КАФЕДРА ТЕОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ |
||
|
||
|
||
Архив событий:
Руднева Елена Георгиевна (17.09. 1932, Ростов на Дону — 16.07.2024, Москва) – крупный специалист в области теории литературы и истории русской литературы. В 1950 Е.Г. Руднева с золотой медалью окончила московскую среднюю школу № 136. В 1951–1956 – студентка русского отделения филологического факультета Московского университета, получила диплом с отличием. Проработав два года в издательстве «Молодая гвардия» и в «Роман газете» (при Гослитиздате), в 1960 поступила в аспирантуру при только что организованной на филол. ф-те Моск. ун-та кафедре теории литературы и стала первой аспиранткой этой кафедры. Характер научного мышления Елены Георгиевны сложился в значительной степени под влиянием родителей (отца — ученого-инфекциониста, академика АМН ССР Г.П. Руднева и матери, профессора-хирурга Р.Ф. Акуловой). Решающую роль в формировании теор.-лит. воззрений сыграл Г. Н. Поспелов (лекционные курсы по истории рус. лит-ры ХIХ в., по введению в литературоведение, по теории лит-ры; работа в его спецсеминарах; руковод. диплом. соч. и канд. дисс.; научно-пед. работа на руководимой им кафедре). По окончании аспирантуры (1963) Елена Георгиевна была оставлена работать на кафедре теории литературы (на условиях почасовой оплаты; с 1967 – в штате). С 1975 она работала в должности старшего преподавателя, с 1978 – доцента, с 1992 – профессора. Кандидатская диссертация «Идейная направленность (пафос) художественного произведения» защищена и утверждена в 1971; докторская диссертация «Романтика в русском критическом реализме как теоретико-литературная проблема» – в 1989. Звание доцента по кафедре теории литературы получено в 1979, профессора – в 1993. Начиная с 1964 Руднева. читала общ. годовые курсы лекций «Введение в литературоведение» и «Теория литера туры», а также спецкурсы разнообразной тематики: «Принципы анализа и интерпретации литературного произведения», «Художественный мир словесного произведения», «Литературное произведение как художественное целое», «Композиция художественного произведения» и др., руководит спецсеминаром. Она читала курсы лекций на четырех факультетах Моск. ун-та: филол., журналистики, филос., ИСАА. Ее лекциям были присущи системность, связь с движением совр. научной мысли, строгость изложения, эрудированность, доступность для студенческой аудитории. Предлагаемые ею спецсеминары и спецкурсы привлекали студентов неординарностью тематики, концептуальностью, своеобразием трактовки сложных литературоведческих вопросов. Научные интересы Елены Георгиевны связаны с постижением эстетических и эмоционально-ценностных аспектов худож. литературы, их типологией и интерпретацией, с историей литературоведческой мысли в ее сопряжении с эстетикой Г. Э. Лессинга, И. Канта, И. Ф. Шиллера, Ф. В. Шеллинга, Г. В. Ф. Гегеля, В. Г. Белинского и др. Особое внимание уделено сентиментально-романтическому пафосу как смыслообразующему и стилеобразующему фактору. Кн. Р. о поэтике И. С. Шмелева, по существу, первое монографическое исследование формы поздних произведений писателя (цветовой гаммы в ее связях с иконописью, символики, принципов сказа, взаимодействия др.