На главную | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
В. Б. Катаев Первая половина данной книги посвящена новому прочтению рассказов и пьес Чехова, входящих в школьные программы и в списки литературы для поступающих в университеты. Автор показывает обманчивость такого понимания чеховских произведений, которое как будто лежит на поверхности. Вторая часть, выходя за рамки Чехова, «сдаваемого» на экзаменах, ведет в большой, во многом не изученный мир творчества одного из наиболее спорных и наименее понятных русских классиков. Книга неоднократно переиздавалась. С 2005 года выходит в новом оформлении. |
А. И. Журавлева, М. С. Макеев Книга посвящена творчеству великого русского писателя-драматурга А. И. Островского. Авторы раскрывают феномен театра Островского – новатора и реформатора русского сценического искусства. В ней содержится глубокий литературно-исторический анализ программных пьес писателя («Свои люди – сочтемся!», «Гроза», «Лес», «Бесприданница», «Таланты и поклонники»). Книга неоднократно переиздавалась. |
В. Л. Коровин, А. М. Ранчин, Е. А. Тахо-Годи и др. Первая книга тома «Русская литература» вводит читателей в чудесный мир сказок, былин и летописей Древней Руси. Она рассказывает о знаменитых классиках XVIII и XIX столетий – о Крылове и Державине, Карамзине и Пушкине, Лермонтове и Гоголе, Достоевском и Толстом... Читателю предлагаются также очерки по теории литературы. В числе авторов книги – преподаватели столичных университетов, известные историки культуры, литературоведы и критики. |
Е. В. Грекова, Г. В. Зыкова, М. С. Макеев В пособии содержатся темы контрольных работ, помогающие подготовиться к устному экзамену, темы сочинений и методические указания. |
В. А. Недзвецкий Автором настоящего пособия по-новому прочтены такие вершинные произведения русской литературной классики, как «Евгений Онегин» Пушкина, «Герой нашего времени» и «Смерть Поэта» Лермонтова, «Мертвые души» Гоголя, «Записки охотника», повесть «Ася» Тургенева, «Обрыв» Гончарова, «Бедные люди», «Записки из Мертвого дома» и «Братья Карамазовы» Достоевского, «Смерть чиновника» Чехова. Книга неоднократно переиздавалась. С 2006 года выходит в новом оформлении. |
В. А. Недзвецкий В чем отличие русского классического романа от других видов «эпоса нового мира» в отечественной и зарубежной литературах XIX века? Какие исторические и эстетические причины вызвали эту форму к жизни и как она развивалась от «Евгения Онегина» А. С. Пушкина до «Братьев Карамазовых» Ф. М. Достоевского и «Воскресения» Л. Н. Толстого? Ответы на эти вопросы сочетаются в книге с обстоятельным анализом всех крупнейших образцов исследуемого жанра. Методологическая новизна и концептуальность монографии делают ее научно актуальной, а широкий охват материала и ясность изложения превращают в учебное пособие для слушателей спецкурсов и участников семинаров по русскому роману. |
А. М. Песков, Е. Э. Лямина (составители) Воспоминания француза, который провел ряд лет при дворе Екатерины II и Павла I, содержат закулисную хронику русской придворной жизни того времени. Демонстрируя незаурядную наблюдательность и осведомленность, автор дает яркие характеристики мудрой императрицы и ее сумасбродного сына, их фаворитов и придворных. Независимость суждений и нелицеприяность выводов делают книгу уникальным мемуарным источиком. Книга выходила на руском языке в начале XX века и с тех пор не переиздавалась. |
В. А. Недзвецкий Какую древнюю и вечно живую историю напоминает повесть о надеждах, заблуждениях и разочарованиях Александра Адуева – героя первого романа И. А. Гончарова? Кто такой Илья Ильич Обломов – патриархальный барин или русский Дон Кихот? Почему писатель назвал свой «Обрыв» «эпосом любви»? И с какой целью русский корабль «Паллада» бороздит просторы мирового океана? На эти и многие другие вопросы отвечает эта книга. Автор предлагает новое прочтение «Обыкновенной истории». «Обломова» и «Обрыва», а также «географического» романа «Фрегат "Паллада"», созданного на материале кругосветного плавания от Кронштадта до берегов Японии и последующего сухопутного возвращения в Петербург через всю Сибирь. Заключает книгу глава о «Необыкновенной истории» – автобиографической повести, в которой Гончаров рассказал о создании своих романов, особенно «Обрыва». Книга неоднократно переиздавалась. |
