История кафедры

СОЗДАНИЕ УЧЕБНЫХ КОМПЛЕКСОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ДЛЯ ОСНОВНЫХ КОНТИНГЕНТОВ УЧАЩИХСЯ

Важным этапом в истории кафедр РКИ явилась работа над учебными комплексами по русскому языку для иностранных учащихся-филологов, нефилологов-гуманитариев и нефилологов естественно-научного профиля. В 70-е — 80-е годы перед коллективами кафедр Минвузом СССР впервые была поставлена широкомасштабная задача создания комплексов учебных пособий по русскому языку, необходимых и достаточных для осуществления в полном объеме процесса обучения иностранных учащихся в соответствии с их научной специализацией, профилем обучения. Эта работа была осуществлена в сотрудничестве с сектором обучения нефилологов ИРЯП. Подготовленные на кафедрах РКИ учебные комплексы по русскому языку активно использовались в вузах страны и за рубежом.

Написанию учебных комплексов предшествовало осмысление специфики обучения иностранных учащихся-филологов, нефилологов-естественников, нефилологов-гуманитариев. Это нашло отражение в статьях, монографиях, пособиях и учебниках. Самой крупной работой того периода явился Учебный комплекс по русскому языку для филологов, созданный творческим коллективом преподавателей кафедр РКИ Ленинградского и Московского государственных университетов. Специалистами из МГУ Н. А. Лобановой и И. П. Слесаревой были написаны и вышли в 1980 году в издательстве «Русский язык» под редакцией В. Г. Гака учебники для студентов  3, 4 и 5 курсов (3 издания). Учебники создавались на основе разработанной авторами теоретической концепции, отражающей научно-методический опыт работы коллективов кафедр МГУ и ЛГУ. В учебниках получили практическое воплощение такие современные методические идеи, как:

  • системно-функциональный подход к языковому материалу;
  • взаимосвязанное обучение четырем видам речевой деятельности;
  • понимание текста как единицы и цели обучения.

Для учебников, входящих в комплекс, характерна широта охвата языкового материала и глубина его разработки в целях преподавания РКИ.

Учебники 3, 4 и 5 курсов оснащают такие направления работы, которые составляют специфику обучения филологов. Так, в учебниках представлен материал для работы по синтаксису, по функциональным стилям, порядку слов; последовательно ведется обучение лингвостилистическому анализу текстов различной стилистической принадлежности, чтению художественного текста.

Новой отличительной чертой является нацеленность учебников на профессиональную подготовку филологов — будущих преподавателей, развитие их лингвистической компетенции. Методика работы по названным учебникам изложена авторами в «Книге для преподавателя», М., «Русский язык», 1983.

В «Комплекс для филологов» кроме учебников входит также ряд пособий, органически связанных с учебником, включающих дополнительный грамматический и текстовый материал и обеспечивающих углубленное изучение той или иной темы, что способствует  индивидуализации обучения:

  • Н. А. Лобанова, Т. Л. Арефьева, М. Л. Крючкова. Пособие по грамматике русского языка, «Русский язык», 1984.
  • Пособие по развитию речи для иностранных студентов-филологов (III-V годы обучения, авт.: Э. И. Амиантова, О. Е. Белянко, Л..В.Красильникова, Л. П. Юдина, «Русский язык», 1986.
  • Пособие по лексике русского языка для иностранных студентов-филологов, отв. ред. И. П. Слесарева, авт.: И. П. Слесарева, Р. А. Кулькова, А. В. Величко, Л. Т. Калинина, М., «Русский язык», 1987.

Преподавателями МГУ созданы также пособия, являющиеся дополнительными к учебникам для филологов 1 и 2 курсов:

  • Пособие по синтаксису русского языка для студентов-филологов под ред. А. В. Величко МГУ, 1980.
  • А. В. Величко, Н. В. Лебедева, Л. П. Юдина. Обучение монологической речи студентов-филологов, МГУ, 1981.
  • «Пособие по обучению аудированию учебных текстов», авт. О. В. Кузина МГУ, 1980.

