кликните, чтобы получить увеличенное изображение в отдельном окнеПрограммы курсов по специализации «Язык средств массовой информации». Издательство Московского университета, 2000.

Целью специализации «Язык СМИ» является формирование у студентов-филологов дополнительной профессиональной компетентности, которая определяется квалификационной характеристикой «Специалист по языку средств массовой информации».
Средства массовой информации обладают мощной силой воздействия на общественное сознание, оказывая влияние не только на мировосприятие современного человека, но также на тип культуры сегодняшнего дня. В связи с этим особенно остро встает вопрос о формировании высокой информационно-языковой культуры в обществе, о сохранении национальных языковых традиций и культуры речи.
Изучение языка массовой коммуникации – актуальная задача для филологов, которые призваны рассматривать СМИ в широком контексте, позволяющем понять и объяснить влияние социальных, политических и культурных факторов на функционирование языка в обществе. Решение этой задачи возможно только на междисциплинар-ном уровне, в тесном сотрудничестве филологов с журналистами, психологами, философами, социологами, кинематографистами.
Предметом изучения, наряду с «традиционными» печатными и электронными средствами массовой информации – пресса, радио, кино, телевидение, реклама, становится также Интернет, в котором развиваются новые виды текста и диалогических форм. Именно в СМИ происходят активные процессы изменения языковой нормы в рамках русского и других европейских языков.
Программа создана авторским коллективом, ядро которого составляют профессора, доценты, преподаватели и научные сотрудники разных отделений филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоно-сова: О.В. Александрова, И.М. Дубровина, А.Н. Качалкин, Т.А. Комова, А.А. Липгарт, А.А. Волков, М.Н. Володина, М.Э. Конурбаев, А.А. Поликарпов Е.А. Брызгунова, О.Н. Григорьева, И.М. Кобозева, Г.Е. Кедрова, А.С. Микоян, К.И. Казенин, О.А. Ксензенко, Т.С. Макеева, Г.С. Петрова, Е.Г. Домогацкая, Ю.В. Работкин. Участниками авторского коллектива являются также аспирантка М.М. Михайлова и студент V курса М. А. Сольев.
Совместно с филологами в составлении программы принимали участие ведущие специалисты факультета журналистики (проф. Г.Я. Солганик, доц. М.В. Зарва), психологии (проф. А.А. Леонтьев), социологии (проф. Л.Н. Федотова), философского факультета (проф. В.Г. Кузнецов) и Центра международного образования МГУ им. М.В. Ломоносова (проф. В.П. Белянин, доцент С.А. Гореликов).
Конкретные разделы программы различаются по объему и манере написания, что в известной степени передает авторское виде-ние курса, который строится по принципу модульной взаимообуслов-ленности между отдельными частями единого целого. Специализация рассматривается как многоуровневый образова-тельный комплекс по овладению студентами новой квалификацией. Приобретение необходимых навыков для будущей профессиональной деятельности базируется на получении соответствующих теоретических знаний и их творческом применении.
Подготовка рассчитана на два года обучения (четыре семестра по 2 – 4 часа занятий в неделю). Учебный материал разделен на взаимо-обусловленные, логически законченные части (модули), каждая из кото-рых непосредственно связана с основной темой. Имеется в виду
Цикл лекций и семинарских занятий, включающий:
а) комплексный анализ языка СМИ на междисциплинарном уровне в собственно лингвистическом, семиотическом, психологическом, ког-нитивном, лингвопрагматическом, социологическом, риторическом, герменевтическом и культурологическом аспектах;
б) изучение активных процессов в развитии русского литературно-го языка и иностранных языков, проявляющихся в текстах СМИ;
в) обучение навыкам (языковой) деятельности, связанной с работой в СМИ: редактирование, реферирование, аннотация и перевод текстов массовой коммуникации; использование возможностей СМИ и сети ИНТЕНЕТ в процессе преподавания русского и иностранного языков; работа в области рекламы и др.
Начиная со второго семестра, в учебный процесс интегрируется практикум в форме:
1) занятий-семинаров, проводимых лектором;
2) домашних заданий с последующим обсуждением на семинаре;
3) занятий в компьютерном классе;
4) конкретной деятельности на факультете;
5) работа в отделах по связям с общественностью и др.
Форма отчетности:
1) зачет (после первого учебного семестра);
2) дифференцированный зачет (после второго и третьего семестров);
3) выпускной квалификационный проект.

Программа обучения предоставляет студентам возможность овла-деть необходимыми знаниями, умениями и навыками, направленными на адекватное восприятие и продуцирование текстов современных СМИ, которые во многом определяют социально-психологическую и языко-вую ситуации в обществе.

Руководитель учебно-научного Центра «Язык СМИ»
филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова д.ф.н. М.Н. Володина