ВОПРОСЫ

к государственному экзамену по фольклору

и истории русской литературы XI–XX веков

(бакалавриат)

 

1.     Фольклор как традиционное устное творчество народа.

2.     Русский героический эпос и его место в народной культуре.

3.     Исторические песни в их отношении к общественной жизни.

4.     Русские сказки: жанровые разновидности и поэтика.

5.     Старинные лирические песни и народный быт.

6.     Своеобразие древнерусской литературы и проблемы ее периодизации.

7.     Историко-литературное значение древнерусского летописания и его основные этапы.

8.     История открытия и публикации "Слова о полку Игореве". Значение памятника в русской словесности и культуре.

9.     Эволюция агиографического жанра. Место творчества Епифания Премудрого в русской агиографии.

10.  XVII век как переходный период в истории русской литературы. Московское барокко.

11.  М.В. Ломоносов, В.К. Тредиаковский, А.П. Сумароков и литературный процесс 1730-1770-х годов.

12.  Творчество Д.И. Фонвизина. «Бригадир». «Недоросль».

13.  Поэтика Г.Р.Державина. Г.Р.Державин в литературном движении екатерининской эпохи.

14.  Творчество М.М. Хераскова. «Россияда».

15.  Творчество Н.М. Карамзина. «Письма русского путешественника».

16.  Творчество А.Н. Радищева. «Путешествие из Петербурга в Москву».

17.  Поэзия В.А. Жуковского и К.Н. Батюшкова.

18.  Творчество И.А. Крылова.

19.  Творчество А.С. Грибоедова: проблематика и жанры.

20.  Поэзия первой половины XIX в.: основные направления и представители.

21.  Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»: поэтика, проблематика, литературный контекст.

22.  Проза А.С. Пушкина («Повести Белкина», «Пиковая Дама», «Капитанская дочка»): поэтика и проблематика.

23.  Драматургия А.С.Пушкина («Борис Годунов», «Маленькие трагедии»): жанровые особенности, проблематика, приемы композиции.

24.  Лирика и поэмы А.С.Пушкина: жанры, проблематика, особенности композиции.

25.  Творчество М.Ю. Лермонтова: жанры и проблематика.

26.  Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»: проблематика, композиция, жанровая структура.

27.  Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души»: поэтика и проблематика.

28.  Повести Н.В. Гоголя («Шинель», «Портрет», сборники «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород», «Арабески»): проблематика, особенности композиции.

29.  Комедии Н.В. Гоголя: проблематика, жанровое своеобразие, особенности композиции.

30.  Поэзия Ф.И.Тютчева и А.А.Фета: жанры, мотивы.

31.  Роман Н.Г.Чернышевского «Что делать?» и русская литература.

32.  Романная трилогия И.А.Гончарова: поэтика и проблематика.

33.  «Былое и думы» А.И.Герцена: поэтика и проблематика.

34.  Жанры повести и романа в творчестве И.С.Тургенева.

35.  «Натуральная школа» и русская литература XIX в.

36.  Драматургия А.Н. Островского: жанры, проблематика.

37.  Поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»: жанровая структура, система персонажей, проблематика.

38.  Лирика Н.А.Некрасова.

39.  Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина: проблематика, жанры, поэтика.

40.  Проблематика романа «Господа Головлевы» М.Е. Салтыкова-Щедрина.

41.  Творчество Н.С. Лескова: проблематика, жанры, поэтика.

42.  Поэзия 2-й половины XIX в.: основные тенденции и представители.

43.  Творчество Ф.М. Достоевского 1840 – первой половины 1860-х годов.

44.  Поэтика романов Ф.М. Достоевского («Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы»).

45.  Творчество Л.Н. Толстого 1850 – первой половины 1860-х гг. «Детство». «Севастопольские рассказы». «Казаки».

46.  Темы истории, личности, семьи, общества в творчестве Л.Н.Толстого («Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение»).