Работа над комплексом для филологов была тесно связана с корректировкой существующих программ и с разработкой новой «Программы по русскому языку для студентов-иностранцев, обучающихся на филологических факультетах вузов СССР», под ред. Н. А. Лобановой, авт.: Г. И. Дергачева, Э. И. Амиантова, С. Т. Дятлова, И. П. Слесарева, М., «Русский язык» 1986.

Учебный комплекс для иностранных студентов гуманитарных вузов и факультетов создавался с конца 70-х годов большим коллективом преподавателей под руководством Г. А. Битехтиной. Разработка концепции представления научной речи (гуманитарный профиль) была осуществлена Л. П. Клобуковой. В процессе работы над комплексом перед авторским коллективом был поставлен и решен ряд актуальных научно-методических задач:

  • полно и научно обоснованно определить целевые установки и содержание процесса обучения студентов-нефилологов гуманитарного профиля, выявить отличия данного контингента учащихся от контингента студентов-нефилологов естественнонаучного и научно-технического профилей, а также студентов-филологов;
  • методически осмыслить специфику работы с данной категорией  учащихся на продвинутом и завершающем этапах обучения.

Были выявлены сферы речевой деятельности, актуальные для нефилологов-гуманитариев, впервые в практике преподавания РКИ на базе экспериментальных исследований были описаны коммуникативные потребности данной категории учащихся. В дальнейшем, опираясь на разработанную в МГУ методику изучения коммуникативных потребностей, подобную работу успешно проводили на многих кафедрах РКИ вузов СССР применительно к другим контингентам учащихся.
Изучение коммуникативных потребностей учащихся позволило авторскому коллективу научно обосновать свой подход ко многим лингвистическим и методическим проблемам, неоднозначно решаемым в практике преподавания РКИ в 70 — 80-е годы:

  • в действующие учебные программы были внесены существенные коррективы, касающиеся мотивационной основы обучения, отбора языкового материала, подлежащего активному усвоению, соотношения разных видов речевой деятельности в процессе обучения, проведения промежуточного и итогового контроля и др.;
  • описание и представление языковых единиц осуществлялось комплексно на системно-функциональной основе;
  • грамматический материал вводился на основе общелитературного языка; затем предлагалась работа на материале текстов гуманитарного подстиля и только  потом — на материале узкоспециальных текстов;
  • в качестве основной единицы обучения наряду с высказыванием был принят текст, в котором органически соединяются главные содержательные компоненты обучения: языковые, речевые, тематические;
  • оптимальным было признано взаимосвязанное обучение разным видам речевой деятельности;
  • опора на генерализацию и перенос в процессе овладения языком рассматривалась как ведущий принцип в организации работы на продвинутом и завершающем этапах обучения.

Организующее ядро комплекса — учебники и книга для преподавателя:

  • Учебник русского языка для иностранных студентов гуманитарных вузов и факультетов. 1 курс, авт.: Г. А. Битехтина., Л. П. Клобукова, О. В. Чагина, А. И. Рябова, И. Н. Афанасьева, О. А. Артемова, М., «Русский язык» 1987.
  • Учебник русского языка для иностранных студентов гуманитарных вузов и факультетов. 2 курс; авт.: А. В.  Фролкина, А. В. Сергеева, О. В. Луценко, М., 1990.
  • Книга для преподавателя к учебнику русского языка для иностранных студентов гуманитарных вузов и факультетов. 1 курс, Г. А. Битехтина, Л. П. Клобукова, О. В. Чагина и др. М., «Русский язык» 1987.

В состав учебного комплекса входит также «Корректировочный курс», авт. М. П.  Аксенова, Э. И. Розанова М., «Русский язык» 1986 г., который помогает студентам повторить и обобщить тот языковой материал, владение которым необходимо студентам для успешных занятий по данному учебному комплексу.

