Краткий очерк истории
Центра новых информационных технологий в гуманитарном образовании
филологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова
ЦНИТ ГО - одно из самых молодых структурных подразделений филологического факультета. Предпосылки его открытия сформировались в 1992-1993 гг., когда в результате деятельности избранного трудовым коллективом факультета декана проф. М.Л.Ремнёвой на филологическом факультете был дан “зеленый свет” внедрению в учебный процесс и научные исследования самых прогрессивных на тот момент информационных компьютерных технологий и заложены материально-технические основы технологического и идеологического “прорыва” в этой области. В 1994 г. необходимость введения в структуру филологического факультета такого подразделения, целью деятельности которого станет разработка и внедрение компьютерных и телекоммуникационных сетевых технологий в процесс подготовки филологов всех специальностей и специализаций факультета, была признана Ученым Советом МГУ, и
1 октября 1995 г. в соответствии с представлением декана филологического факультета проф. М. Л. Ремнёвой Центр новых информационных технологий в гуманитарном образовании филологического факультета МГУ по приказу ректора акад. В. А. Садовничего получил официальный статус. Образование Центра явилось логическим продолжением научно-исследовательской работы в области компьютеризации обучения и научных исследований, которая в 80-е годы XX в. осуществлялась в разных подразделениях факультета: в Лаборатории фонетики и речевой коммуникации (под руководством проф. Л.В.Златоустовой) и на кафедре структурной и прикладной лингвистики (впоследствии - кафедра теоретической и прикладной лингвистики). Введение в структуру филологического факультета специального подразделения, которое собрало в своем составе специалистов-компьютерщиков и выпускников ОСиПЛа - лингвистов-теоретиков и прикладников, а также получивших фундаментальную подготовку в области преподавания русского языка выпускников аспирантуры кафедры русского языка, позволило аккумулировать значительный интеллектуальный потенциал на одном из самых актуальных и перспективных направлений развития современного образовательного процесса - внедрении компьютерных и Интернет-технологий в преподавание филологических дисциплин и лингвистическую научно-исследовательскую работу.Уже по истечении года с момента образования такого подразделения стало ясно, что эта идея себя полностью оправдала. До
1992 года на филологическом факультете парк компьютерной техники состоял из 6 компьютеров, работать на которых могли и умели всего несколько человек (в основном, научные сотрудники и преподаватели ОСиПЛа и лаборатории фонетики и речевой коммуникации), не считая профессиональных программистов, специально приглашаемых для выполнения отдельных заданий по хоздоговорным научно-исследовательским темам, связанным с автоматическим синтезом и распознаванием речи, проблемам оптимизации передачи звучащей речи по каналам связи и проблемам организации коммуникации человек - компьютер на естественном языке. Динамика роста компьютерной оснащенности подразделений филологического факультета (кафедр, лабораторий и административных отделов деканата) в последующие годы дает представление об эффективности деятельности ЦНИТ ГО, ведущие сотрудники которого (директор Г. Е. Кедрова, ст.н.с. А. М. Егоров, ст.инж. В. В. Мисюрев, н.с. О. В. Дедова) постоянно вели работу как по модернизации собственно материально-технической (компьютерной и программной) базы, так и по формированию класса активных высококвалифицированных компьютерных пользователей из числа преподавателей и научных сотрудников факультета, докторантов, аспирантов и студентов.Динамика компьютерной оснащенности филологического факультета в 1992 - 2000 гг.