-рус. и сентиментальных традиций). Руднева была членом специализированного совета по истории рус. литературы ХХ в. и теории литературы в Московском университете; РИСО филол. ф-та Моск. ун-та; редколл. РЖ РАН ИНИОН (Соц. и гуманит. науки. Отечеств. и заруб. Лит-ра. Сер. 7. Литературоведение); оргкомитета ежегодной межд. конференции «Шмелевские чтения» в ИМЛИ. Опубл. более 150 работ, в их числе 8 монографий, курс лекций, учеб. пособие, глава в вузовском учебнике «Введение в литературоведение» (1976; 1983; 1988; под ред. Г. Н. Поспелова; пер. на нем., болг., вьетнам. языки), а также метод. указания и программа по курсу «Введение в литературоведение» для вузов (в соавт. с П. А. Николаевым – 1979; 1984; 1990; 1996; 1998). Р. – ред. ряда научн. изд. В 2001 удостоена зв. заслуж. проф. Моск. ун-та. Соч.: Пафос художественного произведения (из истории проблемы). М., 1977. 164 с.; Идейное утверждение и отрицание в художественной литературе: Курс лекций. М., 1982. 81 с.; От сердца к сердцу. М., 1984. 64 с.; Романтика в русском критическом реализме. М., 1988. 175 с.; Заметки о поэтике И. С. Шмелева. М., 2002. 128 с.; Диалог традиций в повести И.С. Шмелева «Неупиваемая чаша». М., 2007. 68 с.; Избранные статьи о творчестве И.С. Шмелева: к 25-летию Алуштинского музея писателя И.С. Шмелева. М., 2018. 204 с.; Литература в поисках утраченного детства: избранные страницы русской классики. М., 2019. 152 с.; последняя монография «О творчестве И.С. Шмелева. 4 этюда» издана в апреле 2024 г. Лит.: Чернец Л. В. Пафос художественного произведения // Вестник Моск. ун-та. Сер. 9. Филология. 1978. № 2; Пенчев Г. Един подход към спецификата на художественно-творческата дейсност // Философска мисъл. Българска Академия на науките. Кн. 9. Год. ХХХIV. 1978 (на болг. языке); Ревякина А. А. Формы художественной оценки. Е. Г. Руднева. Идейное утверждение и отрицание в художественном произведении // Вестник Моск. ун-та. Сер. 9. Филология. 1985. № 2; Краснова Е., Эсалнек А. Елена Георгиевна Руднева // Вестник Моск. ун-та. Сер. 9. Филология. 2002. № 6; Каманина Е. В., Солнцева Н. М. Заметка о заметках: к выходу в свет новой книги об И. С. Шмелеве // Вестник Моск. ун-та. Сер. 9. Филология. 2003. № 6; Каскина Ю.У. Новая книга о творчестве И. Шмелева // Polilog: Studia Neofilologiczne. 2021. Том 11.
На кафедре 9 апреля 2024 г. состоялась презентация книги к.ф.н., доц., В.Б. Семёнова «Поэзия европейского средневековья: вопросы поэтики, генетики, семантики».
Дорогие коллеги! Приглашаем вас на презентацию книги к.ф.н., доц., В.Б. Семёнова «Поэзия европейского средневековья: вопросы поэтики, генетики, семантики». Презентация состоится 9 апреля 2024 г. в 16.20. (каб. 932).
Делимся фотоотчетом с круглого стола «Цветаева и современность», который состоялся 7 ноября 2023г.
Международная научная конференция «ХII Поспеловские чтения. Литературоведческий тезаурус: обретения и потери»
Москва 15-16 декабря 2015 г.
Пленарное заседание – 15.12.2015 г., 11.00, ауд. 11
I секция – 15.12.2015 г., вечернее заседание 15:00, ауд. 1065 – 16.12. 2015 г., утреннее заседание 10:00, ауд. 956 II секция – 15.12. 2015 г., вечернее заседание 15:00, ауд. 932 – 16.12. 2015 г., утреннее заседание 10:00, ауд. 811 III секция – 15.12. 2015 г., вечернее заседание 15:00, ауд. 824 – 16.12. 2015 г., утреннее заседание 10:00, ауд. 957 IV секция – 16.12. 2015 г., утреннее заседание 10:00, ауд. 933.
