Учебная деятельность

Из отчета о работе кафедры в 2003—2008 годах (Весь отчет)

УЧЕБНАЯ РАБОТА

В отчетный период коллектив кафедры успешно осуществлял широкомасштабную и весьма разноплановую педагогическую деятельность. Преподаватели кафедры

  • проводили практические и семинарские занятия в группах иностранных и российских учащихся,
  • читали лекции по актуальным проблемам теории и практики преподавания РКИ, компьютерной лингводидактики, теории межкультурной коммуникации, истории русской литературы;
  • руководили работой аспирантов, соискателей и научных стажеров,
  • проводили сертификационное тестирование граждан зарубежных стран,
  • участвовали в проведении Олимпиад по русскому языку и литературе, а также вступительных экзаменов выпускников российских школ на филологическом факультете,
  • проводили прием иностранных учащихся на всех гуманитарных факультетах МГУ,
  • принимали вступительные экзамены в аспирантуру, а также экзамены кандидатского минимума у аспирантов по специальности «Теория и методика преподавания РКИ».

Ежегодно на кафедре обучается в среднем 450–500 иностранных учащихся: 250-300 студентов, 80 магистрантов, 60 аспирантов, 50-60 иностранных стажеров экономического, юридического, исторического, социологического, философского, филологического факультетов, а также ИСАА и факультета психологии, что значительно превышает нормативы, предусмотренные штатным расписанием кафедры.
Ведущие специалисты кафедры активно участвуют в подготовке российских студентов филологического факультета МГУ, получающих специальность или специализацию «Теория и методика преподавания русского языка как иностранного»: дают открытые уроки, выступают кураторами студентов-практикантов, читают общие и специальные курсы лекций, а также отдельные лекции в рамках педпрактики:

  • “Функциональная морфология” (Г.А.Битехтина),
  • «Функциональная лексикология» (Л.А.Нестерская),
  • “Теория и методика преподавания русского языка как иностранного” (Л.П.Клобукова, А.В.Вавулина),
  • “Язык и культура: проблемы обучения” (Д.Б.Гудков),
  • «Лингвометодические и психологические основы преподавания РКИ» (Г.А.Битехтина),
  • “Лингвометодические основы обучения русскому языку иностранных учащихся-нефилологов гуманитарного профиля” (Л.П.Клобукова),
  • «Методика работы по лексике русского языка в аспекте РКИ» (Л.А.Нестерская),
  • “Лингводидактические основы сертификационного тестирования по русскому языку как иностранному” (Л.Н.Норейко),
  • «Стилистический аспект языка на занятиях по РКИ» (Л.Н.Норейко),
  • «Специфика и содержание курса «Русский язык в деловом общении» (Л.Н.Норейко),
  • «Урок в гибкой модели обучения» (Т.Ю.Торопова),
  • «Специфика работы по языку специальности с нефилологами-гуманитариями» (Е.А.Филатова),
  • «Анализ художественного текста в преподавании РКИ» (И.И.Яценко).

В отчетный период для студентов филологического факультета, специализирующихся в области преподавания РКИ (а также для аспирантов) были изданы программы, в создании которых принимали участие и специалисты кафедры РКИ гуманитарных факультетов:

  • Введение в специальность «Русский язык как иностранный» (Г.А.Битехтина в соавт.).
  • Функциональная лексикология (Л.А.Нестерская в соавт.).
  • Функциональная морфология (Г.А.Битехтина в соавт.).
  • Теория и методика обучения  русскому языку как иностранному (Л.П.Клобукова в соавт.).
  • Язык и культура (Д.Б.Гудков в соавт.).
  • Программы по дисциплине «Русский язык как иностранный» (Л.А.Дунаева в соавт.).
  • Программа-минимум кандидатского экзамена по специальности 13.00.02 «Теория и методика обучения и воспитания (Русский язык как иностранный)» (Л.П.Клобукова в соавт.).

Профессор Д.Б.Гудков читал следующие общие и специальные лекционные курсы и вел спецсеминары для учащихся филологического факультета, в том числе для студентов, получающих специализацию «Межкультурная коммуникация»:

  • «Теория и практика межкультурной коммуникации» (для студентов, получающих специализицию «Межкультурная коммуникация»),
  • «Введение в теорию коммуникации» (для студентов 2-го курса);
  • «Национальный миф и его отражение в языке» (для студентов 3 – 4 курсов);
  • «Лингвистический анализ русского политического дискурса» (для студентов 3 – 4 курсов);
  • «Русское культурное пространство: проблемы описания» (спецкурс и спецсеминар для студентов-филологов разных курсов);
  • «Язык и культура: проблемы обучения».

