Школа молодого преподавателя
При кафедре русского языка как иностранного для учащихся гуманитарных факультетов МГУ с 2004 года работает Школа молодого преподавателя.
Открытие Школы молодого преподавателя было вызвано тем, что на кафедре постоянно идёт активный процесс расширения и смены педагогического состава кафедры, в связи с чем остро ощущается необходимость решения таких задач как:
— освоение молодыми преподавателями специфики описания и представления языкового материала в процессе преподавания русского языка как иностранного (РКИ);
— осознание каждым преподавателем процесса общения как особого вида деятельности (в соответствии с концепцией Л. С. Выготского, А. А. Леонтьева, П. Я. Гальперина) и процесса обучения языку на деятельностной основе;
— овладение современными методами обучения русскому языку в соответствии с коммуникативными потребностями, целями учащихся и условиями обучения;
— передача более чем пятидесятилетнего опыта работы кафедры с разными контингентами иностранных учащихся, передача традиций.
Школа осуществляет работу в разных формах:
1. Семинарские занятия, заслушивание сообщений и их последующее обсуждение.
2. Подготовка к совместному обсуждению различных актуальных тем лингвистического им методического характера (чтение литературы по теме, обсуждение поставленных вопросов).
3. Обсуждение новой учебно-методической литературы, в частности пособий по языку специальности, созданных на кафедре (например, пособие для учащихся социологического факультета И. А. Антоновой и И. А. Христиансен).
4. Взаимопосещения занятий и их последующие обсуждения (посещение занятий опытных преподавателей, взаимопосещения молодых преподавателей; посещения занятий молодых руководителями секторов и руководителями Школы). Коллективный обмен мнениями и опытом на основе посещений уроков.
5. Выступления молодых преподавателей на семинаре по теме своей научно-методической работы (Гусева Е. В., Куликова Е. В., Подшивалова Е. А. и др.).
6. Кафедрой русского языка для иностранных учащихся гуманитарных факультетов МГУ регулярно выпускается сборник научных и научно-методических статей «Язык, литература, культура», где имеется постоянный раздел «Школа молодого преподавателя».
Основной формой работы являются семинары. На семинарах рассматривается широкий набор актуальных для преподавания РКИ тем общего лингво-методического и культурологического плана, а также тем, связанных с учётом специфики работы со студентами, аспирантами, стажёрами-гуманитариями на разных этапах обучения.
Тематика семинаров:
I. Лингво-методические вопросы.
1. Специальность «Русский язык как иностранный». Лингвистические, психологические и методические основы. Общие и частные вопросы. (проф. Л. П. Клобукова, доц. Г. А. Битехтина, ст. преп. И. А. Афанасьева, доц. Е. А. Шмелёва, доц. Л. А. Нестерская).
2. Лингвистические и психологические основы выработки языковых и речевых навыков и умений. Развитие способностей учащихся в процессе обучения. (доц. Г. А. Битехтина, доц. В. В. Добровольская, ст. преп. Т. Ю. Торопова).
3. Содержание и формы работы по изучению языка специальности (гуманитарные науки). (проф. Л. П. Клобукова, ст. преп. И. А. Афанасьева).
4. Современные инновационные технологии обучения русскому языку. (д. п. н. Л. А. Дунаева).
5. Система упражнений. Цели и формы упражнений. Правило: его формулировка и роль в процессе обучения. (доц. Г. А. Битехтина, доц. В. В. Добровольская).
II. Культурологические вопросы.
1. Межкультурная коммуникация и обучение русскому языку иностранных учащихся. (проф. Д. Б. Гудков)
2. Современная русская проза на уроке русского языка в иностранной аудитории. (доц. И. И. Яценко).
3. Музыкальные и поэтические вечера в рамках работы Клуба русского языка. (Л. Н. Нечаева).
Методическое руководство Школой молодого преподавателя осуществляют Галина Андреевна Битехтина и Елена Александровна Фёдорова.