История кафедры

ИЗУЧЕНИЕ НАУЧНОГО СТИЛЯ.
ОБУЧЕНИЕ ЯЗЫКУ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

 

Ещё в конце 50-х и начале 60-х годов пришло осознание того, что иностранные учащиеся, обучающиеся на разных факультетах МГУ, испытывают большие трудности в овладении языком специальности. Стала очевидной необходимость обучения речевой деятельности на материале языка специальности, что обусловило включение в учебные программы и планы особого аспекта — «Язык специальности». Перед коллективом встала задача изучения различных функциональных стилей, и в первую очередь — научного стиля.

В 70-е годы началось более углубленное изучение языковых особенностей научной речи. Ономасиологический подход к структурированию языкового материала способствовал выявлению актуальных смыслов научной речи и способов их выражения. Были выявлены типовые синтаксические модели научного текста, подготовлен ряд учебных пособий:

  • Сборник упражнений по синтаксису научной речи, авт.: А. Ф. Егорова, О. Д. Карабак, С. П. Курганова, Н. М. Лариохина, М., «Русский язык», 1975.
  • Практический курс русского  языка (учебное пособие для студентов-иностранцев, обучающихся на естественных факультета), авт.: Г. И. Володина (ред), С. П. Курганова, Н. М. Лариохина, М. Н. Найфельд, МГУ, 1970; «Русский язык», 1977.
  • Пособие по синтаксису научной речи общественных наук, авт.: М. П.  Аксенова, Г. И. Дергачева, Л. И. Краснопояс, Н. С. Маторина, В. О. Можаева, В. И. Савицкая, Е. П. Стемковская, А. Л. Трегубова, О. В. Чагина, МГУ, 1977.
  • Учебник русского языка для иностранцев, обучающихся на нефилологических факультетах вузов СССР гуманитарного профиля. Синтаксис научной речи. Отв. ред.: Е. П. Стемковская, Г. И. Дергачева; авт.: Г. И. Дергачева,  А. В. Величко, Л. И. Краснопояс, Н. С. Маторина, В. О. Можаева, В. И. Савицкая, Е. П. Стемковская, А. Л. Трегубова, О. В. Чагина, М., «Русский язык», 1978.
  • О. В. Шуляк. Мы изучаем историю СССР, МГУ, 1972.
  • Л. В.  Кузнецова. Пособие для работы по научному тексту, МГУ, 1979.
  • С. А. Жижина, С. П. Курганова. Работа над научным текстом (учебное пособие), МГУ, 1981.

В 80-е годы начинается новый этап в исследовании данной проблематики: изучаются коммуникативные потребности различных категорий учащихся в зависимости от целей, условий и этапов обучения, готовятся перечни интенций, актуальных для учебно-научной сферы общения. Эти пособия были  адресованы учащимся определенных факультетов и обеспечивали обучение речевому общению на материале языка специальности. В соответствии с выявленными и систематизированными коммуникативными потребностями учащихся создаются учебные пособия, обеспечивающие взаимосвязанное обучение четырем основным видам речевой деятельности на основе изученного языкового материала.

Продолжается углубленное изучение научной речи, исследуется формально-смысловая устроенность и коммуникативная направленность научного текста, анализируются его языковые особенности, обобщаются результаты научно-педагогической работы. Это нашло отражение в монографиях:

  • Лариохина Н. М. . Вопросы синтаксиса научного стиля речи (анализ некоторых структур простого предложения), М., «Русский язык», 1979.
  • Клобукова Л. П. . Обучение языку специальности, МГУ, 1987.
  • Лариохина Н. М. . Обучение грамматике научной речи и виды упражнений, М., «Русский язык», 1989.

В работах этих авторов разрабатываются актуальные проблемы преподавания русского языка иностранным специалистам-нефилологам, предлагаются оптимальные модели профессионально ориентированного обучения.