Научная деятельность

 

Из отчета о научной и научно-методической работе кафедры в 2003—2008 годах (Весь отчет)

Направление №2.
ОПИСАНИЕ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА В ЦЕЛЯХ ПРЕПОДАВАНИЯ ЕГО КАК ИНОСТРАННОГО, МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РКИ.
Тема 1. Разработка теоретических основ преподавания РКИ
(научный руководитель — профессор Л. П. Клобукова)

На кафедре ведется лингводидактическое описание русского языка и особенностей его функционирования в научной сфере (подъязыки гуманитарных наук), что создает теоретическую основу для решения проблем оснащения учебного процесса в группах иностранных учащихся гуманитарного профиля.
В отчетный период активно реализовывалась программа оптимизации и интенсификации процесса обучения иностранных студентов и магистрантов профессиональному общению и языку специальности (научный руководитель — Л. П. Клобукова).
В рамках программы были поставлены следующие исследовательские и учебно-методические задачи:

  • научно обосновать выбор оптимального варианта обучения профессиональному общению и языку специальности и осуществить этот вариант обучения на практике;
  • активизировать резервы личности учащегося на основе личностно-деятельностного подхода к обучению;
  • достичь максимума эффективности за минимально возможное учебное время при минимальных затратах усилий учащегося и преподавателя, увеличить скорость, объем и качество усвоения материала учащимися;
  • повысить мотивацию учащихся в процессе овладения языком специальности и развития речевых умений, необходимых для общения в учебно-научной сфере их деятельности;
  • изучить объем и структуру предметной компетенции иностранных учащихся гуманитарных факультетов, провести необходимую работу по корректировке межпредметных связей, по согласованию учебных программ и календарно-тематических планов гуманитарных факультетов МГУ им. М.В.Ломоносова и кафедры РКИ;
  • организовать процесс обучения профессиональному общению и языку специальности как четко управляемую и контролируемую деятельность учащихся.

На сегодняшний день все вышеназванные проблемы решены применительно к контингентам иностранных учащихся первого года обучения пяти гуманитарных факультетов: экономического, исторического, социологического, юридического, а также факультета психологии.
В отчетный период под редакцией Л.П.Клобуковой было опубликовано 6 учебных пособий нового поколения по языку специальности:

  • В.В.Каверина, Е.А.Филатова. Русский язык для социологов  (1).
  • В.В.Каверина, Е.А.Филатова. Русский язык для социологов  (2).
  • А.В.Вавулина, Л.П.Клобукова, О.И.Судиловская, В.Л.Чекалина. Русский язык для юристов.
  • Е.А.Филатова, И.С.Черенкова, О.В.Луценко. Русский язык для экономистов.
  • Е.Н.Виноградова, Л.П.Клобукова, М.А.Ларкина. Русский язык для психологов.
  • И.А.Антонова, И.А.Христиансен. Русский язык для историков.

Н.В.Баско (в соавторстве) был издан ряд национально ориентированных словарей, используемых при обучении языку специальности учащихся юридических и экономических факультетов как в России, так и за рубежом:

  • Краткий русско-нидерладский и нидерладско-русский словарь «Закон и преступность».
  • Краткий русско-китайский и китайско-русский экономический словарь «Бизнес и финансы».
  • Краткий русско-китайский и китайско-русский юридический словарь «Закон и криминал».

Продолжается изучение особенностей функционирования лексической и грамматической систем русского языка, описание семантики русского предложения (в том числе с ориентацией на те или иные национальные контингенты иностранных учащихся). В отчетный период были изданы:

  • Битехтина Г.А. (в соавт.). Русский язык  как иностранный. Лексика русского языка: сборник упражнений.
  • Баско Н.В. Русские фразеологизмы – легко и интересно.
  • Булгакова Л.Н., Захаренко И.В., Красных В.В. Мои друзья падежи. Грамматика в диалогах.
  • Караванов А.А. Виды русского глагола: значение и употребление.
  • Баско Н.В. Изучайте русские фразеологизмы. Пособие для лиц, говорящих на нидерландском языке. Изд. 1-е — 2004 г.; изд. 2-е — 2007 г.
  • Ткаченко Н.Г. Рабочая тетрадь по глагольной сочетаемости.
  • Битехтина Г.А. (в соавт.) Глаголы движения.
  • Н.В.Баско. Русский язык. Углубленный курс. Учебник для студентов-корейцев, изучающих русский язык.
  • Н.В.Баско. Россия и русские. Учебное пособие по русскому языку для говорящих на нидерландском языке.
  • Г.А.Битехтина. Употребление местоимений.
  • Н.В.Баско. Фразеологизмы в русской речи. Словарь-справочник.