В. Б Катаев, Р.-Д. Клуге (редакторы) В этой книге представлены выступления участников конференции «Чехов и Германия», состоявшейся в марте 1995 года на филологическом факультете Московского государственного университета. Конференция стала завершением работы двух семинаров, работавших по сходной программе в Славянском семинаре Тюбингемского университета и на кафедре истории русской литературы Московского государственного университетета. |
М. П. Громов, В. Б. Катаев (редакторы и составители) Расширенное издание переписки А. П. Чехова 1984 года. |
В. В. Кусков (редактор) Словарь содержит краткие сведения о произведениях русской словесности XI–XVII веков, их авторах, жанрах, архитектурных памятниках, иконописи, исследователях, библиографических справочниках, учебниках и учебных пособиях. В приложении даны генеалогия правителей Древней Руси от киевских князей до династии Романовых включительно и русский месяцеслов. |
В. А. Воропаев, И. А. Виноградов (редакторы и составители) Настоящее собрание сочинений Николая Васильевича Гоголя строго следует воле автора, высказанной им в последние годы жизни: собрание открывают произведения, которые писатель, пересмотрев все им прежде написанное и сопроводив предисловием, издал в 1842 году в четырех томах и намеревался переиздать в том же составе и с тем же предисловием в 1852 году (часть корректуры нового собрания он успел просмотреть). В 2007 году вышло сокращенное переиздание. |
В. А. Недзвецкий Русская литературная критика XVIII–XIX веков впервые рассмотрена в аспекте ее основных методов. Автор показывает их внутреннее саморазвитие и сложное творческое взаимодействие, смену одних методов другими. Такой подход соответствует реальному многообразию способов и критериев литературной оценки. Оправдан он и методически, так как, избавляя читателя от необходимости объять необъятное, позволяет уловить логику изучаемого предмета. Книга адресована, прежде всего, филологам-русистам: студентам, преподавателям, слушателям ФПК, то есть тем, кто должен сдать по этой дисциплине экзамен или подготовить собственный лекционный курс. Она будет полезна также историкам русской общественной мысли, начинающим литературным критикам. В 2008 году вышло переработанное издание, которое включает новые разделы, написанные профессором Г. В. Зыковой. |
Д. П. Ивинский История личных и творческих отношений А. С. Пушкина и П. А. Вяземского рассматривается в книге в свете их мироощущения и в контексте эпохи. В научный оборот вводится ряд архивных материалов. |
А. М. Ранчин, Н. С. Сапов (составители) В сборник включены два больших раздела: в первом из них представлены произведения писателей, группировавшихся вокруг журнала «Современник» в первой половине 1850-х годов: впервые целиком публикуемый комплекс текстов А. В. Дружинина, Н. А. Некрасова и И. С. Тургенева, собранный ими в тетради «Для Чернокнижных вдохновений». К нему примыкают стихотворные опыты еще одного члена этого кружка – М. Н. Лонгинова, получившего громкую и скандальную славу «непристойного» поэта. Здесь же впервые без купюр печатается «эротическая поэма» И. С. Тургенева «Поп». Второй раздел полностью воспроизводит самый значительный сборник русской нецензурной поэзии XIX века «Между друзьями. Смешные и пикантные шутки домашних поэтов России», основу которого составили стихотворения поэта-сатирика П. В. Шумахера. |
Наверх | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
«Чеховский вестник» – информационно-библиографическое издание, создаваемое совместно Чеховской комиссией Совета по истории мировой культуры Российской академии наук и филологическим факультетом МГУ (ответственный редактор профессор В. Б. Катаев). Содержит сведения о новых публикациях, посвященных Чехову, о постановках спектаклей и фильмов по его произведениям, о посвященных ему научных конференциях и о жизни музеев его имени; ведет библиографию литературы о Чехове. Издание ориентировано на студентов, аспирантов, специалистов по творчеству Чехова, его читателей и зрителей. Все цитаты из Чехова приводятся по Полному собранию сочинений и писем в 30 томах (М., 1974–1983). |