Пленарное заседание
15.12.2015 г. 11.00, ауд. 11
Приветствие председателя Оргкомитета декана филологического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова проф. М.Л. Ремневой
Клинг Олег Алексеевич (Москва). Мифотермины: понятие «платиновый век» в русской литературе конца XIX – начале XXI в. Курилов Валентин Васильевич (Ростов-на-Дону). Литературоведческое терминоведение: предмет, задачи, проблемы. Чернец Лилия Валентиновна (Москва). О типологическом изучении литературных персонажей. Эсалнек Асия Яновна (Москва). Архетипичность в структуре научного и художественного текста Володина Наталья Владимировна (Череповец). «Телеология» как философско-эстетическая и историко-литературная категория. Теперик Тамара Фёдоровна (Москва) Поэтика невербального поведения как предмет филологического анализа. Холиков Алексей Александрович (Москва). Структура и содержание нового учебного пособия: В.Е.Хализев, А.А.Холиков, О.В. Никандрова. Русское академическое литературоведение: История и методология: 1900– 1960-е гг. М.– СПб., 2015.
I секция 15 декабря, вторник, 14:30, ауд. 1065 Руководители: Н.Л. Вершинина, И.А.Есаулов Зотов Сергей Николаевич (Таганрог). К вопросу об эпистемологии литературоведения. Вершинина Наталья Леонидовна (Псков). «Второстепенный поэт»: границы и возможности терминологического употребления. & Созина Елена Константиновна (Екатеринбург). Этнографическая беллетристика в русской литературе XIX века. Есаулов Иван Андреевич (Москва). О так называемом «религиозном литературоведении»: методологические установки, тезаурус, тупики. Богданова Ольга Алимовна. О происхождении понятия «полифония». Раковская Нина Михайловна (Одесса). Ценностно-смысловые ориентиры А.Волынского. Мотеюнайте Илона Витаутасовна (Псков). «История литературы» или «литературоведение»: исследовательские концепции С.Н.Дурылина. Исаев Сергей Георгиевич (Великий Новгород). Тезаурус на границах литературоведения (Записи и выписки М.Л.Гаспарова). Бесолова Фатима Константиновна (Владикавказ). Наука о литературе как мышление истории (А.В.Михайлов). Руднева Елена Георгиевна (Москва). «Перекрёстные ассоциации» (Д.С.Лихачёв) в составе литературоведческого тезауруса. Стефанов Орлин Стефанов (Болгария). Феномен интерпретативной дислексии и потребность в её преодолении. Минеева Инна Николаевна (Петрозаводск). Понятие «культурный трансфер» в современном научном тезаурусе. Рождественская Ольга Юрьевна (Москва). «Преломляющее слово» и «проникновенное слово» в системе понятий М.М. Бахтина.
II секция 15 декабря, вторник, 15:00, ауд. 932 Руководители: И.А. Беляева, С.М. Шаврыгин.
Щедрина Нэлли Михайловна (Москва). Нормативность жанра и процесс пренебрежения к его специфике. Спивак Рита Соломоновна (Пермь). Философский метажанр: термин, понятие, методология анализа. Семёнов Вадим Борисович (Москва). Формы и жанры средневековой европейской литературы: проблемы тезауруса. Беляева Ирина Анатольевна (Москва). Русский классический роман как «образец созерцания универсума»: нероманные истоки жанра. Шаврыгин Сергей Михайлович (Ульяновск). Метаморфический роман. Владимирова Наталья Георгиевна (Великий Новгород). «Память термина» и его вариативность в английском филологическом романе. Селитрина Тамара Львовна (Уфа). Пути английского реализма на рубеже 20-21 вв. Сашина Елена Владимировна (Псков). Жанр гимна в поэзии Шарля Леконта де Лиля. Симян Тигран Сержикович (Ереван). О терминологической ревизии: эпос – эпопея – эпический род. Забудская Яна Леонидовна (Москва). Драма для чтения в античной теории и практике. Осипова Ольга Владимировна (Москва). Композиция древнегреческих исторических сочинений: терминологический аспект. Двуличанская Елена Аркадьевна (Луганск). Жанрово-стилевые особенности прозы В.Яворивского. Ревякина Алина Александровна (Москва). Роман В.С.Маканина «Андеграунд, или Герой нашего времени»: лексикон «писателя без книг». Филь Виктория Александровна (Калининград). Роман новейшего времени как «не жанр». Кропачева Ксения Александровна (Москва). Жанровая форма во французских поэтиках XV – середины XVI вв.
