На филологическом факультете состоялась конференция «К 250-летию И. А. Крылова»
3 декабря 2018 года кафедра истории русской литературы провела конференцию, посвященную 250-летию со дня рождения И. А. Крылова. Состоялось одиннадцать докладов, посвященных различным аспектам интерпретации его басен, лирики, сатирической журналистики, рецепции наследия Крылова в литературе XIX–XX вв.
Во вступительном слове заведующий кафедрой истории русской литературы проф. В. Б. Катаев показал значение творчества И. А. Крылова как элемента национальной мифологии — универсального кода русской культуры, сохраняющего актуальность и сегодня. Цитаты из Крылова превратились в пословицы, а его образы вошли в базовый культурный фонд, которым продолжает пользоваться русская литература; в качестве примеров были рассмотрены стихотворения Юнны Мориц.
Ст. науч. сотр. лаборатории этимологических исследований Р. С. Кимягарова проанализировала индивидуальные особенности художественного мастерства Крылова на примере басни «Петух и Жемчужное Зерно», сопоставив это произведение с другими русскими версиями того же классического сюжета. На небольшом (всего 10 стихов) текстовом пространстве Крылов индивидуализирует речевой портрет персонажа, а морали придает, в отличие от многих предшественников, универсальное содержание.
![](//www.philol.msu.ru/photos/Krylov250_1677.jpg)
Доц. Г. В. Москвин охарактеризовал место басен Крылова в курсе среднего образования и представил методику их анализа в школе, реализованную в созданной им линии учебников. Методика позволяет ученикам 5 класса на примере басен приобрести общее представление о художественном вымысле и осознать смысл базовых понятий иносказания и аллегории. В 9 классе басни изучаются вновь, в рамках историко-литературного курса, что дает возможность подробно проанализировать их тематику и поэтику.
![](//www.philol.msu.ru/photos/Krylov250_5289.jpg)
Проф. А. М. Ранчин предложил истолкование стихотворения И. А. Бродского «Развивая Крылова». Его основной источник — басня «Ворона и Лисица», реминисценции из которой соединяются с отсылками к рассказу И. C. Тургенева «Бежин луг» и поэме А. А. Блока «Возмездие». Содержание стихотворения нуждается в расшифровке, и заключенный в нем смысл двойствен: переживание собственной любовной драмы переплетается в тексте с политическими аллюзиями.
![](//www.philol.msu.ru/photos/Krylov250_5308.jpg)
Заведующий кафедрой русского устного народного творчества доц. С. В. Алпатов посвятил выступление сатирическому журналу Крылова «Почта духов», представив в типологическом контексте один из ключевых сюжетных мотивов произведения — поиски справедливых судей, который восходит к библейскому топосу. С. В. Алпатов проанализировал этот мотив в контексте разных жанров фольклора и литературы: обрядов, сказок, народных анекдотов, стихотворных сатир, памфлетов.
![](//www.philol.msu.ru/photos/Krylov250_5316.jpg)
Доц. А. В. Архангельская рассмотрела различные трактовки восходящего к античности сюжета «Старик и смерть» в русской литературе: от первых переводов басен Эзопа, начиная с выполненного Федором Гозвинским, интермедий и стихотворных фацеций до поэтических версий В. К. Тредиаковского, А. П. Сумарокова, П. П. Сумарокова, Д. И. Хвостова, Г. С. Шутова, Г. Р. Державина, А. И. Дубровского, наконец, И. А. Крылова.
![](//www.philol.msu.ru/photos/Krylov250_5330.jpg)
Проф. В. А. Воропаев интерпретировал суждения Гоголя и Оптинских старцев о Крылове, разъяснив смысл слов Гоголя о том, что Крылову присущ «ум окончательных выводов». Это национально-самобытная черта, которая роднит басни Крылова с пословицами. В. А. Воропаев показал, как отразились мотивы басен Крылова в творчестве Гоголя. Он также отметил, что старцы Оптиной пустыни ощущали нравственную пользу басен Крылова и приводили их как пример в своих поучениях.
![](//www.philol.msu.ru/photos/Krylov250_5339.jpg)
Проф. А. А. Пауткин посвятил выступление творчеству старшего современника Крылова — Г. С. Шутова. Он учился в Вятской семинарии, а затем преподавал там словесность; его обращение к поэзии, видимо, было связано с семинарскими занятиями. На полвека раньше Крылова Шутов разрабатывал те же традиционные сюжеты («Ворон и Лисица», «Старик и Смерть»), и делал это с несомненным поэтическим мастерством, заметным даже на фоне намного более известных современников, таких как А. П. Сумароков.
![](//www.philol.msu.ru/photos/Krylov250_5347.jpg)
Доц. В. Л. Коровин рассказал о духовных стихотворениях Крылова. Поэт создал восемь преложений псалмов. Они появились вскоре после того, как сборник «Духовных стихотворений» выпустил Н. П. Николев: возможно, Крылов вступил с ним в творческое соревнование. Художественные принципы Крылова в этом жанре развивают традиции Ломоносова. Подобно ему, Крылов не только воспроизводит в формах поэзии своей эпохи содержание псалмов, но и дополняет собственными размышлениями.
![](//www.philol.msu.ru/photos/Krylov250_5356.jpg)
Доклад доц. М. Л. Калугиной был посвящен функционированию цитат из басен Крылова в современной языковой среде. В докладе было продемонстрировано, что мотивы басен Крылова часто утрачивают связь с первоначальным контекстом; они выступают как неотъемлемая часть фразеологического фонда русской культуры.
Доц. Л. А. Трахтенберг рассмотрел басню Крылова «Мартышка и очки» в контексте ее литературных источников, среди которых — варианты народного анекдота «Покупка очков», басни Н. В. Неведомского и Ж.‑П. Клари де Флориана и др. Соединяя и варьируя разнообразные по происхождению мотивы, Крылов создает басню, оригинальную не только по сюжету, но и по идее: в источниках басни «Мартышка и очки» нет ее центральной мысли — осуждения знатных противников просвещения.
Состоявшиеся на конференции доклады сопровождались обсуждением и вызвали интерес слушателей, среди которых были преподаватели, сотрудники, аспиранты и студенты Московского университета.
Л. А. Трахтенберг
Все события
Еще...