Из отчета о научной и научно-методической работе кафедры в 2003—2008 годах (Весь отчет)
Направление №2.
ОПИСАНИЕ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА В ЦЕЛЯХ ПРЕПОДАВАНИЯ ЕГО КАК ИНОСТРАННОГО, МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РКИ.
Тема 1. Разработка теоретических основ преподавания РКИ
(научный руководитель — профессор Л. П. Клобукова)
На кафедре ведется лингводидактическое описание русского языка и особенностей его функционирования в научной сфере (подъязыки гуманитарных наук), что создает теоретическую основу для решения проблем оснащения учебного процесса в группах иностранных учащихся гуманитарного профиля.
В отчетный период активно реализовывалась программа оптимизации и интенсификации процесса обучения иностранных студентов и магистрантов профессиональному общению и языку специальности (научный руководитель — Л. П. Клобукова).
В рамках программы были поставлены следующие исследовательские и учебно-методические задачи:
- научно обосновать выбор оптимального варианта обучения профессиональному общению и языку специальности и осуществить этот вариант обучения на практике;
- активизировать резервы личности учащегося на основе личностно-деятельностного подхода к обучению;
- достичь максимума эффективности за минимально возможное учебное время при минимальных затратах усилий учащегося и преподавателя, увеличить скорость, объем и качество усвоения материала учащимися;
- повысить мотивацию учащихся в процессе овладения языком специальности и развития речевых умений, необходимых для общения в учебно-научной сфере их деятельности;
- изучить объем и структуру предметной компетенции иностранных учащихся гуманитарных факультетов, провести необходимую работу по корректировке межпредметных связей, по согласованию учебных программ и календарно-тематических планов гуманитарных факультетов МГУ им. М.В.Ломоносова и кафедры РКИ;
- организовать процесс обучения профессиональному общению и языку специальности как четко управляемую и контролируемую деятельность учащихся.
На сегодняшний день все вышеназванные проблемы решены применительно к контингентам иностранных учащихся первого года обучения пяти гуманитарных факультетов: экономического, исторического, социологического, юридического, а также факультета психологии.
В отчетный период под редакцией Л.П.Клобуковой было опубликовано 6 учебных пособий нового поколения по языку специальности:
- В.В.Каверина, Е.А.Филатова. Русский язык для социологов (1).
- В.В.Каверина, Е.А.Филатова. Русский язык для социологов (2).
- А.В.Вавулина, Л.П.Клобукова, О.И.Судиловская, В.Л.Чекалина. Русский язык для юристов.
- Е.А.Филатова, И.С.Черенкова, О.В.Луценко. Русский язык для экономистов.
- Е.Н.Виноградова, Л.П.Клобукова, М.А.Ларкина. Русский язык для психологов.
- И.А.Антонова, И.А.Христиансен. Русский язык для историков.
Н.В.Баско (в соавторстве) был издан ряд национально ориентированных словарей, используемых при обучении языку специальности учащихся юридических и экономических факультетов как в России, так и за рубежом:
- Краткий русско-нидерладский и нидерладско-русский словарь «Закон и преступность».
- Краткий русско-китайский и китайско-русский экономический словарь «Бизнес и финансы».
- Краткий русско-китайский и китайско-русский юридический словарь «Закон и криминал».
Продолжается изучение особенностей функционирования лексической и грамматической систем русского языка, описание семантики русского предложения (в том числе с ориентацией на те или иные национальные контингенты иностранных учащихся). В отчетный период были изданы:
- Битехтина Г.А. (в соавт.). Русский язык как иностранный. Лексика русского языка: сборник упражнений.
- Баско Н.В. Русские фразеологизмы – легко и интересно.
- Булгакова Л.Н., Захаренко И.В., Красных В.В. Мои друзья падежи. Грамматика в диалогах.
- Караванов А.А. Виды русского глагола: значение и употребление.
- Баско Н.В. Изучайте русские фразеологизмы. Пособие для лиц, говорящих на нидерландском языке. Изд. 1-е — 2004 г.; изд. 2-е — 2007 г.
- Ткаченко Н.Г. Рабочая тетрадь по глагольной сочетаемости.
- Битехтина Г.А. (в соавт.) Глаголы движения.