Год |
1992 |
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
Число комп. |
11 |
17 |
21 |
34 |
40 |
63 |
85 |
120 |
167 |
Параллельно с формированием материальной базы для внедрения новых компьютерных технологий в образовательный процесс, а также - в соответствие с требованиями времени - и в сферу административного управления факультетом, шел процесс накопления востребованного для решения этих задач интеллектуального содержания на компьютерных информационных носителях. У подразделения возникли контакты и завязалось плодотворное сотрудничество с ведущими производителями учебного и офисного программного обеспечения: российским представительством компании “Майкрософт”, фирмами, производящими и распространяющими учебные языковые программы (для обучения английскому, немецкому и французскому языкам), энциклопедии (Энциклопедия
Britanica) и словари (толковые и многоязычные). Компания “Майкрософт” на безвозмездной основе предоставила ЦНИТ ГО лицензионные версии всех своих основных программ и право обучать работе с этими программами в качестве Microsoft Authorised Training Center. Наряду с лучшими образцами образовательных CD-ROMов, появлявшимися на рынке обучающих программ России, библиотека учебных компьютерных программ Центра пополнялась и собственными разработками, которые были подготовлены совместно с преподавателями ряда кафедр филологического факультета сотрудниками Лаборатории обеспеченного компьютером обучения, ставшей одной из двух лаборатории ЦНИТ ГО (в 1996 году в его состав вошла также межкафедральная Лаборатория устной речи). Получили широкую известность и признание специалистов программы, обучающие правильному русскому произношению - “Look and Say” (авторы: Г. Е. Кедрова, А. М. Егоров, А. В. Мисюрев), и компьютерный лабораторный практикум по общей и прикладной фонетике - “EdiSon” (авторы: А. М. Егоров, Г. Е. Кедрова). Эти программы были отмечены специальной Почетной грамотой Минвуза России (РосНииС), являлись участниками выставок компьютерного программного обеспечения в России и за рубежом. Орфографический и пунктуационный компьютерный практикум “Школа”, созданный сотрудниками Центра (Г. Е. Кедровой, А. М. Егоровым и А. В. Мисюревым) на основе материалов для коррекции индивидуальной грамотности проф. А. Н. Качалкина, в течение ряда лет активно использовался слушателями подготовительный курсов филологического факультета, а также студентами всех курсов в часы, отведенные для самостоятельных занятий.Отличительные особенности методологии компьютеризированного обучения, теории и практики создания основанных на использовании компьютерных технологий учебников и учебных языковых пособий, которые проявились уже в первых работах Центра, а именно: всесторонняя фундаментальная проработка всех аспектов изучаемого языкового явления, свободное функционально-оправданное комбинирование разных модальностей восприятия учебного материала (мультимедийность), полная интерактивность всех учебных материалов, максимальная адаптивность к потребностям учащегося и учителя (в том числе развитая система контекстных справок и обучающего комментария), прозрачный пользовательский интерфейс, - все эти “фирменные” знаки разработок лаборатории ОКО получили дальнейшее развитие на новом этапе - этапе взаимодействия с родственными подразделениями ведущих российских университетов и крупнейшими фирмами - производителями оригинального программного обеспечения в России.
Сотрудничество специалистов ЦНИТ ГО филологического факультета (Г. Е. Кедровой, Т. Е. Стрельцовой) с РУДН (О. И. Руденко-Моргун) и МГПУ (Л. А. Дунаева) позволило реализовать в 1999 г. силами программистов компании “1С” беспрецендентный по широте охвата материала и глубине его проработки мультимедийный учебный комплекс по русскому языку для школьников старших классов и абитуриентов -
CD-ROM “1С. Репетитор по русскому языку”. Впервые на русском языковом материале на основе гиперсвязей были объединены собственно учебник, система обучающих тестов (упражнений), терминологический словарь и краткие очерки основных этапов истории русистики и деятельности ведущих российских ученых-лингвистов. Эта фундаментальная работа не осталась незамеченной: “Репетитор по русскому языку” получил медаль ВВЦ и был сертифицирован Министерством общего и профессионального образования РФ как “программный продукт высокого качества, пригодный для широкого применения в системе образования” (серт. № 0000042).Новый этап в развитии Центра новых информационных технологий в гуманитарном образовании филологического факультета МГУ связан с возникновением и распространением Интернета. Материальные предпосылки для “интернетизации” подразделений факультета были созданы в
