Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования. Издательство Московского университета.
Настоящее издание представляет собой вторую часть учебного пособия «Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования». Пособие призвано помочь студентам овладеть необходимыми знаниями, направленными на адекватное восприятие и продуцирование текстов современных СМИ, которые сегодня определяют языковую, социально-психологическую и культурную ситуации в обществе. В книге продолжается комплексный анализ языка массовой коммуникации на междисциплинарном уровне. В создании данного пособия принимали участие филологи, журналисты, психологи, социологи, информатики и философы. Наряду с известными учеными, авторами книги являются молодые исследователи. Обладая высоким престижем и самыми современными средствами распространения, язык СМИ, выполняет в «информационном обществе» роль своеобразной модели национального языка. Он во многом формирует
литературные нормы, языковые вкусы и предпочтения, оказывает влияние на восприятие политики, идеологии, искусства и литературы. Не будучи составной частью культуры, язык СМИ воздействует на нее самим фактом своего существования. С одной стороны, язык массовой коммуникации по-своему обогащает литературный язык, насыщая его оценочными оборотами, формируя отточенную, нередко афористическую речь. С другой стороны, нельзя не видеть негативной роли языка некоторых СМИ, изобилующего многообразными отступлениями от нормы, наводняющего речь жаргонизмами и иноязычными словами. В условиях снижения общей информационно-языковой и речевой культуры язык СМИ требует к себе особого внимания. Кроме языка прессы, объектом анализа в данной книге является также аудиовизуальный язык кино, язык радио и телевидения. Развитие и распространение кино и телевидения способствовали включению специфики аудиовизуального языка в общий контекст исследования коммуникативных средств на уровне теории коммуникации и семиотики. Эти дисциплины, сложившиеся в ХХ веке, поставив в центр внимания исследователей проблему соотношения языкового кода и его конкретной формы выражения, коммуникативной системы и ее перформативной актуализации, неизбежно привели к необходимости рассмотрения общих и отличительных черт различных коммуникативных систем. Среди них, прежде всего, взаимоотношение устной и письменной речи, разговорного и литературного языков и, наконец, взаимоотношение вербального языка и аудиовизуального языка кино и телевидения. В первой части пособия рассматриваются основные направления в изучении языка СМИ, который исследуется в лингвистическом, психолингвистическом, социологическом, юридическом и культурологическом аспектах. Особое внимание уделяется семиотическому, когнитивному и стилистическому подходам к анализу языка массовой коммуникации. Вторая часть посвящена изучению особенностей языка конкретных каналов коммуникации. Наряду с анализом языка печати, в пособии впервые рассматриваются специфика языка кино, радиоязыка и некоторые аспекты телеязыка. Важное значение (особенно, в дидактическом контексте) приобретает третья часть пособия, посвященная основам литературного редактирования. Книга создана авторским коллективом профессоров, доцентов, преподавателей, научных сотрудников, аспирантов и студентов-дипломников пяти подразделений МГУ им. М.В. Ломоносова. Авторами издания являются также ученые, давно и плодотворно сотрудничающие с Московским государственным университетом. Один из них, академик РАН Ю.С. Степанов – выпускник филологического факультета МГУ. Филологический факультет: Александрова О. В., доктор филологических наук, профессор; Володина М. Н., доктор филологических наук, профессор; Григорьева О. Н., кандидат филологических наук, доцент; Домогацкая Е.Г., научный сотрудник; Дубровина И.М., доктор филологических наук, профессор; Калинина Е. Ю., кандидат филологических наук, доцент; Певак Е.А., старший научный сотрудник; Саблина О.А., студентка V курса (специализация «Язык СМИ»). НИВЦ: Демьянков В. З., доктор филологических наук, профессор. Факультет журналистики: Дроняева Т. С., кандидат филологических наук, старший преподаватель; Зарва М.В., кандидат филологических наук, доцент; Солганик Г. Я., доктор филологических наук, профессор; Туркова К.Д., аспирантка; Федотова Л.Н., доктор социологических наук, старший научный сотрудник. Факультет психологии: Леонтьев А. А., действительный член Российской академии образования, доктор филологических наук, доктор психологических наук, профессор; Петренко В.Ф., член-корреспондент Российской академии наук, доктор психологических наук, профессор. Философский факультет: Артамонова Ю. Д., кандидат философских наук, доцент; Вархотов Т.А., кандидат философских наук, старший преподаватель; Войниканис Е.А., кандидат философских наук, доцент; Костикова А.А., кандидат философских наук, доцент. Воронежский государственный университет: Цурикова Л.В., доктор филологических наук, профессор; Екатеринбургский государственный университет: Чудинов А.П., доктор филологических наук, профессор; Красноярский государственный университет: Копнина Г.А., кандидат филологических наук, доцент; Сковородников А.П., доктор филологических наук, профессор; Институт языкознания РАН: Кубрякова Е.С., доктор филологических наук, профессор; Степанов Ю.С., действительный член Российской академии наук, доктор филологических наук, профессор; Институт немецкого языка, Мангейм (Германия): Кальмайер Вернер, профессор, руководитель отделения прагматики. Комплексное междисциплинарное исследование языка массовой коммуникации в аспекте восприятия и продуцирования текста – новое научное направление, непосредственно интегрированное в учебный процесс.
Основы этого направления заложены на филологическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова. Учебное пособие создано в рамках Междисциплинарного научного
проекта № 9 (2003 г.) Московского государственного университета
им. М. В. Ломоносова «Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования».
|