- Н.В.Баско. Русский язык. Углубленный курс. Учебник для студентов-корейцев, изучающих русский язык.
- Н.В.Баско. Россия и русские. Учебное пособие по русскому языку для говорящих на нидерландском языке.
- Г.А.Битехтина. Употребление местоимений.
- Н.В.Баско. Фразеологизмы в русской речи. Словарь-справочник.
Большое внимание уделяется на кафедре совершенствованию методики краткосрочного обучения, в частности методики формирования и развития навыков и умений устной речи на продвинутом этапе обучения. Для стажерского контингента разрабатываются эксклюзивные учебные программы, создаются учебные пособия, в том числе национально ориентированные; в частности, были опубликованы:
- Н.В.Баско. Изучаем русский, узнаем Россию. Учебное пособие по русскому языку, практической стилистике и культурологи. Издания 2004, 2006, 2007 гг.
- И.В.Зезекало (в соавт.). Читаем и переводим газеты и журналы: русский язык – English, English — русский язык.
- Н.В.Баско (в соавт.). Интенсивный курс русского языка (начальный этап обучения). Учебное пособие для краткосрочных интенсивных курсов русского языка для корейских учащихся.
- Л.Н.Норейко (в соавт.). Русская речь на уроках.
Широту учебно-методических программ, предлагаемых кафедрой иностранным стажерам, демонстрирует перечень семинаров, подготовленных преподавателями кафедры и пользующихся большей популярностью у учащихся:
- Краткий очерк истории России (Д.Б.Гудков)
- Легенды русской истории (Д.Б.Гудков)
- Трагедия А.С.Пушкина «Борис Годунов» и русская история (Т.Ю.Торопова)
- Русская цивилизация: типологические особенности (Д.Б.Гудков)
- Знакомимся с русской классикой (Н.Г.Ткаченко)
- Эксперимент в русской литературе от Пушкина до современности (И.И.Яценко)
- Нетрадиционная русская проза конца ХХ века (И.И.Яценко)
- Современная русская женская проза (И.И.Яценко)
- Современная русская проза и апокалипсис (А.Н.Варламов)
- Современная русская проза: кризис или расцвет? (И.И.Яценко)
- В мире прекрасного (русская живопись) (Н.Г.Ткаченко)
- История русской классической музыки XIX века (Н.Г.Ткаченко)
- Русский фольклор: традиции и современность (И.С.Брилева)
- Киносеминар по развитию устной разговорной речи (Л.П.Клобукова)
- Язык российской прессы вчера и сегодня (Л.А.Нестерская)
- Практическая стилистика (Л.Н.Норейко)
- Выражение оценочности в современной публицистике (Л.А.Нестерская)
- Идиомы русского языка и особенности их употребления в речи (Н.В.Баско)
- Фразеологизмы русского языка и особенности их употребления (Н.В.Баско)
- Трудные вопросы русской грамматики (Л.Н.Норейко)
- Глаголы движения (Г.А.Битехтина)
- Функциональное словообразование (Н.В.Баско)
- Префиксальные глаголы (Л.Н.Норейко)
- Русский язык в деловом общении (И.Н.Афанасьева, Н.В.Баско, Л.П.Клобукова, Л.А.Нестерская, Л.Н.Нореко)
- Перевод с английского языка (Л.Н.Норейко)
- Перевод с немецкого языка (О.В.Луценко)
- Перевод с испанского языка (Е.В.Корнеев)
- Музеи Москвы и Петербурга в системе художественной культуры (И.В.Зезекало)
- Клуб любителей русской поэзии (Л.Н.Нечаева)
- Клуб русского языка (Л.Н.Нечаева, И.В.Зезекало)
- Клуб русской песни и романса (И.А.Христиансен)
Другие направления и темы:
Направления |
|
Направление №2. ОПИСАНИЕ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА В ЦЕЛЯХ ПРЕПОДАВАНИЯ ЕГО КАК ИНОСТРАННОГО, МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РКИ. |
|
Направление №7. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ. |
|
Направление №8. ИСТОРИЯ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОЦЕССА XI—ХХ ВЕКОВ И ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ ЕГО РАЗВИТИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ.
|
|