Центр новых информационных технологий филологического факультета МГУ
ПРОГРАММА КУРСА
Новые образовательные технологии в традиционном и дистанционном обучении

Преподаватели: доц. Кедрова Г.Е., ст.н.с. Егоров А.М., н.с. Дедова О.В., ст.инж. Омельянова Е.Б.

Цикл 1. Вводная часть.


1.1. Введение в Интернет-технологии. Общая характеристика информационных ресурсов Интернета. История возникновения и развития Интернета, основные этапы. Использование Интернета в России. Основные сервисы Интернета: что это такое? Сетевые протоколы: TCP/IP, UUCP, SMTP, POP3, FTP, HTTP. Адресация в Интернете. Структурные компоненты адресов. URL - Universal Resource Locator. Адреса электронной почты, их структура. World Wide Web (WWW). Возникновение WWW, современное состояние, базовые понятия: гипертекст, ссылки. Броузеры как основная стандартная программа работы с ресурсами Сети: сопоставительный анализ программ Internet Explorer, Netscape Navigator. Основные структурно-функциональные компоненты броузера Internet Explorer. Рабочее окно программы. Работа с адресом и ссылками. Настройка броузера. Изменение кодировки для загружаемых страниц. (2 часа).


1.2. Практическое занятие: программы связи по сети (предоставление доступа разного уровня к файлам через Windows, служба пересылки сообщений, обращение к on-line каталогам библиотек по Telnet и WWW, видеоконференция). Обращение к ftp-серверам. Правила работы в Сети - инструкция пользователя. Путешествие по Web-site, создание закладок, сохранение Web-информации на локальном диске. Параллельная работа с несколькими Web-страницами. (2 часа).

1.3. Электронная почта и телеконференции. Специализированные программы E-mail: однопользовательские (Internet Mail, Netscape Mail), многопользовательские (Pegasus Mail). Основные структурно-функциональные компоненты Internet Mail. Настройка. Рабочее окно программы: заголовок окна, меню, панель инструментов, выбор папки, содержание папки, заголовок письма, содержание письма, строка состояния, индикатор подключения. Функциональные возможности панели инструментов, рекомендации по их использованию. Практическое задание: создание сообщения и отправка сообщения. Письмо с приложением. Просмотр почты и формирование ответа. Изменение кодировки русских символов, некоторые дополнительные программы дешифровки (перекодирования) приходящих писем. Работа с адресной книгой. Новостные группы. Usenet. Возникновение и современное состояние. Правила работы в телеконференциях и рекомендуемая стратегия пользования Новостями. Общедоступные новостные русскоязычные серверы и группы конференций, их иерархия. Программа Internet News. Настройка. Рабочее окно программы. Подписка на группу новостей, основные уровни иерархии и их типовые обозначения, отмена подписки, отмена подключения к серверу новостей. Поиск профессионально-ориентированных групп эхоконференций. Архивы новостных групп. Подписка на листы рассылки. IRC, ICQ. (2 часа).

1.4. Практическое занятие. Прием и отправка писем по электронной почте. Работа в телеконференции. Работа с IRC, ICQ. (2 часа).

1.5. Поиск информации в Интернете. Поисковые инструменты (поисковые серверы) и работа с ними. Типология поисковых серверов. Краткая характеристика серверов: Magellan, Point, Excite, Alta Vista, Infoseek, Dejanews, Who's Who, WhoWhere, Metasearch. основные функционально-структурные компоненты поисковых машин. Стратегия формирования запроса к поисковому серверу. Простейший поиск и поиск с использованием логических операторов (AND, OR, NEAR, NOT) и специальных знаков (*, +, -). Выбор параметров поиска в зависимости от задачи. Практическое задание: формирование запроса с использованием разных поисковых серверов. Русскоязычные поисковые серверы и рекомендательные правила формирования запроса к этим серверам. Поиск в архивах групп новостей. Поиск программного обеспечения в Интернете. Поиск адресов электронной почты. (2 часа).

1.6. Филологические ресурсы Интернета и возможности их использования в дистанционном образовании. Типы информационных серверов и поиск информации в Интернете, представляющей интерес для филолога: энциклопедии, словари, конкордансы; системы автоматического перевода, собрания художественных произведений, виртуальные библиотеки, электронные средства массовой информации, образовательные системы, культурологическая информация. Учебные языковые Web-серверы: их типология и структурно-функциональные модули. Дидактические возможности сервисов WWW, Real-Audio, синхронных и асинхронных компьютерных конференций, средств groupware. (2 часа).