Важным компонентом комплекса являются дополняющие учебные пособия, которые призваны обеспечить формирование речевых навыков и развитие речевых умений, необходимых учащимся для общения в различных сферах их деятельности, прежде всего в учебно-профессиональной. Были созданы пособия для студентов экономистов, историков, философов, юристов, психологов, в которых реализована комплексная программа взаимосвязанного обучения основным видам речевой деятельности на материале научных текстов гуманитарного профиля:

  • В. Г. Харечко, И. А. Христиансен. Практикум по русскому языку (на материале текстов по философии), МГУ, 1987.
  • Л. П. Клобукова. Методические разработки по русскому языку на материале текстов по специальности «Политэкономия», ч. 1, ч. 2,  М., 1989.
  • Пособие по русскому языку для студентов-иностранцев (на материале текстов по общей психологии) под ред. М. Н. Рудковской, авт.: Г. П. Бережная, О. А. Живаго, Т. И. Панкина, М. Н. Рудковская, И. И. Тен, 1988.
  • Л. П. Клобукова, О. И. Судиловская. Пособие по обучению речевой деятельности на материале текстов по специальности (юриспруденция), МГУ, 1991.
  • О. В. Чагина. Пособие по русскому языку для иностранных студентов-историков 1 курса, М., 1991.

Развитие речевых умений, актуальных для общественно-политической и социально-культурной сфер деятельности, обеспечивается пособиями:

  • Пособие по развитию речевых навыков и умений на материале публицистических и художественных текстов, под ред. Н. М. Малашенко, авт.: Н. М. Малашенко, О. Е. Белянко, А. Г. Матюшенко, Н. С. Ляпидевская, М., «Русский язык», 1988.
  • Слушаем радио, читаем газету, авт.: Н. В. Лебедева. М., «Русский язык», 1989.

Расширить языковой материал учебников, организовать учебно-тренировочную деятельность учащихся в необходимом объеме призвано учебное пособие по грамматике «По-русски — без ошибок», авт.: Г. А. Битехтина, Л. П. Клобукова, Е. А. Зелинская, О. В. Чагина, И. Н. Афанасьева, А. Н. Рябова, А. В.  Фролкина, М., МГУ 1992, 1995 гг.

Помимо учебного комплекса для студентов-гуманитариев был подготовлен также ряд учебных пособий, обеспечивающих подготовку иностранных аспирантов нефилологических гуманитарных вузов и факультетов:

  • М. П. Аксенова, Л. А. Нестерская. Мы учимся говорить по-русски (МГУ, 1984).
  • М. П. Аксенова, Е. А. Зелинская. Сборник упражнений по русскому языку (МГУ, 1989).
  • В. Г. Харечко, И. А. Христиансен. Практикум по русскому языку (на материале текстов философского содержания) (МГУ, 1987).
  • В. О. Можаева. Проверочные материалы по русскому языку для аспирантов-философов, историков, юристов (МГУ, 1988).
  • В. О. Можаева. Проверочные материалы по русскому языку для аспирантов-экономистов и психологов (МГУ, 1978).
  • Д.Д.Воронина. Пособие по русскому языку для иностранных аспирантов-заочников (МГУ, 1989).
  • Д.Д.Воронина. Обучение аннотированию и реферированию (учебное пособие по русскому языку для иностранных аспирантов-заочников) МГУ, 1991.
  • А. И. Рябова, О.О.Аройоки. Методические рекомендации по обучению русскому языку иностранных аспирантов (с приложением) МГУ, 1990.

Учебные комплексы по русскому языку для студентов-иностранцев нефилологических вузов естественнонаучного профиля создавались под руководством Л. С. Муравьевой. Им предшествовал  «Справочник по грамматике русского языка для студентов-иностранцев естественно-технического профиля» под ред. Л. С. Муравьевой и Д. И. Фурсенко, авт.: Л. С. Муравьева, Д. И. Фурсенко, В. А. Самодова, Н.Н.Белякова, С.Э.Озе, Г. Ф. Воробьева, МГУ, 1976. Этот справочник был первым обобщающим пособием по грамматике, написанным в полном соответствии с программой «Русский язык для иностранцев, обучающихся в нефилологических вузах СССР», М., «Высшая школа», 1970, 1973. Материал в справочнике представлен на синтаксической основе по логико-грамматическому принципу.

Организующим ядром первого учебного комплекса являлся учебник-основа, который включал в себя три книги:

  • Практическую грамматику, отв. ред. Л. С. Муравьева, Д. И. Фурсенко, авт.: Н.Н.Белякова, Л. С. Муравьева, С.Э.Озе, Д. И. Фурсенко, М., «Русский язык», 1978;
  • Тексты для чтения и развития речи (I, II курсы) отв. ред. Л. С. Муравьева, авт.: Л. С. Муравьева, С. Э. Озе, С. Л. Пятецкая, Д. И. Фурсенко, М., “Русский язык”, 1978;
  • Тексты для чтения и развития речи (III курс), отв. ред. Л. С. Муравьева, авт.: Л. С. Муравьева, С. Э. Озе, С. Л. Пятецкая, Д. И. Фурсенко, М., «Русский язык», 1980.

