ФОРМИРОВАНИЕ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ «РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ»
В 1974 году по решению Минвуза СССР на филологических факультетах крупнейших вузов страны создаются отделения «Русский язык как иностранный». Эти отделения были призваны готовить специалистов с хорошим знанием европейских языков для работы в области преподавания русского языка как неродного в российских и зарубежных вузах.
Учебный план такого отделения на филологическом факультете МГУ разрабатывался с участием кафедр РКИ МГУ. Принципиальной являлась установка на высокий уровень общефилологической подготовки студентов этого отделения. Данный план, помимо основных дисциплин программы отделения «Русский язык и литература», включал спецкурсы по различным аспектам языковой системы, отражающие качественно новый подход к описанию и подаче языкового материала (с позиции изучающего русский язык как иностранный), общий курс лекций и спецсеминары по методике и страноведению.
Специализацию будущих преподавателей РКИ обеспечивали кафедры РКИ, на которых силами ведущих преподавателей и доцентов создавались и разрабатывались конкретные спецкурсы и спецсеминары, на базе этих кафедр проводилась и педагогическая практика.
В 60-е годы, когда на филологическом факультете были созданы в виде эксперимента спецгруппы по специальности «Русский язык как иностранный», еще не утвердившейся тогда в стабильном учебном плане. Для студентов 3 и 4 курсов Г. И. Рожковой были подготовлены спецкурсы «Введение в специальность» и «К лингвистическим основам методики преподавания РКИ». Исключительно важным для профессиональной подготовки будущих преподавателей РКИ был курс «Русский язык как иностранный», который с 1970 года на протяжении многих лет читала Е. А. Брызгунова. На эти лекции приходили не только студенты филологического факультета, но и слушатели ФПК, преподаватели других вузов.
Возросший научно-методический потенциал кафедр РКИ позволил преподавателям кафедр более широко включиться в подготовку отечественных преподавателей русского языка как иностранного. Были подготовлены расширенные курсы лекций по основным аспектам теории и практики преподавания РКИ, которые читались студентам-филологам на 2, 3 и 4 курсах:
- Русская звучащая речь (О. А. Артёмова)
- Функциональная лексикология (И. П. Слесарева, Л. А. Нестерская)
- Основы функциональной морфологии (Г. И. Рожкова, Л. С. Муравьёва)
- Функциональная морфология (Э. И. Амиантова, Г. А. Битехтина,)
- Функционально-коммуникативный синтаксис (М. В. Всеволодова)
- Взаимодействие значения и формы в простом предложении (Г. И. Володина)
- Методика преподавания русского языка как иностранного (В. М. Нечаева, В. В. Добровольская, И. С. Костина)
Специалисты кафедр РКИ являлись руководителями курсовых и дипломных работ студентов-филологов (М. В. Всеволодова, И. П. Слесарева, М. И. Гореликова, Г. И. Володина, Г. И. Рожкова, Н. М. Лариохина С. А. Шувалова, Э. И. Амиантова, Г. А. Битехтина, А. В. Величко, Л. А. Нестерская, Т. И. Панкина, В. М. Нечаева, А. В. Сергеева и др.).
В начале 90-х годов на филологическом факультете МГУ была введена специализация «Русский язык как иностранный», которую ежегодно получают десятки студентов различных отделений. В разные годы за организацию работы по данной специализации отвечали Л. А. Нестерская, И. И. Яценко, Ф. И. Панков. Программа специализации рассчитана на 3 года (III—V курсы) и включает следующие общие и специальные курсы:
- Функциональная фонетика и интонация (О. А. Артемова, Е. Л. Бархударова),
- Функциональная лексикология (Л. А. Нестерская, И. П. Слесарева),
- Функциональная морфология (Э. И. Амиантова, Г. А. Битехтина, Ф. И. Панков)
- Функциональный синтаксис (М. В. Всеволодова),
- Русский язык в сопоставлении с другими языками (М. Г. Безяева, Е. В. Петрухина),
- Теория и методика обучения русскому языку как иностранному (Л. П. Клобукова, И. В. Михалкина),
- Урок как единица обучения (В. В. Добровольская),
- Язык и культура. Обучение межкультурной коммуникации (Д. Б. Гудков).
Большое значение придается организации и проведению педагогических практик: ознакомительной (3-й курс), пассивной (4 курс), активной (5 курс). Руководителями практик являются: Н. К. Зеленова, В. В. Каверина, Н. Г. Ткаченко, О. П. Быкова, Е. В. Одинцов. В рамках педагогической практики проводятся циклы аспектных занятий, посвященных актуальным проблемам методики, грамматики, лексики, звучащей речи, текста, культурологии на уроках по русскому языку как иностранному. На кафедре РКИ филологического факультета было подготовлено около 20 видеоуроков, демонстрирующих различные аспекты занятий по русскому языку как иностранному. В целях совершенствования педагогической практики создано пособие Н. И. Молчановской (в соавторстве с В. В. Молчановским) по методике анализа видеоурока «Учимся учить» (МГУ, 2000).
В 1994 году была издана первая программа по специальности «Русский язык как иностранный»: «Русский язык как неродной (иностранный)», авт.: О. А. Артемова, Е. Л. Бархударова, И. П. Слесарева, Е. В. Клобуков, Г. А. Битехтина, Л. С. Муравьева, М. В. Всеволодова, А. В. Величко, Г. И. Володина, О. В. Чагина, С. А. Шувалова, М. Г. Безяева, Е. В. Петрухина, И. С. Костина, В. В. Добровольская, В. С. Девятайкина, Н. Н. Белякова, В. В. Добровольская, Н. К. Зеленова, МГУ, 1994.
В 1997 году расширенный и доработанный вариант программы был включен в сборник программ кафедры русского языка филологического факультета «Русский язык как иностранный», авт.: М. В. Всеволодова, Г. А. Битехтина, В. В. Добровольская, Л. А. Нестерская, Г. И. Рожкова, О. А. Артемова, Е. Л. Бархударова, И. П. Слесарева, Е. В. Клобуков, Л. П. Клобукова, Л. С. Муравьева, А. В. Величко, Г. И. Володина, О. В. Чагина, С. А. Шувалова, М. Г. Безяева, Е. В. Петрухина, Д. Б. Гудков, Л. Н. Кашежева, Н. Н. Белякова, Н. Н. Зеленова.
С 1995 года на филологическом факультете МГУ начал работать специализированный совет по защите кандидатских и докторских диссертаций по специальности 13.00.02 — «Теория и методика обучения русскому языку как иностранному». Открыта очная и заочная аспирантура по данной специальности.
В 1992 году в результате структурных изменений эти кафедры вошли в состав факультета как самостоятельные структурные единицы, что определило дальнейшее развитие специальности РКИ в соответствии с исторически сложившимся опытом научно-методической и учебной работы каждой из кафедр: кафедры РКИ для филологов, кафедры РКИ для иностранцев гуманитарных факультетов и кафедры РКИ для иностранцев естественных факультетов.
Общим основанием для дальнейшего развития специальности РКИ в Московском университете стало функционально-коммуникативное описание русского языка в целях преподавания его иностранцам (направление № 2 по плану филологического факультета).