История кафедры

ПРОБЛЕМЫ ЗВУЧАЩЕЙ РЕЧИ

Особую роль в разработке проблем практической фонетики, в изучении иностранного акцента в русской речи, роли интонации в формировании смысла высказывания и изучении её стилистических возможностей сыграла получившая международное признание теория Е. А. Брызгуновой — выделение ею интонационных конструкций русской речи (ИК). Е. А. Брызгуновой создана научная школа, доказавшая свою жизнеспособность и большой научный потенциал. Особо следует отметить такие работы Е. А. Брызгуновой, как «Звуки и интонация русской речи» (6-е изд. — «Русский язык», 1977), «Вводно-фонетический курс русского языка» («Русский язык», 1982, 1984), «Эмоционально-стилистические различия русской звучащей речи» (МГУ, 1984). В русле теории Е. А. Брызгуновой на кафедрах создавались практические пособия по фонетике и интонации русской речи, в том числе ориентированные на разные национальные контингенты учащихся: для англоговорящих, испаноговорящих учащихся, для японцев, вьетнамцев, корейцев и др. (авт.: О. А. Артёмова, Л. М. Масловская, Г. И. Рожкова, В. И. Савицкая, Э. И. Розанова, И. В. Одинцова, Н. Г. Литвиненко, Н. И. Малашенко, С. Э. Озе, Г. Б. Потапова, И. А. Осипова, Е. В. Цветкова). Изучение и теоретическое описание интонационной системы русского языка, предложенное Е. А. Брызгуновой, оказалось настолько значимым и перспективным, что она была приглашена для написания соответствующего раздела академической грамматики русского языка («Русская грамматика» — 1980, под ред. Н. Ю. Шведовой).