В состав комплекса вошел также опубликованный в 1981 году "Сборник упражнений по грамматике", отв. ред. Л. С. Муравьева, авт.: А. С. Александрова, Э.С.Котвицкая, Л. С. Муравьева, Н.П.Третьякова, К.К.Фомина, Д. И. Фурсенко, А. Н. Чуканова. Сборник упражнений был тесно связан с «Практической грамматикой» системой отсылок. В книге для чтения (I, II курсы) были представлены ведущие для данного профиля обучения тексты научного и газетно-публицистического стиля, тексты разговорного и художественного характера были представлены в ограниченном объеме. Книга для чтения (III курс) была построена на страноведческом материале общенаучного и публицистического характера, позволяющем учащимся активно участвовать в обсуждении актуальных проблем современности на языке всех трех основных функциональных стилей.

Выделение языкового материала в самостоятельную книгу в составе учебника было продиктовано спецификой работы с учащимися на продвинутом этапе обучения в условиях языковой среды, это давало возможность учащимся систематизировать и обобщить свои знания по языку, приобретенные в процессе работы над текстами.

Отработка языковых явлений, выработка навыков и умений во владении языком с учетом функциональных стилей вынесены в сопутствующие учебному комплексу пособия. Прежде всего это пособия по разным специальностям и по различным видам речевой деятельности, пособия страноведческого характера.

Ориентация учебника-основы на студентов вузов естественнонаучного профиля определила характер и объем отобранного текстового и языкового материала.

Учебный комплекс по русскому языку для студентов-иностранцев нефилологических вузов естественнонаучного профиля включает в себя вышедшие к 1993 г. материалы:

  • Учебник русского языка для студентов-иностранцев нефилологических вузов  (естественнонаучный профиль). 1 курс. Отв. ред. Л. С. Муравьева, авт.: Л. С. Муравьева, С. Э. Озе, Н.Л.Фокина, Д. И. Фурсенко, М., «Русский язык» 1989 г.
  • Книга для преподавателя к Учебному комплексу по русскому языку (естественнонаучный профиль). ч. 1. Практическая грамматика. Отв. ред. Л. С. Муравьева, Д. И. Фурсенко. М., «Русский язык», 1989.
  • Сборник упражнений по грамматике русского языка для студентов-иностранцев нефилологических вузов (естественнонаучный профиль). Отв. ред. Л. С. Муравьева, авт.: А. С. Александрова, Э. С. Котвицкая, Л. С. Муравьева, Е. М. Темнова, Н.Н.Третьякова, Е. К. Фомина, Д. И. Фурсенко, А. Н. Чуканова, С. А. Шувалова.
  • Пособие по развитию речи для студентов-иностранцев нефилологических вузов (естественнонаучный профиль). Отв. ред. Л. С. Муравьева, авт.: Р. М. Родина, Т. Н. Киселева, А. В. Петропавловский, В. А. Семенихина, Е. М. Темнова, М., «Русский язык» 1989г.

В отборе как языкового, так и текстового материала для комплекса авторы руководствовались ныне действующей «Программой по русскому языку для студентов-иностранцев, обучающихся на нефилологических факультетах вузов СССР», М., «Русский язык»,  1985, внося в нее определенные коррективы.

Новым во втором учебном комплексе по сравнению с первым является   объединение в одном Учебнике, в одной книге, текстового и языкового материала в объеме, рассчитанном на учащихся со средним уровнем языковой подготовки (по принципу: «необходимо и достаточно»), переадресовка систематизирующего курса грамматики преподавателю и сильным учащимся, а также обучение языку на базе двух синтаксических уровней: на уровне предложения и на уровне текста, что удовлетворяет двум главным принципам практического овладения языком — системности и коммуникативности.