1.7. Практическое занятие. (2 часа).
Итого: 14 часов.

Цикл 2. Современные Интернет-технологии создания Web-site.

2.1. Введение в теорию гипертекста. Специфика представления письменного текста на экране компьютера. Понятие гипертекста. Имитация гипертекстовых технологий средствами традиционного печатного текста. Композиционные элементы гипертекста. Основы стилистики гипертекста. Стратегии навигации по гипертексту. (2 часа).

2.2. Введение в HTML: причины появления и развития HTML. Что такое HTML-страница: структура, синтаксис, кодировка текста. Понятие тэга и структуры документа. Общее и различия в Интернет-броузерах IE и NC по отношению к HTML, установки пользователя. Редакторы, необходимые для создания HTML-страниц, базовые тэги. (4 часа).

2.3. Основы HTMLформатирование, списки, графика, таблицы, специальные символы, ссылки, звук, видео, анимация. Формат графического изображения, обрамление, добавление фоновой графики, графические маркеры списка. Графическое изображение как источник и объект ссылки. Современный HTML: фреймы, формы, идентификация документа (<META>, <LINK>), слои. Таблицы стилей. (8 часов).

2.4. Практическое занятие (2 часа).

2.5. Аудио-материалы на Web-site. Форматы аудиоматериалов, вставка аудио-файлов. Интернет-видео. О DHTML и Javascript. Дополнительные возможности, используемые типовые программы и hard-ware. (2 часа).

2.6. Практическое занятие. (2 часа).

2.7. Microsoft Frontpage/Macromedia Dreamweaver. Создание Web-site с использованием программы-редактора. Основные структурно-функциональные компоненты программы, меню, возможности и команды форматирования, ввод текста, графики, аудио и видео материалов. Редактирование: таблицы, фреймы, настройка. (4 часа).

2.8. Практическое занятие. (2 часа).
Итого: 26 часа.

Цикл 3. Современные средства создания и презентации учебного материала.

3.1. Работа с графическими объектами. Редактор Photoshop. Основные структурно-функциональные компоненты программы, меню, панель инструментов. Возможности и команды форматирования: изменение размеров изображения, поворот, зеркальное отражение, копирование, коррекция изображения, работа с текстом. Управление цветом, основной и фоновый цвета, прозрачный фон. Работа с выделенными объектами: заливка, редактирование контуров, редактирование изображения, понятие слоя, работа со слоями, использование фильтров. Работа с графическими форматами: сохранение файлов, перевод из одного графического формата в другой. (4 часа).

3.2. Практическое занятие (2 часа).

3.3. Сканирование изображений, сканирование и распознавание текста. Программа Finereader. Основные структурно-функциональные компоненты программы, меню, панель инструментов. Параметры сканирования и сохранение файлов. Настройка и сохранение параметров сканирования. Программа Adobe Acrobat. (2 часа).

3.4. Практическое занятие. (2 часа).

3.5. Ввод и редактирование аудиоматериалов. Наиболее распространенные программы, используемые для ввода, редактирования и анализа звука. Программа DartPro. Основные структурно-функциональные компоненты программы, меню, используемые команды. (2 часа).

3.6. Практическое занятие. (2 часа).

3.7. Работа с видеоматериалами. Основные программы: iMovie, RealMedia, Quicktime. (2 часа).

3.8. Средства создания презентаций. PowerPoint. Основные структурно-функциональные компоненты программы, меню, возможности и команды форматирования, ввод текста, графики, аудио и видео материалов. Редактирование. (2 часа).

3.9. Практическое занятие. (2 часа).
Итого: 20 часов.

Цикл 4. Программные среды для организации процесса дистанционного и заочного обучения.

4.1. WebCT как интегрированная обучающая среда. Средства управления учебным процессом, средства формирования и редактирования содержания учебного процесса (контента), контрольно-обучающие тесты, средства организации групповой работы. (8 часов).

4.2. Практическое занятие. (4 часа).

4.3. LearningSpace как интегрированная обучающая среда. Средства управления учебным процессом, средства формирования и редактирования содержания учебного процесса (контента), контрольно-обучающие тесты, средства организации групповой работы. (8 часов).

4.4. Практическое занятие (4 часа).

4.5. Неинтегрированные свободно распространяемые (free & share- ware) программные пакеты для создания упражнений, проведения тестирования, организации работы в группах и поддержки интерактивного обучения. (2 часа).

4.6. Практическое занятие (4 часа).
Итого: 30 часов.

Общая длительность курса: 90 часов.