НАУЧНЫЙ РОСТ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ КАФЕДР РКИ МГУ
(подготовка специалистов высшей квалификации)
В первые два десятилетия формирования новой специальности — преподавание РКИ — усилия педагогического коллектива были направлены прежде всего на оснащение учебного процесса — создание совершенно новых учебных программ, учебников, пособий, отвечающих потребностям иностранных учащихся, приехавших на учебу в советские вузы.
К середине 70-х годов появилась насущная необходимость обобщить накопленный практический опыт и теоретически осмыслить его. Перед преподавателями русского языка как иностранного, может быть, раньше, чем перед другими, жизнь поставила проблемы, связанные с описанием семантики языка; началось изучение содержательной стороны языковых единиц, критериев их дифференциации, условий их употребления, вхождения в определенные контексты, осуществлялись исследования проблем ограничений в употреблении лексических и грамматических единиц, синонимии, паронимии и др. Фактически начала складываться теория описания и преподавания русского языка как иностранного. Диапазон исследований был чрезвычайно широк: проблемы звучащей речи (фонетика и интонация), функциональная морфология, проблемы сочетаемости слов, синтаксическая структура простого и сложного предложения, порядок слов, описание особенностей разных функциональных стилей, прежде всего научного стиля, анализ языка художественных произведений и др. Заведующие кафедрами — Г. И. Дергачева, а затем Н. А. Лобанова, М. Л. Ремнева и Г. А. Битехтина — предоставили возможность ведущим преподавателям кафедр завершить многолетнюю исследовательскую работу, в результате чего в 70–80-е годы было защищено 45 кандидатских диссертаций.
В 80-е и в начале 90-х годов преподавателями кафедр РКИ было защищено 5 докторских диссертаций:
- Г. И. Рожкова. Основы практической грамматики русского языка как иностранного. ИРЯП, 1981.
- М. В. Всеволодова. Категория именной темпоральности и закономерностей речевой реализации. МГУ, 1983.
- В. М. Нечаева. Перевод как метод совершенствования продуктивных навыков и умений в иностранном языке. Германия, 1988 г.
- С. А. Шувалова. Смысловые отношения между частями сложного предложения и способы их выражения. ИРЯП, 1990.
- Г. И. Володина. Принципы описания простого предложения в идеографической грамматике русского языка. ИРЯП, 1991.
В подготовке специалистов высшей квалификации кафедр РКИ определяющую роль сыграли ведущие специалисты теоретической кафедры русского языка филологического факультета. Профессора Т. П. Ломтев, В. А. Белошапкова, К. В. Горшкова, Н. С. Поспелов, П. С. Кузнецов, В. Н. Прохорова, Е. А. Земская, О.Г.Ревзина, А. А. Камынина, Е. А. Брызгунова и др. выступали на заседаниях кафедры РКИ, проводили тематические консультации, руководили научной работой диссертантов-преподавателей кафедр РКИ. Так, только В. А. Белошапкова подготовила десятки кандидатов наук, в том числе и преподавателей кафедр РКИ МГУ.
Значительна роль и преподавателей старшего поколения кафедр РКИ в повышении квалификации молодежи, а также в подготовке кадров высшей квалификации. Так, М. В. Всеволодова. читает базовые курсы по функциональному синтаксису студентам, осваивающим специализацию РКИ, продолжает и развивает традицию функционального описания русского языка, разрабатывает принципы функционально-коммуникативного описания русского языка, вовлекая в эту работу многих молодых специалистов. За последние 20 лет она подготовила 30 кандидатов наук, в том числе 6 иностранцев и большое число преподавателей РКИ. В 2000 году под руководством М. В. Всеволодовой осуществляли диссертационные исследования 11 человек. Работы М. В. Всеволодовой, развивающей и углубляющей теоретическое наследие Т. П. Ломтева, способствуют осмыслению грамматики русского языка в функционально-коммуникативном плане. Она творчески использует также достижения многих других направлений и школ. М. В. Всеволодова и ее многочисленные ученики создают модель описания русского языка во всем многообразии его связей и проявлений от фонетики до когнитивистики, что отвечает основной тенденции в развитии специализации РКИ.
Методические аспекты при овладении специальностью РКИ были в центре внимания первого заведующего кафедрой РКИ Г. И. Рожковой и методиста кафедры И. М. Пулькиной. В дальнейшем существенный вклад в развитие теории и методики преподавания РКИ внесли Е. И. Василенко, В. В. Добровольская, Н. Н. Белякова, Г. И. Дергачева, А. В. Фролкина, В. М. Нечаева, И. С. Костина, Л. П. Клобукова, И. В. Михалкина.
Идеи основателей кафедры РКИ о необходимости лингвистического обоснования методики преподавания РКИ выдвинули на первый план задачу описания русского языка с точки зрения специфики его функционирования, учета межуровневых связей, ситуативно-коммуникативных аспектов и культурологических компонентов, необходимость учета психологии освоения языка. Все это определило широкий диапазон исследований, которые в конечном счете способствовали становлению новой специальности. В научных работах многих преподавателей кафедр, в учебниках и учебных пособиях нашло отражение тесное соединение лингвистического, прагматического и методического аспектов специализации РКИ (см. работы Г. И. Рожковой, И. М. Пулькиной, М. В. Всеволодовой, Е. И. Мотиной, Е. А. Брызгуновой, Н. А. Лобановой, И. П. Слесаревой, Г. А. Битехтиной, Э. И. Амиантовой, Д. И. Фурсенко, Н. М. Лариохиной, Г. И. Володиной, С. П. Кургановой, Л. С. Муравьевой, Л. П. Юдиной, А. Л. Горбачик, М. П. Аксеновой, В. В. Добровольской, А. Н. Барыкиной, О. В. Чагиной, А. В. Величко, Л. В. Красильниковой, И. В. Одинцовой).
Во второй половине XX века силами преподавателей разных поколений, в сотрудничестве с коллегами из других вузов, фактически формировалась теория описания и преподавания русского языка как иностранного.