Большое внимание уделяется на кафедре совершенствованию методики краткосрочного обучения, в частности методики формирования и развития навыков и умений устной речи на продвинутом этапе обучения. Для стажерского контингента разрабатываются эксклюзивные учебные программы, создаются учебные пособия, в том числе национально ориентированные; в частности, были опубликованы:

  • Н.В.Баско. Изучаем русский, узнаем Россию. Учебное пособие по русскому языку, практической стилистике и культурологи. Издания 2004, 2006, 2007 гг.
  • И.В.Зезекало (в соавт.). Читаем и переводим газеты и журналы: русский язык – English, English — русский язык.
  • Н.В.Баско (в соавт.). Интенсивный курс русского языка (начальный этап обучения). Учебное пособие для краткосрочных интенсивных курсов русского языка для корейских учащихся.
  • Л.Н.Норейко (в соавт.). Русская речь на уроках.

Широту учебно-методических программ, предлагаемых кафедрой иностранным стажерам, демонстрирует перечень семинаров, подготовленных преподавателями кафедры и пользующихся большей популярностью у учащихся:

    • Краткий очерк истории России (Д.Б.Гудков)
    • Легенды русской истории (Д.Б.Гудков)
    • Трагедия А.С.Пушкина «Борис Годунов» и русская история (Т.Ю.Торопова)
    • Русская цивилизация: типологические особенности (Д.Б.Гудков)
    • Знакомимся с  русской классикой (Н.Г.Ткаченко)
    • Эксперимент в русской литературе от Пушкина до современности  (И.И.Яценко)
    • Нетрадиционная русская проза конца ХХ века (И.И.Яценко)
    • Современная русская женская проза (И.И.Яценко)
    • Современная русская проза и апокалипсис (А.Н.Варламов)
    • Современная русская проза: кризис или расцвет? (И.И.Яценко)
    • В мире прекрасного (русская живопись) (Н.Г.Ткаченко)
    • История русской классической музыки XIX века (Н.Г.Ткаченко)
    • Русский фольклор: традиции и современность (И.С.Брилева)  
    • Киносеминар по развитию устной разговорной речи (Л.П.Клобукова)
    • Язык российской прессы вчера и сегодня (Л.А.Нестерская)
    • Практическая стилистика (Л.Н.Норейко)
    • Выражение оценочности в современной публицистике (Л.А.Нестерская)
    • Идиомы русского языка и особенности их употребления в речи (Н.В.Баско)
    • Фразеологизмы русского языка и особенности их употребления (Н.В.Баско)
    • Трудные вопросы русской грамматики (Л.Н.Норейко)
    • Глаголы движения (Г.А.Битехтина)
    • Функциональное словообразование (Н.В.Баско)
    • Префиксальные глаголы (Л.Н.Норейко)
    • Русский язык в деловом общении (И.Н.Афанасьева, Н.В.Баско, Л.П.Клобукова, Л.А.Нестерская, Л.Н.Нореко)
    • Перевод с английского языка (Л.Н.Норейко)
    • Перевод с немецкого языка (О.В.Луценко)
    • Перевод с испанского языка (Е.В.Корнеев)
    • Музеи Москвы и Петербурга в системе художественной культуры (И.В.Зезекало)
    • Клуб любителей русской поэзии (Л.Н.Нечаева)
    • Клуб русского языка (Л.Н.Нечаева, И.В.Зезекало)
    • Клуб русской песни и романса (И.А.Христиансен)

     

     

    Другие направления и темы:

    Направления
    Темы
    Руководитель
    Направление №2. ОПИСАНИЕ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА В ЦЕЛЯХ ПРЕПОДАВАНИЯ ЕГО КАК ИНОСТРАННОГО, МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РКИ.
    Тема 1. Разработка теоретических основ преподавания РКИ профессор Л. П. Клобукова
    Тема 3.   Разработка единой российской  системы стандартизированного сертификационного тестирования по русскому языку как иностранному профессор Л. П. Клобукова
    Тема 4. Лингводидактическое описание русского языка как средства делового общения в целях преподавания РКИ профессор Л. П. Клобукова
    Тема 6. Новые технологии в преподавании русского языка как иностранного д. п. н., доцент Л. А. Дунаева
    Направление №7. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ.
    Тема 2. Проблемы межкультурной коммуникации в теории и практике преподавания языков и культур профессор Д. Б. Гудков

    Направление №8. ИСТОРИЯ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОЦЕССА XI—ХХ ВЕКОВ И ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ ЕГО РАЗВИТИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ.

    Тема 2. Изучение закономерностей литературного процесса (русская литература ХVIII — ХХ веков) профессор А. Н. Варламов