III секция 15 декабря, вторник, 15:00, ауд. 824 Руководители: С.А. Мартьянова, Г.И. Романова.
Белоконь Светлана Александровна (Донецк). Фрагмент литературоведческого тезауруса М.М.Гиршмана: автор – герой. Мартьянова Светлана Алексеевна (Владимир). Типологии литературных персонажей: состояние изучения, терминология, перспективы. Белая Елена Ивановна (Барановичи, Беларусь). Императив в системе категорий художественной концепции личности «эпохи рубежа». Романова Галина Ивановна (Москва). Концепт «прошлое» в рассказе И.А.Бунина «Косцы». Соловьёва Елена Евгеньевна (Череповец). Музыкальный код и музыкальный экфрасис. Загороднева Кристина Владимировна (Пермь). Стихотворение А.Кушнера «Арльские дамы» как вариант диалога поэта-зрителя с картиной. Данилова Елена Алексеевна (Москва). Тип персонажа и его эволюция («кисейная девушка» и «стриженая нигилистка» в русской литературе второй половины 19 века). Нестерова Евдокия Антоновна (Москва). Вещь: место в структуре произведения. Федотова Полина Андреевна (Москва). Пейзаж: термин, пришедший из живописи. Мартынова Татьяна Викторовна (Донецк). Феноменология невыразимого: смысл и молчание в контексте донецкой филологической школы. Анна Маглий (Москва). Жанровая модификация романа о художнике (на материале современной литературы).
I секция 16 декабря, среда, 10:00, ауд. 956 Руководители: Т.Г. Струкова, В.И. Тюпа
Тюпа Валерий Игоревич (Москва). Язык современной нарратологии. Струкова Татьяна Георгиевна (Воронеж). Нарративные стратегии в романе У. Эко «Имя розы». Муравьёва Лариса Евгеньевна (Нижний Новгород). Mise en abyme и текст в тексте: о нарративных стратегиях. Лозинская Евгения Валентиновна (Москва). Нарратология «естественная» и «неестественная» Суровцева Екатерина Владимировна (Москва). Модификации эпистолярного жанра. Огудов Сергей Александрович (Москва). Исторические категории «показа» и «рассказа» в нарратологической перспективе. Скляров Олег Николаевич (Москва). О нарративных стратегиях Владимира Маканина ("Пустынное место" и "Рассказ о рассказе") Захаров Кирилл Михайлович (Саратов). К элементам поэтики русской драматургии XIX века. Прием «Ожидание Игры» Курочкина Анжелика Валерьевна (Уфа). Современная отечественная драматургия: гендерный аспект ). Попова Ольга Александровна (Пермь). Тип сюжетообразующей оппозиции в структуре философского метажанра («Петух» И. Новикова). Десятникова Александра Викторовна (Москва). Циклы произведений и циклы в произведении. Кресан Яна Юрьевна (Москва). Принцип оппозиции как организующее начало в военной прозе. Кулькина Варвара Михайловна (Москва). Деконструкция в жанрах американского романа.
II секция
16 декабря, среда, 10:00, ауд. 811
Руководители: Т.Г. Шеметова, И.Б. Ничипоров.
Васильева Галина Михайловна (Новосибирск). Роман учёного-антиковеда «По ту сторону Фулы». Рахимова Элина Гансовна (Москва). Орнитологическая символика в метафорических уподоблениях рун. Сузи Валерий Николаевич (Петрозаводск). О христианском символизме русской классики. Романенкова Марина Витальевна (Вильнюс).Этнокультурная идентичность (на материале русской и литовской литератур). Ничипоров Илья Борисович (Москва). Концепция литературной традиции в книге А.Белого «Мастерство Гоголя». Королёва Вера Владимировна (Владимир ). Категория гофмановской иронии в романе А. Белого «Петербург». Толысбаева Жанна Женисовна (Казахстан). Типы изменения жанровой традиции в поэзии Казахстана конца XIX – начала XX в. Шеметова Татьяна Геннадьевна (Москва). Биографический миф о писателе: механизмы возникновения и функционирования. Ларионова Анна Николаевна (Череповец). Культурное пространство как историко-литературная категория (на материале прозы А.А.Григорьева). Барбакадзе Юлия Евгеньвна (Москва). Мифологическая школа 19 века: ключевые понятия. Тверская Светлана Семеновна (Коломна). Врачебное прочтение классики как технология медико-литературного исследования.
