И.И.Яценко).
  • Электронный тренировочный Тест Первого уровня общего владения русским языком как иностранным. ACG, USA, 2004, http://www.sras.org/text.phtm l?m=188 (И.Н.Афанасьева, Л.П.Клобукова, И.И.Яценко).
  • Электронный проверочный Тест по русскому языку как иностранному для граждан зарубежных стран. Общее владение. Элементарный уровень (И.Н.Афанасьева, Л.А.Дунаева, Л.П.Клобукова). Портал «Русский язык для всех» http://www.ru-far.ru
  • Электронный проверочный Тест по русскому языку как иностранному для граждан стран СНГ и Балтии. Общее владение. Базовый уровень (И.Н.Афанасьева, Л.А.Дунаева, Л.П.Клобукова). Портал «Русский язык для жителей СНГ и Балтии» http://www.ru-far.ru
    (5 последних работ находятся на стыке 3-й и 6-й тем)

Кроме того, ведется постоянная работа по подготовке закрытых (контрольных) вариантов тестовых материалов, которые активно используются в рамках российской системы сертификационного тестирования как в России, так и за рубежом.
С 2001 года кафедра успешно осуществляет перспективный международный проект по сертификации общего уровня владения РКИ учащимися школ Германии. Преподаватели кафедры разрабатывают закрытые варианты тестов, ориентированных на вышеназванный контингент тестируемых, проводят сертификационные экзамены.
Экзаменационные сессии в рамках системы ТРКИ проходили также в университетах Польши (Люблинский и Опольский университеты), Германии (Институт славистики в Халле), в Российском центре науки и культуры в Греции.
В отчетный период по инициативе кафедры впервые в практике преподавания РКИ прошли дистанционные сертификационные экзамены учащихся из Норвегии.

Таким образом, кафедра участвует в проектах, имеющих большое государственное значение: происходит активное внедрение российской государственной системы тестирования в европейское образовательное пространство, создаются реальные условия для расширения использования русского языка как средства международного общения, для активизации научного сотрудничества российских и зарубежных русистов.

 

Другие направления и темы:

Направления
Темы
Руководитель
Направление №2. ОПИСАНИЕ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА В ЦЕЛЯХ ПРЕПОДАВАНИЯ ЕГО КАК ИНОСТРАННОГО, МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РКИ.
Тема 1. Разработка теоретических основ преподавания РКИ профессор Л. П. Клобукова
Тема 3.   Разработка единой российской  системы стандартизированного сертификационного тестирования по русскому языку как иностранному профессор Л. П. Клобукова
Тема 4. Лингводидактическое описание русского языка как средства делового общения в целях преподавания РКИ профессор Л. П. Клобукова
Тема 6. Новые технологии в преподавании русского языка как иностранного д. п. н., доцент Л. А. Дунаева
Направление №7. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ.
Тема 2. Проблемы межкультурной коммуникации в теории и практике преподавания языков и культур профессор Д. Б. Гудков
Направление №8. ИСТОРИЯ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОЦЕССА XI—ХХ ВЕКОВ И ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ ЕГО РАЗВИТИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ.
Тема 2. Изучение закономерностей литературного процесса (русская литература ХVIII — ХХ веков) профессор А. Н. Варламов