Издания


Тезисы выступлений на заседаниях Круглого стола «Молодёжь и язык СМИ» с международным участием

Москва, филологический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова

28-29 сентября 2018 года
Тезисы выступлений на заседаниях Круглого стола «Язык и дискурс СМИ в XXI веке» с международным участием

Москва, филологический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова

9-10 сентября 2018 года
Mediensprache und Medienkommunikation im interdisziplinaren und interkulturellen Vergleich
Volodina, Maja N. (Hrsg.): Mediensprache und Medienkommunikation im interdisziplinaren und interkulturellen Vergleich. 300 S. - Mannheim: Institut fur Deutsche Sprache, 2013. ISBN: 378-3-937241-41-8

Книга “Mediensprache und Medienkommunikation im interdisziplinaren und interkulturellen Vergleich” («Язык масс медиа и медийная коммуникация в междисциплинарном и межкультурном сопоставлении») представляет собой второй коллективный сборник научных статей, созданный в рамках Центра «Язык СМИ» под ред. М. Н. Володиной, который опубликован в Германии. Авторами сборника являются исследователи СМИ из России, Германии, Казахстана, Литвы и Украины. В фокусе внимания авторского коллектива – специфика языка и дискурса СМИ в междисциплинарном и межкультурном аспектах.

Язык и дискурс средств массовой информации в XXI веке / Под ред. М.Н. Володиной. — М.: Академический Проект, 2011. — 332 с. — (Gaudeamus).
В коллективной монографии освещаются общие и частные проблемы изучения языка и дискурса СМИ, наиболее актуальные в настоящее время. К ним относятся: информационно-языковая экология общества, роль СМИ в процессе формирования личности, методология анализа дискурса СМИ... >>>

Язык средств массовой информации. Учебное пособие для вузов. Под ред. М.Н. Володиной. М., 2008..
В первом разделе пособия рассматриваются основные направления в изучении языка СМИ (собственно лингвистический, риторический, герменевтический, психолингвистический, лингвопрагматический, социологический, юридический и культурологический аспекты). Особое внимание уделяется семиотическому и когнитивно-дискурсивному подходам к анализу текстов массовой коммуникации. Второй раздел посвящён изучению активных инновационных процессов в сфере функциональных стилей русского языка, иностранных масс-медиа, проблеме перевода текстов СМИ, а также текстам политического дискурса. В третьем разделе >>>

Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования.
Первая и вторая части.

В 2003 г. в рамках междисциплинарного научного проекта МГУ №19 была опубликована первая часть учебного пособия «Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования» (460 с.), в 2004 г. в рамках проекта №9 – его вторая часть (416 с.). В одной из рецензий книга охарактеризована как «первая в России учебно-научная энциклопедия по медиалингвистике».
Наряду с видными учеными, авторами книги являются выпускники специализации «Язык СМИ».
В книге впервые дается комплексный междисциплинарный анализ языка массовой коммуникации в аспекте восприятия и продуцирования текста, что непосредственно связано с основными целями:
1) научить студентов адекватно оценивать язык современных СМИ;
2) помочь овладеть необходимыми знаниями, направленными на понимание и создание текстов массовой коммуникации, во многом определяющих социально-психологическую, языковую и культурную ситуации в современном обществе. В настоящее время готовится второе (дополненное) издание этой книги.

Сборник материалов Второй Международной конференции «Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования».
С 14-го по 16-е февраля 2008 года на филологическом факультете при участии Института языкознания РАН проводилась Вторая Международная научная конференция «Язык средств массовой информации как объект междисциплинарного исследования». Цель конференции – поиск новых подходов к решению проблем, обусловленных процессом медиатизации жизненного пространства современного общества, который напрямую связан с его духовной и социальной экологией. Кроме филологов, в конференции принимали участие журналисты, философы, психологи, социологи, политологи, информатики, а также специалисты других областей знания, работающие в сфере СМИ. >>>

Werner Kallmeyer / Maja N. Volodina (Hg.). Perspektiven auf Mediensprache und Medienkommunikation. Mannheim, 2005.
В 2005 г. в Германии опубликован сборник докладов Первой Международной конференции «Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования» под названием «Perspektiven auf Mediensprache und Medienkommunikation» («Перспективы развития языка СМИ и массовой коммуникации» – 316 c.). >>>

Язык средств массовой информации как объект междисциплинарного исследования.
В 2001 г. при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований была проведена Международная научная конференция «Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования». С докладами выступили более 50 человек. Участниками конференции были и видные ученые, и молодые исследователи (опубликовано более 70 тезисов докладов). Интегративный подход стал одной из сильнейших сторон конференции, позволившей выявить наиболее актуальные аспекты изучения языка СМИ (лингвистический, герменевтический, психолингвистический, социологический, когнитивно-информационный, культурологический). >>>

Программы курсов по специализации «Язык средств массовой информации». Издательство Московского университета, 2000.

Целью специализации «Язык СМИ» является формирование у студентов-филологов дополнительной профессиональной компетентности, которая определяется квалификационной характеристикой «Специалист по языку средств массовой информации».
Средства массовой информации обладают мощной силой воздействия на общественное сознание, оказывая влияние не только на мировосприятие современного человека, но также на тип культуры сегодняшнего дня. В связи с этим особенно остро встает вопрос о формировании высокой информационно-языковой культуры в обществе, о сохранении национальных языковых традиций и культуры речи.
>>>