кликните, чтобы получить увеличенное изображение в отдельном окне Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования. изд-во Московского университета. 460 стр.

Издание представляет собой первый выпуск учебного пособия под таким названием. В его создании принимали участие филологи, журналисты, психологи, информатики и философы, поскольку изучение языка СМИ, оказывающего воздействие на все сферы общественного сознания, является задачей, решение которой возможно только при использовании методов различных наук.
В книге впервые дается комплексный междисциплинарный анализ языка массовой коммуникации в аспекте восприятия и продуцирования текста, что непосредственно связано с теми целями, которые ставит перед собой авторский коллектив:
научить адекватно оценивать язык современных СМИ;
помочь овладеть необходимыми знаниями, направленными на понимание и создание текстов массовой коммуникации, во многом определяющих социально-психологическую, языковую и культурную ситуации в современном обществе.
Главная особенность использования языка в современном мире – глобализация информационных процессов, расширение форм воздействия на человека с помощью новых СМИ, которые по-новому структурируют «старые» формы и возможности коммуникации.
Сегодня информация стала решающим стратегическим фактором во всех сферах человеческой жизни. Новые информационные технологии вносят радикальные изменения в существующую картину мира. По мнению исследователей, наша картина мира лишь на десять процентов состоит из знаний, основанных на собственном опыте. Все остальное мы знаем (или полагаем, что знаем) из книг, газет, радио- и телепередач. Такие средства массовой информации, как пресса, радиовещание, кино, телевидение, реклама, Интернет, являются неотъемлемым компонентом социального бытия современного человека, основным способом его приобщения к событиям окружающего мира, посредником в формировании культуры.
Определяя общеполитический и культурный климат нового «информационного общества» в целом, масс-медиа определяют также языковой климат каждой конкретной страны в отдельности.
Многие традиционные функции «печатной коммуникации» сегодня заменяются новыми с помощью мультимедийных интерактивных СМИ. Интернет предоставляет пользователю широчайшие возможности приобщения к мировой культуре: электронные библиотеки, виртуальные музеи, богатейшие банки данныхпо самым разным областям человеческого знания.
Однако именно в условиях интенсивного использования глобальной Сети становится возможным распространение вируса антикультуры. На первый план выступает коммерческая «инфицированность», призванная способствовать сбыту товаров (прежде всего информации). Общедоступность нередко подменяется вседозволенностью. Возрастает опасность утраты национальной самобытности, включая самобытность языковую.
В этой связи необходимо помнить, что информация, язык и культура – взаимозависимые понятия, непосредственно связанные с проблемой существования и развития современного общества, проблемой его духовной и социальной экологии.
Учебное пособие призвано помочь студентам овладеть необходимыми знаниями, направленными на адекватное восприятие и продуцирование текстов современных СМИ, которые сегодня определяют не только языковую, но и социально-психологическую, и культурную ситуации в обществе.
Книга создана авторским коллективом профессоров, доцентов, преподавателей, научных сотрудников, аспирантов и студентов-дипломников пяти факультетов Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.
Филологический факультет:
Александрова О.В., д-р филол. наук, профессор; Баранов А.Н., д-р филол. наук, профессор;
Борнякова И.В., студентка-дипломница (специализация «Язык СМИ»);
Брызгунова Е.А., к. филол. наук, доцент;
Волков А.А., д-р филол. наук, профессор; Володина М.Н., д-р филол. наук, профессор;
Григорьева О.Н., к.филол. наук, доцент;
Гудков Д.Б., д-р филол. наук, доцент;
Качалкин А.Н., д-р филол. наук, профессор;
Кедрова Г.Е., к.филол. наук, доцент;
Кобозева И.М., к.филол. наук, доцент;
Комова Т.А., д-р филол. наук, профессор;
Конурбаев М.Э., д-р филол. наук, профессор;
Ксензенко О.А., к.филол. наук, ст. преподаватель;
Кукушкина О.В., д-р филол. наук, доцент;
Липгарт А.А., д-р филол. наук, профессор;
Микоян А.С., к. филол. наук, доцент;
Мельник М.М., к.филол.наук, ст. преподаватель;
Папченко М.Ю., студентка-дипломница (специализация «Язык СМИ»);
Пирятинская Е.Ф., научный сотрудник;
Поликарпов А.А., д-р филол. наук, доцент;
Савчук С.О., к. филол. наук, доцент;
Сольев М.А., научный сотрудник (работа в рамках специализации «Язык СМИ»);
Тортунова И.А., аспирантка (работа в рамках специализации «Язык СМИ»).
НИВЦ:
Демьянков В.З., д-р филол. наук, профессор.
Ф-т журналистики:
Дроняева Т.С., к.филол.наук, ст. преподаватель;
Кара-Мурза Е.С., к.филол.наук, доцент;
Клушина Н.И., к.филол.наук, ст. преподаватель;
Солганик Г.Я., д-р филол. наук, профессор.
Ф-т психологии:
Леонтьев А.А., д-р психолог. наук, профессор;
Матвеева Л.В., д-р психолог. наук, доцент.
Философский ф-т:
Артамонова Ю.Д., к. филос. наук, доцент;
Кузнецов В.Г., д-р филос. наук, профессор;
Миронов В.В., д-р филос. наук, профессор.
Одним из авторов является также Т.В. Юдина, д-р филол. наук, профессор (ф-т государственного управления).
Конкретные разделы пособия различаются по объему и манере написания, что передает авторское видение проблематики, включающей:
а) комплексный междисциплинарный анализ языка СМИ в собственно лингвистическом, психологическом, когнитивном, лингвопрагматическом, риторическом, герменевтическом и культурологическом аспектах;
б) изучение активных инновационных процессов в сфере функциональных стилей русского языка, а также иностранных масс-медиа;
в) исследование особенностей языка конкретных СМИ и обучение навыкам (языковой) деятельности, связанной с работой в данной сфере: перевод текстов массовой коммуникации, использование возможностей СМИ и сети Интернет в процессе преподавания русского и иностранного языков; работа над созданием теленовостей, работа в области рекламы, в отделах по связям с общественностью (Public relations), редактирование и др.
Основное внимание уделялось воздействующей функции средств массовой информации, возможности манипулирования сознанием с помощью востребованных для этого специальных языковых средств, а также разработке контрстратегий на базе критического, осознанного отношения к языку СМИ.
Пособие отражает опыт преподавания данного предмета на филологическом факультете МГУ в рамках специализации «Язык СМИ».
Комплексное междисциплинарное исследование языка массовой коммуникации в аспекте восприятия и продуцирования текста – новое научное направление, непосредственно интегрированное в учебный процесс. Основы этого направления заложены на филологическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова.
Учебное пособие создано в рамках Междисциплинарного научного проекта 2002 г. №19 «Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования» Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.

Руководитель учебно-научного Центра «Язык СМИ»
филологического ф-та МГУ им. М.В. Ломоносова
д-р филол. наук, профессор М.Н. Володина.