Профессор А.Н.Варламов подготовил и читал для студентов русского отделения филологического факультета МГУ спецкурсы:

  • «Литературная жизнь России в дневниках, мемуарах и письмах писателей Серебряного века»;
  • «Русская литература и Апокалипсис».

Вел спецсеминар  для студентов филологического ф-та «Судьбы писателей  Серебряного века».
В рамках научно-исследовательской темы «Новые технологии в преподавании РКИ» д.п.н., доцент кафедры Л.А.Дунаева подготовила цикл лекционных курсов, которые читались с 2004 по 2007 годы на факультете глобальных процессов (ныне – факультет педагогического образования) МГУ им. М.В.Ломоносова иностранным магистрантам (специальность «Менеджмент в сфере образования») и получили высокую оценку как со стороны учащихся, так и со стороны руководства факультета:

  • «Образовательные технологии» (36 часов).
  • «Управление инновациями» (36 часов);
  • «Проектирование образовательных систем» (36 часов).
  • «Информационные технологии в образовании» (72 часа).
  • «Информационные технологии в управлении образованием» (72 часа).

Профессор Л.П.Клобукова проводила семинарские занятия и читала курс лекций по актуальным вопросам теории и методики  преподавания РКИ для аспирантов и соискателей, готовящихся к сдаче экзамена кандидатского минимума.
Ведущие специалисты кафедры читают лекции и ведут семинарские занятия по актуальным проблемам теории и практики преподавания РКИ в группах российских преподавателей – слушателей ФПК. Ежегодно на кафедре проходят стажировку более десяти преподавателей вузов РФ и кафедр русского языка для иностранных учащихся филологического факультета и естественных факультетов МГУ. Специально для данного контингента учащихся подготовлены следующие спецкурсы и отдельные лекции (программы спецкурсов опубликованы):

Е.А.Филатова

Система работы над русским императивом.

Л.А.Нестерская

Лексика как аспект обучения в курсе РКИ.

Л.А.Нестерская

Новое в лексике современного русского языка.

В.Т.Марков

Тип коммуникативной организации текста и его учет при построении профессионально-ориентированного курса по обучению общению иностранных студентов гуманитарного профиля.

Г.А.Битехтина

Курс лекций по функциональной морфологии.

Г.А.Битехтина

Предложно-падежная система русского языка и лингвометодические и психологические аспекты ее представления в процессе обучения иностранных студентов русскому языку.

Г.А.Битехтина

Актуальные проблемы методики РКИ сегодня (о повышении эффективности педагогического воздействия в процессе обучения русскому языку).

А.Н.Варламов

Современная русская литература в иностранной аудитории.

Д.Б.Гудков

Теория и практика межкультурной коммуникации.

Л.П.Клобукова

Обучение видам речевой деятельности.

Л.П.Клобукова

Актуальные проблемы профессионально ориентированного обучения и тестирования по РКИ.

Л.П.Клобукова

Общие вопросы теории и методики обучения русскому языку как иностранному

Л.П.Клобукова

Российская государственная система тестирования граждан зарубежных стран по русскому языку: теоретические основы и практическое внедрение.

Н.Г.Ткаченко

Изучение русской литературы XIX в. в группах стажеров-иностранцев.

Н.Г.Ткаченко

Семинар по истории русской классической музыки для стажеров-иностранцев.

И.И.Яценко

Методика анализа художественного текста в практике преподавания русского языка как иностранного.

Т.Ю.Торопова

Спецкурс «Гибкая модель обучения».

Уникальной для российских вузов и весьма эффективной формой учебно-научной работы с иностранными аспирантами и магистрантами гуманитарных факультетов МГУ является проведение силами нашего коллектива ежегодных научно-практических конференций, связанных  с тематикой исследований учащихся. Тексты докладов участников конференций публикуются в сборниках «Актуальные проблемы социологии, экономики и политологии» в 2007 году выпущен 9-й сборник.
Традиционно на кафедре большое внимание уделяется работе с молодыми специалистами, работает  семинар для молодых преподавателей под руководством Г.А.Битехтиной. На заседаниях семинара обсуждаются актуальные проблемы теории и практики преподавания РКИ, выступают с докладами приглашенные опытные специалисты кафедр РКИ,  заслушиваются сообщения молодых преподавателей по темам их диссертационных исследований, обсуждаются результаты коллективных посещений открытых уроков.