Г.Е. Кедрова

Использование новых информационных технологий и Интернет-ресурсов при обучении русскому языку.

Программа курса.

Преамбула

В настоящее время общепризнанно, что современная система образования вступила с появлением Интернета и, в целом, благодаря интенсивному освоению возможностей новых информационных технологий, в новую фазу своего развития.

Техническая и методическая основа современного традиционного и дистанционного образования и профессионального обучения в значительной степени определяется компьютерными сетевыми технологиями. C ними сегодня связывают дальнейшее развитие образования в целом и дистанционного образования в особенности практически все специалисты, работающие в образовательной области. Неоднократно отмечалось, что новые сетевые информационные технологии, которые достаточно активно входят в практику обучения, предоставляют как преподавателю, так и учащемуся более широкие по сравнению с традиционным обучением возможности в преподавании и изучении дисциплин самых различных циклов. Особый интерес вызывают образовательные возможности Интернета у преподавателей языков, в частности у преподавателей-русистов, которые занимаются обучением русскому языку, русской литературе и культуре в самых разных языковых ситуациях.

Для того чтобы уметь эффективно использовать открывающиеся возможности для решения различных образовательных задач, необходимо не только знать природу и свойства Интернета, как основы современных телекоммуникационных технологий обучения, овладеть приемами и навыками работы с ним, но и четко осознавать последствия внедрения этого нового информационного и коммуникационного медиума для формирования нового педагогического аспекта обучения.

Предмет курса:

Интернет и Рунет, специализированные программные средства, правила и навыки работы с содержимым Интернет-страниц, механизм использования основных коммуникационных сервисов (электронная почта, телеконференции, информационный поиск и т.д.), информационные жанры Интернета и особенности образовательного Интернет-контента, профессиональный поиск информации и правила работы с обучающими Интернет-ресурсами, предназначенными для обучения русскому языку.

Цель курса

Программа учебного курса позволяет учащемуся – преподавателю русского языка – овладеть всеми необходимыми знаниями и навыками для работы в Интернете с целью решения профессиональных задач обучения русскому языку. Последовательно осуществляется знакомство с историей и современным состоянием Интернета, его основными сервисами (броузингом, электронной почтой, телеконференциями, информационным поиском и т.д.), стандартными программными средствами и правилами работы с Интернет-контентом; особый акцент делается на изучение истории и знакомство с современным состоянием российского сегмента Интернета (Рунета). Учащиеся овладеют правилами работы с филологическими ресурсами Интернета и Рунета, изучат их типологию и структурные особенности, технологию информационного поиска (в том числе с помощью специализированных поисковых серверов); получат технические и методические рекомендации по использованию соответствующего Интернет-контента в обучении иностранным языкам, при этом наиболее подробно и полно рассмотрены ресурсы, предназначенные для обучения русскому языку.

План курса

1.      Введение в Интернет-технологии. Общая характеристика информационных ресурсов Интернета. История возникновения и развития Интернета, основные этапы. Использование Интернета в России. Основные сервисы Интернета: что это такое? Сетевые протоколы: TCP/IP, UUCP, SMTP, POP3, FTP, HTTP. Адресация в Интернете. Структурные компоненты адресов URLUniversal/Uniform Resource Locator и их смысловая интерпретация. Адреса электронной почты, их структура. Правила работы в Сети – «Инструкция пользователя». Программы-«вирусы» и способы борьбы с ними.

2.      World Wide Web (WWW). Возникновение WWW, современное состояние, базовые понятия: Веб-сервер и Веб-клиент, Веб-сайт, Веб-страница, гипертекст, гиперссылка. Броузеры как основная стандартная программа работы с ресурсами Глобальной Сети: сопоставительный анализ программ Internet Explorer, Netscape Navigator. Основные структурно-функциональные компоненты броузера Internet Explorer. Рабочее окно программы, его базовые элементы. Функциональные возможности панели инструментов, рекомендации по их использованию. Работа с адресом – URL и гиперссылками. Индивидуальная настройка броузера. Понятие кодовой таблицы и изменение кодировки для загружаемых страниц.

3.      Практическое занятие: программы связи по сети (доступ разного уровня к файлам через Windows, служба пересылки сообщений, Telnet и WWW, видеоконференции, обращение к ftp-серверам). Путешествие по Веб-сайту, создание закладок, оптимизация содержимого папки «Избранное», пересылка Веб-информации и сохранение информации на локальном диске. Параллельная работа с несколькими Веб-страницами.

4.      История и основные этапы становления информационных разновидностей Интернет-контента в Интернете/Рунете. Типология жанрового многообразия мировых и русскоязычных Веб-ресурсов. Некоторые полезные исторические адреса Интернета/Рунета (см. Приложение 1).

5.      Практическое занятие: просмотр полезных для обучения русскому языку Веб-сайтов предшествующего этапа развития Рунета, формирование индивидуальных подборок «избранных» сайтов, рекомендации по оптимизации организации русскоязычного гипертекста.

