История кафедры

СОЗДАНИЕ УЧЕБНИКОВ И УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ
СОВМЕСТНО С ЗАРУБЕЖНЫМИ РУСИСТАМИ

С начала 70-х годов существенно расширяются связи преподавателей кафедр РКИ МГУ им. М. В. Ломоносова с зарубежными русистами, осуществляется обмен опытом, складываются благоприятные условия для плодотворного сотрудничества в создании учебников, учебных пособий, словарей. Они создаются на основе данных контрастивного изучения языков, с учетом интерференции, традиций преподавания русского языка в данной стране.
В этот период были опубликованы:

  • Учебник русского языка для лиц, говорящих на немецком языке, авт.: Г. И.  Рожкова, О. П. Рассудова, Н. Э. Шимдт, Х. Буттке, К. Буттке, М., «Высшая школа» 1975, 1979 гг.
  • Тексты для чтения и развития речи с лингвострановедческими комментариями (для лиц, говорящих на немецком языке), авт.: Г. И.  Рожкова, Э. И. Калиновская, Б. К. Юндин, Х. Буттке, К. Буттке, Р. Эккерт, М., «Русский язык», 1981.
  • Русский язык  сегодня. Учебник для гимназий ФРГ, авт.: В. Штейнбрехт, Ф. Деннинхауз, Н. Э. Щмидт, ред. Г. И. Рожкова, Дортмунд, 1969, 1971, 1973, 1987.
  • Пособие по переводу. Русский язык — немецкий язык, авт.: В. М.  Нечаева, Х. Хипп, М., «Русский язык». 1985.
  • Русско-сербский учебный словарь, авт.: В. О. Можаева, В. Мароевич, М., «Русский язык», Белград, «Просвета», 1985.
  • Учебник русского языка. Для лиц, говорящих на венгерском языке (для учащихся естественно-технического профиля) авт.: М. В. Всеволодова, Л. С. Алексеева, М. Хорват, Р. Суара, ч. 1, М., «Высшая школа», 1974.
  • Учебник русского языка. Для лиц, говорящих на венгерском языке (для учащихся естественно-технического профиля), авт.: М. В. Всеволодова, Й. Тимар, В. М. Завьялова, Р.Суара, ч. 2, М., «Русский язык», 1982.
  • Мост дружбы. Пособие по русскому языку для учителей русского языка школ ВНР, авт.: А. В. Абрамович, В. И. Бано, А. В. Фролкина, Т. Д. Шахова, Будапешт, 1–5 изд., 1967 — 1974.
  • Учебный комплекс по русскому языку для студентов университетов и колледжей США, авт.: Г. А. Битехтина, Д. Дэвидсон, Т. М. Дорофеева, Н. А. Федянина, М., «Русский язык», 1980, 1982, 1984, 1988, 1991:
    • Русский язык. Этап 1. Учебник.
    • Русский язык. Этап 1. Упражнения.
  • Слово и дело (русско-английские диалоги). Пособие к аудиовизуальному курсу русского языка, авт.: И. С. Костина, Г. А. Румянцева, П.Миллз, США, изд. Ун-та Айова, 1982.
  • Русский язык для филологов Индии, авт.: Р. М. Бакая, Ч. Н. Чакравати, Е. Н. Мкртчан, Г. И. Рожкова, М., «Русский язык», 1982:
    • Учебник.
    • Книга для преподавателя.
  • Практическая грамматика русского языка для студентов-филологов, авт.: И. С. Костина, С. И. Кокорина, Н. А. Метс, Ан Чхун Ги, Вон Чен Гю, КНДР, Пхеньян, Изд-во Пхеньянского института иностранных языков, 1989.

Хорошей традицией в университете стало регулярное проведение межвузовских, общесоюзных или международных научно-методических конференций, в том числе посвященных юбилейным датам кафедр русского языка для иностранцев (1961, 1963, 1967, 1972, 1974, 1976, 1979, 1981, 1983, 1986, 1988, 1991 гг.). Эти конференции являлись своеобразной формой отчета коллективов кафедр об основных направлениях и результатах исследовательской работы за определенный период времени. По итогам конференций печатались сборники:
«Актуальные вопросы преподавания русского языка как иностранного» (под ред. К. В. Горшковой, ИГК, 1978); «Лингвистические и методические основы преподавания русского языка иностранным гражданам» (МГУ, 1979). В сборниках рассматриваются теоретические принципы построения функциональной грамматики, предназначенной для иностранцев, даются практические рекомендации, составляющие лингвистические основы обучения русскому языку как иностранному, представлен анализ языкового материала разных функциональных стилей и т. д.