III секция 16 декабря, среда, 10:00, ауд. 957 Руководители: Е.Ю.Полтавец, Ю.В. Шевчук.
Шевчук Юлия Вадимовна (Москва). Представление о формах лиризма в эстетике, критике и литературоведении. Александрова Ирина Борисовна (Москва). Начальный этап становления становления поэтики и риторики в России. Шалыгина Ольга Владимировна (Москва). Основные методологические проблемы и тезаурус описания «поэтической прозы». Лоскутникова Мария Борисовна (Москва). Литературная стилистика: от В.В. Виноградова до наших дней. Гуткина Эсфирь Иосифовна (Москва). Понятие авторского стиля в концепции Г.О. Винокура. Полтавец Елена Юрьевна (Москва). Хиазм и анаграммирование в тристийном контексте (на примере прозы А.С. Пушкина и Л.Н. Толстого). Булгутова Ирина Владимировна (Улан-Удэ). Анафора в бурятском стихосложении. Булдакова Юлия Вячеславовна (Вятка). Жанрово-стилевая специфика интернет-словесности: блог, травелог, фан-фикшн. Жучкова Анна Владимировна (Москва). Исследование психофизиологического компонента поэтической речи средствами VAK-анализа: новая терминология Куматаки Хироки (Москва). Контрастное описание как средство передачи авторской модальности (на материале повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель»).
IV секция 16 декабря, среда, 10:00, ауд. 933
Руководители Ю.А. Оболенская, А.Г. Шешкен.
Шешкен Алла Геннадьевна (Москва). Об ускоренном развитии национальных литератур. Оболенская Юлия Леонардовна (Москва). Эквивалентность и адекватность художественного перевода. урая Мария Анатольевна (Владивосток). Проблемы русско-итальянского поэтического перевода: терминология, проблема соответствий. Исакова Ирина Николаевна (Москва). Трагический модус в восточных «поэтиках». Гуань Линь Ли. Категория трагического в системе современных понятий. Алпатов Сергей Викторович (Москва). Европейский eqivoque vs русский «экивок»: риторическая фигура, троп или речевой жанр? & Жуйкова Елена Викторовна (Москва). Философия истории в «Войне и мире» Л.Н.Толстого и её рецепция в произведениях А.И.Солженицына «Красное колесо» и Д.Чосича «Время смерти».
16 декабря, среда, 13.00, ауд. 972 Круглый стол: Магистерская программа «Сравнительное литературоведение», методика преподавания. Ведущие: Л.В. Чернец, И.Н. Исакова.
Участвуют: С.В.Алпатов, А.А.Архангельская, Т.Н.Белова, Я.Л.Забудская, В.Я.Задорнова, Н.З.Кольцова, А.В.Леденёв, М.С.Макеев, Ю.Л.Оболенская, Н.Т.Пахсарьян, А.М.Ранчин, М.Л.Рейснер, О.В.Розинская, В.В.Сорокина, Е.В.Суровцева, Т.Ф.Теперик, Д.Л.Чавчанидзе, А.Г.Шешкен, А.Я.Эсалнек.
***
15:00 - Заключительное заседание Отчеты представителей секций.
Заключительное заседание - 16.12.2015, 15.00, ауд. 1060
Секретариат – комнаты 932, 933, тел. 939-32-48 Регламент доклада на пленарном заседании – 20 мин. Регламент доклада на секционном заседании – 15 мин.