6.      Электронная почта и телеконференции. Специализированные программы E-mail: однопользовательские (Internet Mail, Netscape Mail, стандартная почтовая программа WindowsOutlook Express), многопользовательские почтовые программы (Pegasus Mail). Основные структурно-функциональные компоненты программы Outlook Express. Настройка учетной записи. Рабочее окно программы: заголовок окна, меню, панель инструментов, выбор папки, содержание папки, заголовок письма, содержание письма, строка состояния, индикатор подключения. Функциональные возможности панели инструментов, рекомендации по их использованию.

7.      Практическое занятие: создание сообщения и отправка сообщения. Письмо с приложенными файлами, «флажок» срочности, уведомление о прочтении и т.д. Просмотр почты и формирование ответа. Изменение кодировки русских символов, некоторые дополнительные программы дешифровки (перекодирования) приходящих писем. Работа с адресной книгой. Создание контактного адреса и группы адресов. Создание правил для почтовых сообщений.

8.      Новостные группы – Usenet (телеконференции, «эхо»-конференции). История возникновения и современное состояние. Правила работы в телеконференциях и рекомендуемая стратегия пользования новостными серверами. Общедоступные новостные русскоязычные серверы и группы конференций, их иерархия.

9.      Практическое занятие. Подписка на группу новостей, основные уровни иерархии и их типовые обозначения, отмена подписки, отмена подключения к серверу новостей. Поиск профессионально-ориентированных групп «эхо»-конференций. Архивы новостных групп. Подписка на листы рассылки.

10.  Онлайновые сервисы Интернета: IRC, ICQ, MUD. Онлайновые телеконференции – Чаты. История возникновения и современное состояние. Правила работы, общедоступные русскоязычные Чат-серверы, участие в общей дискуссии и общение в индивидуальных группах.

11.  Практическое занятие. Работа в телеконференции в режиме «он-лайн».

12.  Поиск информации в Интернете. Поисковые инструменты (поисковые серверы) и работа с ними. Типология поисковых сервисов Интернета (поисковые машины, мета-поиск, специализированные поисковые серверы и т.д.). Краткая характеристика принципов работы поисковых серверов. Сопоставительный анализ некоторых «поисковиков»: РамблерРу, Яндекс, AltaVista, Google.com и Google.ru. Основные функционально-структурные компоненты интерфейса поисковых машин. Стратегия формирования запроса к поисковому серверу. Простейший поиск и поиск с использованием логических операторов (AND, OR, NEAR, NOT) и/или специальных знаков (*, +, –). Выбор параметров поиска в зависимости от задачи.

13.  Практическое задание: формирование запроса с использованием разных поисковых серверов. Русскоязычные поисковые серверы и рекомендуемые правила формирования запроса к этим серверам. Поиск в архивах групп новостей. Поиск программного обеспечения в Интернете. Поиск адресов электронной почты.

14.  Филологические ресурсы Интернета/Рунета и возможности их использования в обучении русскому языку. Типы профессионально-ориентированных (образовательных) информационных серверов и поиск информации в Интернете, представляющей интерес для филолога-русиста: лингвистические корпусы, энциклопедии, словари, конкордансы; системы автоматического перевода, собрания художественных произведений, виртуальные научные библиотеки, электронные средства массовой информации, образовательные программы, культурологическая информация (см. Приложение 2). Учебные языковые Веб-серверы: их типология и базовые структурно-функциональные модули. Некоторые методические рекомендации по использованию сервисов WWW, Real-Audio и видео, синхронных и асинхронных компьютерных конференций, средств проективной работы в группах. Некоторые правила и общие рекомендации для работы в гипертекстовом информационном пространстве.

Рекомендуемая литература

1.      Eastment D. Technology-Enhanced Language Learning. 1996. URL: http://www.eastment.com/tell.html

2.      History of Internet. URL: http://www.w3.org/history.html

3.      Owston, R. D. The World Wide Web: A Technology to Enhance Teaching and Learning. Educational Researcher. 1997, 26(2), pp. 27-33.

4.      Trotman, W. Aspects of the Internet and their Possibilities for ELT: a Survey Review // ELT Newsletter. Article 2, March 2000. URL: http://www.eltnewsletter.com/back/March2000/art22000.shtml

5.      Webopedia. URL: http://www.pcwebopedia.com/

6.      Бовтенко М.А. Компьютерная лингводидактика: Учеб. пособие / М.А.Бовтенко. Новосибирск, 2000.

7.      Кедрова Г. Е. Методы проектирования лингвистической виртуальной обучающей среды в Интернете: особенности структуры и формата учебно-справочных материалов по русскому языку // Научный сервис в сети Интернет-2002. Труды Всероссийской научной конф. Новороссийск, 2002.

8.      Кедрова Г.Е. Интернет-технологии и коммуникативные проблемы лингводидактики // Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования: Учебное пособие. М., 2003.

9.  Полат Е.С. Теория и практика дистанционного образования // 2-ая Межд. Конф. ИОЛ-2000. Новые информационно-педагогические технологии. Тез. докл. СПб., 2000. C. 67-68.

10.  Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В. и др. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров (под ред. Полат Е.С.). Серия: Высшее образование. М., 2001.