1995 г. благодаря реализации проекта по объединению всех компьютеров факультета в единую сеть, выполненного сотрудниками ЦНИТ ГО (А. М. Егоровым, В. В. Мисюревым, И. С. Чардиным - на тот момент студентом 3-го курса отделения теоретической и прикладной лингвистики), а также первыми сетевыми администраторами факультета В. В. Беркгаутом и Е. В. Дужаковым). Впоследствии компьютерная сеть филологического факультета была подключена к сетевым оптоволоконным магистралям, объединившим все подразделения Московского университета, расположенные на Воробьевых горах (разработка и реализация этого проекта осуществлена под руководством зам. проректора МГУ В. А. Васенина). На филологическом факультете появилась возможность подключаться с любого компьютера ко всем сервисам Интернета: электронной почте, WWW, телеконференциям, ftp и пр. Для осуществления доступа в Интернет студентов и аспирантов на филологическом факультете в 1996 г. был оборудован первый компьютерный класс открытого доступа на 8 мест. В оборудовании класса наряду со средствами из внебюджетного фонда филологического факультета, которые были выделены по инициативе декана проф. М. Л. Ремнёвой, принимали участие представители нидерландских университетов в рамках пред-проектной фазы программы “Темпус-Тасис”. Популярность этого класса у студентов и аспирантов была настолько высока, что уже через год к нему прибавились еще два сетевых компьютерных класса - на 8 и 11 мест, оборудованных полностью за счет средств факультета. Параллельно формированию материально-технической основы использования в научной и образовательной деятельности сетевых компьютерных технологий на факультете проходило обучение и переподготовка профессорско-преподавательского состава и студентов. Под руководством доц. Г. Е. Кедровой был разработан специальный лекционно-семинарский курс для преподавателей филологического факультета “Интернет в профессиональной деятельности филолога”, который впервые был прочитан Г. Е. Кедровой, А. М. Егоровым, И. С. Чардиным в осеннем семестре 1996 г. На его основе в дальнейшем был подготовлен цикл спецкурсов и спецсеминаров для студентов и аспирантов (“Интернет для филолога”, “Методика создания компьютерных учебников”, “Язык HTML”, “Теория гипертекста и его приложений” и др.). В 1997-2000 гг. эти курсы прослушали в общей сложности более 100 человек. Программа интенсивного мини-курса Г. Е. Кедровой “Интернет для гуманитарных специальностей” в 1998 г. выиграл конкурс грантов Института “Открытое общество” (Фонд Сороса) и был прочитан в качестве дополнительного спецкурса в ряде российских классических и педагогических университетов.Распространение Интернет-технологий на филологическом факультете позволило в 1998 г. приступить к созданию методической и технологической базы для нового этапа развития филологического дистанционного (заочного) обучения. Именно эта область образования с возникновением Интернета в наибольшей степени испытала влияние телекоммуникационных технологических открытий и превратилась в одну из самых востребованных в обществе образовательных услуг. Исходя из разработанной в ЦНИТ ГО концепции дистанционного обучения, базовым компонентом которого выступает распределенная компьютерная обучающая среда, дополняемая всеми другими доступными в Интернете средствами установления прямого контакта между учащимися и преподавателями, выступающими в рамках новой образовательной парадигмы преимущественно научными консультантами и контролерами усвоения знания, были инициированы два сетевых учебных проекта: “Русская фонетика в Интернете” (рук. Г. Е. Кедрова, исп. О. В. Дедова, Г. Е. Кедрова, В. В. Потапов, Е. Л. Бархударова, Е. Б. Омельянова) и “Старославянский язык в Интернете” (рук. М. Л. Ремнёва, исп. О. В. Дедова, Е. Б. Омельянова). Перевод сети филологического факультета на новый технологический уровень с прокладкой в 2000 г. на территории факультета магистрального оптоволоконного кабеля, открывает в этой области новые перспективы. По завершении летом 2000 г. второго этапа работ, которые проходили под руководством ведущего сотрудника Центра ст.н.с. А. М. Егорова, на филологическом факультете прошла первая видеоконференция между компьютерными классами и деканатом.
В дополнение к основным направлениям научных исследований и работе над решением наиболее актуальных для развития и распространения филологического знания прикладных задач Центр новых информационных технологий в гуманитарном образовании взял на себя функции по оформлению и постоянному обновлению представительства филологического факультета в Интернете.
Web-site Московского университета в целом. Первоначальную структуру и оформление сайта (в том числе сетевой логотип филологического факультета) воплотили в жизнь сотрудники Центра Е. Б. Омельянова, И. С. Чардин, В. В. Беркгаут, руководителем работ была директор ЦНИТ ГО доцент Г. Е. Кедрова. В первый же месяц своего существования сайт филологического факультета принял 6,5 тыс. виртуальных посетителей. С тех пор существенно вырос как объем представленной в Сети информации о жизни и деятельности факультета, так и количество обращений на этот сайт, который ежемесячно просматривают более 100,0 тыс. человек. Претерпели эволюцию и структура, и дизайн (автор дизайна - М. В. Волкова) сайта. Обновленный Web-site филологического факультета стал полноправным и достаточно заметным членом российского Интернет-сообщества (Рунета). Большой вклад в развитие представительства филологического факультета в Интернете внесли и студенты, которые прошли обучение по программе спецкурсов и спецсеминаров, разработанных сотрудниками ЦНИТ ГО. Силами студентов создан и поддерживается один из самых интересных и популярных (наиболее посещаемых) разделов сайта факультета: раздел “Инициативной деятельности”, включающий студенческие личные странички и постоянно пополняемое собрание студенческого фольклора “Наша гавань”.