Как и первый комплекс, второй учебный комплекс строится на материале трех функциональных стилей общелитературного языка: научного, газетно-публицистического и частично языка художественной литературы. Однако для усиления учебно-профессионального обучения студентов-естественников в языковую часть уроков учебника введено много микротекстов и значительно большее количество примеров из учебной литературы.
Обучение языку конкретных специальностей осуществляется с помощью дополняющих  пособий. Сюда относятся пособия по формированию и развитию речевых навыков и умений в 4-х видах речевой деятельности на материале языка специальности учащихся:

  • Учебное пособие по развитию речевых умений и навыков для студентов-иностранцев биологического факультета, авт.: Н. В.  Красильникова, Н. М.  Лариохина, Т.Ю. Щербина. МГУ, 1970, 1978.
  • Учебное пособие по развитию речевых умений и навыков для студентов-иностранцев химического факультета, авт.: Е. Ю. Хомякова, Л. А. Чижова. МГУ, 1981.
  • Учебное пособие по развитию речевых умений и навыков для студентов-иностранцев физического факультета, под ред. Н. Н. Беляковой, авт.: Г. Б.  Потапова, А. Н. Чуканова, Е. А. Семенихина, Т. В.  Сорокина, Т. Н. Литинецкая. МГУ,1984.

Для развития навыков и умений в отдельных видах речевой деятельности были созданы пособия:

  • Обучение разным видам чтения (для студентов-биологов), авт.: Н. В. Красильникова, МГУ, 1985.
  • Пособие по чтению для нефилологов (адресат — студенты 1 — 3 курсов, на материале страноведческого характера), под ред. Т. В. Астаховой, Т. В. Сорокиной. МГУ, 1985.
  • Практическое пособие по развитию навыков письменной речи (1 — 3 курсы), под ред. В. В. Добровольской, авт.: А. Н. Барыкина, В. П. Бурмистрова, В. В. Добровольская, А. Г. Цыганкина. М., «Русский язык», 1979, 1983.
  • Обучение реферированию научного текста, авт.: Л. Н. Бахтина, И. П. Кузмич, Н. М. Лариохина, МГУ, 1988.

Созданы пособия по словообразованию:

  • Сборник упражнений по глагольному словообразованию, авт.: А. Н. Барыкина, В. В. Добровольская, М., «Русский язык», 1982.
  • Изучение именного словообразования в иностранной аудитории, авт.: А. Н. Барыкина, В. В. Добровольская, М., «Русский язык» 1987.

По заданию Минвуза СССР преподавателями кафедры русского языка естественных факультетов был написан «Учебный комплекс по русскому языку для иностранных учащихся средних специальных учебных заведений». Он включал:

  • Русский язык. Учебник для иностранных учащихся средних специальных учебных заведений. (1 курс, 2,3 курсы). Книга для учащихся.  Изд. 2, переработанное, авт.: Г. И. Володина, М. Н. Найфельд, Н. М. Лариохина, Л. Н. Бахтина, М., «Русский язык», 1976, 1979, 1986.
  • Книга для преподавателя, авт.: Г. И. Володина, М. Н. Найфельд, Н. М. Лариохина, Л. Н. Бахтина, М., «Русский язык», 1985.
  • Тренировочные лексико-грамматические упражнения по русскому языку с магнитофоном, авт.: Г. И. Володина, М. Н. Найфельд, М. М. Глушкова, Л. Н. Бахтина, М., «Русский язык», 1983.
  • Сборник текстов для работы с магнитофоном. Пособие по развитию навыков аудирования и говорения, авт.: Г. И. Володина, М. М. Глушкова, К Б. Клочкова, И. П. Кузьмич, Г. В. Москвин, М., «Русский язык», 1987.
  • Сборник тренировочных упражнений по развитию речи, авт.: Г. И. Володина, М. М. Глушкова, К. Б. Клочкова, И. П. Кузьмич, Н. М. Лариохина, М., «Русский язык», 1988.
  • Книга для чтения и развития речи, авт.: А. С. Александрова, В. С. Девятайкина; Ч. I. Публицистические тексты, М., «Русский язык», 1980, 1984; Ч. II. Художественные тексты, М., «Русский язык», 1986.
  • Пособие по страноведению (художественные и публицистические тексты). М.,  «Русский язык»», 1991. Авт.: А. С. Александрова, В. С. Девятайкина.