11.  Ремнёва М. Л., Кедрова Г. Е., Дедова О. В., Потапов В. В., Омельянова Е. Б.Научно-образовательные Интернет-ресурсы филологического факультета МГУ в области русистики: опыт создания // Сб. докладов и сообщений X Конгресса Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы «Русское слово в мировой культуре». СПб., 2003.

12.  Садовничий В. А., Угольников А. Б., Варламов В. В., Воеводин Вл. В., Кедрова Г. Е., Сергиевская А. Л.От сети профессионалов к профессиональной сети науки и образования России: научно-образовательные ресурсы Московского Университета в Интернет // Телематика-2002. Труды всероссийской научно-методической конф. СПб., 2002.

13.  Соломенчук В. Понятный самоучитель работы в Интернете. СПб., 2004.

Приложение 1.

История Рунета / Полезные адреса Интернета:

Url: www.w3.org

Url: http://www.ibiblio.org/sergei/Dazhdbog.html
Сергей Наумов "Dazhdbog in Russian mythology"

Url: http://www.siber.com/sib/russify/
Вадим Маслов "Russify Everything"

Url: www.online.ru/sp/eel/russian
Евг. Пескин "Electronic Library"

Url: http://www.lib.ru/
"Библиотека Максима Мошкова"

Url: http://www.wtr.ru/
"Window-To-Russia" – Каталог полезных ресурсов.

Url: http://www.anekdot.ru/
"Анекдоты из России"

Url: www.mail.ru

Url: www.pochta.ru

Url: http://www.dialog-21.ru/default.asp
Международный семинар «Диалог». Список рассылки «Дайджеста»
Ассоциации компьютерной лингвистики и интеллектуальных технологий (КОЛИНТ).

Url: http://www.dialog-21.ru/forum/actualforum.aspx?parent_menu_id=25451
Профессиональный Форум «Диалога».

Url: http://groups.google.com/
USENET в Интернете.

Url: http://www.eslcafe.com/discussion/
Профессиональные телеконференции для преподавателей английского языка как иностранного.

Url: www.krovatka.ru
Первый российский общедоступный Чат.

Url: www.translate.ru
Российский Веб-сервер онлайнового перевода.

Url: http://www.teneta.ru/
«Тенета» – конкурс сетевой литературы

Url: http://www.kulichki.com/
«Чертовы кулички» – первый развлекательный сервер Рунета.
Интерактивные языковые игры: «Буриме» (http://www.kulichki.com/centrolit/cgi/br.cgi), «Сонетник» (http://www.kulichki.com/centrolit/cgi/sonnet.cgi) и т.д.

Url: http://www.osp.ru/news/
Лента новостей ИТ (первая новостная лента Рунета)

Url: http://www.litera.ru/
Сервер «Литература»

Url: http://www.polit.ru/
Российский Информационно-политический интернет-канал «Полит.Ру»

Url: http://www.guelman.ru/
Российское современное искусство – Галерея Марата Гельмана

Url: http://www.km.ru/
Мультипортал «Кирилл и Мефодий: знания обо всем».

Url: http://www.lenta.ru/
Российская круглосуточная новостная Интернет-служба

Url: http://www.edinros.ru/
Официальный сайт «Единой России»

Url: http://www.putin2004.ru/
2004 г. – Персональные сайты российских политиков: персональный предвыборный сайт В.В.Путина.

Url: http://www.uznay-prezidenta.ru/
2004 – сайт «Президент России – гражданам школьного возраста»

Федеральный портал «Российское образование»
Url: http://www.edu.ru/

Все образование Интернета
Url: http://alledu.ru/
(Аудиториум.Ру; Федерация интернет-образование - ФИО: сайты Учитель.Ру, Родитель.Ру и т.д.)

Приложение 2

Некоторые полезные образовательные Интернет-ресурсы по русскому языку

Грамота.Ру
Url: http://www.gramota.ru

Филологический портал
Url: http://www.philology.ru/

Рутения
Url: http://www.ruthenia.ru/

Интерактивные уроки по русскому языку.
Url: http://vschool.km.ru/education.asp?subj=80

Толковый словарь крылатых выражений
Url: http://www.comics.ru/dic/

Эхо Москвы: говорим по-русски
Url: http://www.echo.msk.ru/programs/speakrus.html

Знаете слово? (Проект мех-мата МГУ)
Url: http://mech.math.msu.su/~apentus/znaete/

Виртуальные словари
Url: http://www.slovari.ru/lang/ru/

Как это по-русски? (Лингвистические курьезы)
Url: http://www.russlang.narod.ru/

Культура письменнй речи
Url: http://www.gramma.ru/

Мир русского слова (Словарь Даля)
Url: http://www.rusword.com.ua

Нестандартные задания по РЯ
Url: http://www.cl.ru/education/lib/data/r00135.htm

Основные правила грамматики русского языка
Url: http://www.ipmce.su/~lib/osn_prav.html

Русскiй языкъ
Url: http://teneta.rinet.ru/rus/rj_ogl.htm

"Ошибки словоупотребления, от которых не спасает спеллчекер"
Url: http://kursy.ru/jur_wrds/

"Русская фонетика"
Url: www.philol.msu.ru/rus/galya-1