17 апреля 2015 г. в рамках проекта «Литературные вечера», инициированного ректором Московского университета академиком В.А. Садовничим, с лекцией «Роль литературы в сохранении культурной памяти» выступил доктор филологических наук, заведующий кафедрой теории литературы филологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, профессор, писатель, член Русского Международного Пен-центра Олег Алексеевич Клинг. В лекции речь шла об основных механизмах сохранения и передачи культурной памяти текста. О.А. Клинг объяснил, почему в периоды культурных кризисов и в эпохи, когда происходит резкое обновление культуры, – хотим мы того или нет – поверх осознанной или бессознательной установки общества на своего рода культурную амнезию литература задействует целый ряд защитных механизмов. Среди других аспектов заявленной темы особое место заняли рассуждения о том, что художественный текст – это самопорождающая структура, самопорождающее явление, которое, при всей изменчивости, обновлении, сохраняет и передает основные принципы построения текста, память о прошлом, в том числе литературном. Уже традиционно Литературные вечера в МГУ проходят в режиме видеоконференции. К трансляции одновременно подключилось более 70 вузов, некоторые из них ‒ в онлайн-режиме. О.А. Клинг подробно ответил на вопросы слушателей из разных регионов России.
Международная научная конференция «ХI Поспеловские чтения. Герменевтика. Интерпретация. Текстология»
Москва 20-21 декабря 2013 г.
Пленарное заседание – 20.12.2013 г., 11.00, ауд. 9
I секция – 20.12.2013 г., вечернее заседание 14:30, ауд. 956 – 21.12.2013 г., утреннее заседание 10:00, ауд. 956 II секция – 20.12.2013 г., вечернее заседание 14:30, ауд. 957 – 21.12.2013 г., утреннее заседание 10:00, ауд. 957 III секция – 20.12.2013 г., вечернее заседание 14:30, ауд. 971 – 21.12.2013 г., утреннее заседание 10:00, ауд. 971 IV секция – 20.12.2013 г., вечернее заседание 14:30, ауд. 973 – 21.12.2013 г., утреннее заседание 10:00, ауд. 973
Заключительное заседание - 21.12.2013., 14.00, ауд. 9
Секретариат – комнаты 932, 933, тел. 939-32-48 Регламент доклада на пленарном заседании – 20 мин. Регламент доклада на секционном заседании – 15 мин.
Подробное расписание работы секций и список секционных докладов см. ЗДЕСЬ!
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
Кафедра теории литературы приглашает Вас принять участие в Международной научной конференции: «ХI Поспеловские чтения. Герменевтика. Интерпретация. Текстология», которая состоится 20-21 декабря 2013 года на филологическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова на базе кафедры теории литературы.
Предлагаются следующие направления для дискуссии в рамках обозначенной темы:
Просим присылать заявки (тема доклада и краткая аннотация) на адрес кафедры по почте или электронной почте. Адрес для корреспонденции: 119991 Москва, Ленинские горы, МГУ, 1-й корпус гуманитарных факультетов, филологический факультет, комн. 933 (кафедра теории литературы). Телефон (495) 939-32-48. Электронная почта: teolit@philol.msu.ru Проезд и проживание за счет участников конференции. Оргвзнос 500 руб. О нуждаемости в жилье просьба сразу сообщить.
Оргкомитет (Отв. секретарь – А.Я. Эсалнек, секретарь – И.Н. Исакова)
Вышел в свет сборник с материалами Международной научной конференции, проведенной кафедрой в 2010 г. и посвященной историческому наследию русского литературоведения ХХ века.
Аннотация: В сборнике обсуждаются вопросы, связанные с историей русского литературоведения ХХ века; особое внимание уделяется своеобразию отечественного литературоведения, его месту в мировой науке о литературе. Авторы статей обращаются не только к академическим школам и их признанным лидерам, но и к вненаправленческим концепциям, а также - к несправедливо забытым исследователям. Издание адресовано специалистам-филологам и всем тем, кто интересуется историей науки.
Развернутую рецензию на материалы сборника можно прочитать здесь.
|
||
(c) Кафедра теории литературы 2017 |