История кафедры

УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ

Первая программа («Программа по русскому языку для студентов-иностранцев», изд. «Сов. наука», 1954) была написана И. М. Пулькиной и утверждена Методическим управлением Минвуза 4 октября 1954 года. Уже в этой программе содержались основные установки, которые в дальнейшем были приняты на кафедрах РКИ и в МГУ, и в других вузах страны. Существенный интерес представляет «Объяснительная записка» к программе, в которой определяются цели обучения, количество часов по годам обучения и итоговые требования к уровню владения языком. Примечательно, что в «Объяснительной записке» прежде всего даны «Основные виды работ по развитию речи (устной и письменной) в связи с изучением грамматики и чтением» (с.4–8). Программа открывается разделом «Тематика бесед и текстов для чтения (по годам обучения)», что свидетельствует о том, что уже в самом начале 50-х годов в практике обучения русскому языку иностранцев приоритетным направлением являлось развитие речи. В разделе «Фонетика и грамматика» ставится задача «развития навыков чтения и письма», т.е. навыков речевой деятельности. Выделен раздел: «Упражнения в построении простого предложения самого элементарного типа» (с использованием самых необходимых для первого общения с окружающими слов и выражений). В разделе «Синтаксис и морфология» синтаксический материал представлен первым. Раздел «Морфология» наряду с основными характеристиками частей речи включает одновременно и сведения о функционировании морфологических категорий. Таким образом, в программе реализуется один из наиболее существенных принципов построения системы обучения – изучение грамматики, прежде всего морфологии, на синтаксической основе. И в дальнейшем этот принцип сохраняется как основополагающий во всех учебных программах по русскому языку как иностранному. Компактная, четко организованная программа, написанная Пулькиной И. М., была верным ориентиром в работе кафедр МГУ в 50-е годы — в начале 60-х годов и сыграла важную роль в становлении новой специальности — РКИ.
В дальнейшем программы для основного этапа обучения становились более развёрнутыми и строились с учетом «Программы по русскому языку для студентов-иностранцев, обучающихся на подготовительных факультетах вузов СССР» (изд. ВШ, 1962), созданной под руководством Е. Г. Баш:

  • «Программа по русскому языку для студентов-иностранцев, обучающихся в нефилологических вузах», авторы: Е. А. Блинцовская, Г. И. Володина, Л. С. Муравьёва, В. А. Самодова (ВШ, 1964). Программа носила экспериментальный характер.
  • «Программа по русскому языку для студентов-иностранцев, обучающихся в нефилологических вузах СССР» под ред. Д. И. Фурсенко (авт. Л. С. Муравьёва, В. А. Самодова), ВШ, 1970, 1973, 1977. Здесь впервые языковой материал был представлен на основе определенных логико-смысловых отношений (субъектно-предикативных, атрибутивных, объектных, временных и др.). Программа содержала методические указания для преподавателей и объём требований, предъявляемых к учащимся на разных этапах обучения, и по сути своей была программой-пособием.
  • «Программа по русскому языку для студентов гуманитарных нефилологических факультетов», авторы: Л. М. Масловская, И. А. Локшина, А. В. Фролкина, под ред. Е. М. Степановой, МГУ, 1976.
  • «Программа по русскому языку для иностранных стажёров нефилологических специальностей высших учебных заведений Советского Союза» (ВШ, М., 1966, 1977, 1988), авторы: Е. М. Коняева, С. Н. Мерзон, О. П. Рассудова, Г. И. Рожкова.
  • «Программа по русскому языку для студентов и аспирантов-болгар (с методическими указаниями)» («Сов. наука», 1958), авторы: Г. А. Битехтина, Н. Н. Луцкая (Ковачева), под ред. Р. Г. Уриной.

Непреходящая ценность этих программ заключается в тщательном отборе языкового материала, служащего для выражения определенных смыслов, в учете особенностей отбора материала для разных этапов обучения и разных контингентов, в разработке принципов представления материала (функциональная основа, концентричность и др.), в представлении требований к уровню владения языком.