История кафедры

ПРОБЛЕМЫ ГРАММАТИКИ

Продолжается научная разработка фрагментов системы русского языка в функционально-семантическом аспекте, актуальном для специальности РКИ. Особое внимание уделяется описанию языка от смысла к форме, что соответствует речемыслительной деятельности изучающего неродной язык. На симпозиуме МАПРЯЛ в Галле в 1974 г. Г. И. Рожкова в докладе «Опыт представления морфологических категорий в функциональном плане» раскрывает основополагающие подходы к функционально-ориентированному описанию русского языка в практических целях.

В дальнейшем разработка конкретного материала в рамках основных морфологических категорий получает завершение в ее докторской диссертации «Основы практической грамматики русского языка как иностранного» (1981 г.), отражающей концептуальную основу описания языкового материала с ориентацией на его речевое функционирование.

В этот период активно ведется изучение особенностей функционирования грамматических единиц разных уровней языка. Так, например, с 1971 по 1975 год преподавателями кафедр опубликовано более 150 научных статей, докладов и сообщений по этой проблематике. Большое внимание уделяется изучению глагола, особенностям его семантики и употребления, видо-временным отношениям (О. П. Рассудова, Н. А. Лобанова, Л. С. Муравьева, Л. В. Степанова, Э. И. Амиантова, Г. А. Битехтина, Л. П. Юдина, А. В. Величко, О. В. Чагина, В. О. Можаева, Г. И. Володина, Е. К. Молчанова, В. А. Кузьменкова). Исследуются группы глаголов, представляющих особую трудность для иностранцев, таких, как глаголы движения (Г. И. Рожкова, Л. С. Муравьева, Л. П. Юдина, Г. А. Битехтина, Д. И. Фурсенко), возвратные глаголы (О. В. Чагина, С. А. Жижина), глаголы речи (А. В. Величко) и др.

Успешно ведется работа по изучению особенностей функционирования кратких и полных форм прилагательного (М. В. Всеволодова, Л. Н. Спиридонова (Бахтина), Л. П. Юдина, Г. А. Битехтина, И. П. Слесарева), а также местоимений и наречий (Г. А. Битехтина, Д. И. Фурсенко).

Ведется работа по контрастивному описанию языкового материала (М. В. Всеволодова, Н. М. Лариохина, С. В. Дятлова, В. М. Нечаева, И. С. Цапина, Н. С. Верниковская, А. В. Сергеева, Е. Л. Бархударова, Е. К. Столярова, Е. В. Полищук, Л. А. Нестерская).

Одним из основных направлений научно-методических изысканий коллективов кафедр в 70-80 годы явилось описание семантики русского предложения. В рамках этого направления особенно плодотворными явились исследования, выполненные в русле фундаментальных  синтаксических работ Т. П.  Ломтева, Н. С. Поспелова, В. А. Белошапковой, М. В. Всеволодовой и др. Это работы Г. А. Битехтиной, А. В. Величко, Г. И. Володиной, А. Л. Горбачик, О. К. Грековой, Р. А.  Кульковой, Н. М. Лариохиной, Н. А. Лобановой, Л. С. Муравьевой, А. И. Рябовой, Ю. А. Тумановой, И. В. Одинцовой, Д. И. Фурсенко, С. А. Шуваловой, О. В. Чагиной.

Круг исследуемых научных проблем был чрезвычайно широк: семантико-синтаксическая сочетаемость глагола и наречия, условия употребления синтаксических конструкций, способы выражения различных смысловых отношений (временных, причинных, локальных, целевых и др.), порядок слов и актуальное членение предложения, употребление сослагательного наклонения и т. п. Результаты этой работы нашли отражение в диссертационных исследованиях, выполненных в этот период преподавателями кафедр (И. П. Слесарева, Л. С. Муравьева, Г. А. Битехтина, Э. И. Амиантова, А. В. Величко, О. А. Артемова, М. И. Гореликова, А. Л. Горбачик, С. А. Шувалова  (канд. и докт. диссертации), Г.И Володина (канд. и докт. диссертации), О. В. Чагина, Г. В. Донченко, И. В. Одинцова, А. В. Сергеева, О. К. Грекова, Ю. А. Туманова, А. И. Рябова, Л. В. Белоброва, Н. С. Верниковская, Л. А. Нестерская).
Научные публикации преподавателей кафедр РКИ этого периода отличаются высоким уровнем обобщения и имеют большую теоретическую значимость и практическую ценность:

  • Г. И. Рожкова. Очерки практической грамматики (М.,«ВШ», 1978, 1987).
  • Г. И. Рожкова. К лингвистическим основам методики преподавания русского языка иностранцам. МГУ, 1977, 1983.
  • Г. И. Рожкова. Русский язык в нерусской аудитории. МГУ, 1986.
  • М. В. Всеволодова, Г. Б. Потапова. Способы выражения временных отношений. МГУ, 1973.
  • М. В. Всеволодова. Способы выражения временных отношений в современном русском языке. М.,«Русский язык», 1975.
  • М. В. Всеволодова, Е. Ю. Владимирский. Способы выражения пространственных отношений в современном русском языке. М., «Русский язык», 1982.
  • М. В. Всеволодова, Т.А.Ященко. Способы выражения причинно-следственных отношений в русском языке. М., «Русский язык», 1988.
  • В. О. Можаева. Выражение обстоятельственных отношений в русском языке  .М., «Русский язык», 1977.
  • Н. А. Лобанова. Вопросительные и отрицательные предложения в русском языке. МГУ, 1977.
  • А. Л. Горбачик, Н. А. Лобанова. Порядок слов в русском языке. МГУ, 1976.
  • Д. И. Фурсенко. Способы выражения неопределенности предмета в современном русском языке. В кн.: «Русский язык как иностранный. Актуальные вопросы описания и методики преподавания русского языка». Сборник спецкурсов. М., «Русский язык», 1982.
  • Г. И. Володина. Функционирование конструкций со значением возможности и долженствования. МГУ, 1975.
  • Г. И. Володина. Описание семантических классов предложений в целях преподавания русского языка как неродного. МГУ, 1989.
  • С. Н. Мерзон, С. А. Пятецкая. Русские глаголы в речи. М., «Русский язык», 1983, 1986.
  • А. В.  Величко, О. В.  Чагина. Система работы над русским предложением в иноязычной аудитории. М., «Русский язык», 1987.
  • А. В. Величко, Ю. А. Туманова, О. В. Чагина. Простое предложение. Опыт семантического описания. МГУ, 1986.