47.  Религиозно-этическая и общественно-политическая проблематика творчества Л.Н.Толстого 1880-х — 1900-х гг.

48.  Жанры прозы и драматургии А.П.Чехова.

49.  Событие и конфликт в драматургии А.П.Чехова. Роль комического начала в его пьесах.

50.  Русская литература XIX в.: основные направления и школы.

51.  Русская литература XIX в. и идеология («декабризм», «уваровская триада», либерализм, западничество, славянофильство, революционное народничество).

52.  ХХ век как литературная эпоха. Проблема периодизации.

53.  Литература Серебряного века: границы периода, его эстетическое своеобразие, основные направления и течения.

54.  Основные школы и направления в литературной критике конца ХIХ — начала ХХ вв.

55.  Жанровые искания и эксперименты в русской критике Серебряного века.

56.  Литературно-критические дискуссии о «новом искусстве» и символизме на рубеже ХIХ — ХХ вв. Участники споров и их проблематика.

57.  Проблемы «искусство и революция», «искусство и общественная жизнь» в литературно-критическом сознании Серебряного века.

58.  Реализм и неореализм в русской литературе начала ХХ в.

59.  Реализм и модернизм в литературе и литературно-критическом сознании начала ХХ в.: черты конфронтации и взаимодействия.

60.  Русский национальный характер в литературе конца XIX — начала XX веков (М.Горький, И.А.Бунин, И.С.Шмелев).

61.  Символизм как явление литературы и культуры. Его эстетическая теория и практика, пути эволюции.

62.  Творчество А.А.Блока как явление «порубежной» эпохи: поэзия, драматургия, литературно-критические статьи.

63.  Черты экспрессионизма в литературе начала XX века. Проза и драматургия Л.Н.Андреева как воплощение новых художественных принципов.

64.  Жанр романа в литературе русского символизма: «Мелкий бес» Ф. Сологуба и «Петербург» Андрея Белого.

65.  Роман А.Белого «Петербург» и его место в литературе ХХ столетия.

66.  Импрессионистские тенденции в литературе рубежа XIX — XX веков (К.Д.Бальмонт, А.А.Блок, Ин. Анненский и др.).

67.  Творчество М.Горького как явление русского художественного и общественного сознания ХХ века.

68.  Творчество В.В.Маяковского как явление русского художественного и общественного сознания ХХ века.

69.  Поэтика акмеизма и творческая индивидуальность поэта: (О.Э.Мандельштам, А.А.Ахматова, Н.С.Гумилев).

70.  Понятие об авангарде. Футуристическая эстетика и поэтическая практика (В.В.Маяковский, Веллебников и др.).

71.  Литература 1920 — 1950-х гг.: границы периода, новые социокультурные условия развития литературы, магистральные эстетические тенденции.

72.  Литературный процесс 1920-х годов. Литературные группировки (РАПП, «Перевал», ЛЕФ и др.) и их влияние на литературный процесс.

73.  Литературные дискуссии в периодике 1920 — 1930-х годов (о живом человеке, об историческом романе, о языке, о формализме, о мировоззрении и творчестве и др.) и их влияние на литературный процесс. Дискуссии в Комакадемии.

74.  Литературные периодические издания 1920-х — 1930-х годов.

75.  Стилевые искания писателей 1920-х годов: сказ и орнаментальная проза (творчество М.М.Зощенко, И.Бабеля, Ю.К.Олеши и др.).

76.  Творчество Б.Пильняка в литературном контексте 1920 — 1930-х годов.

77.  Роман «Зависть» Ю.Олеши в контексте проблематики прозы 1920-х годов.

78.  Творчество С.А.Есенина в контексте новокрестьянской литературы 1910-х — 1930-х годов.

79.  Социалистический реализм как эстетический феномен и его современные научные интерпретации.

80.  Романистика А.П.Платонова («Котлован», «Чевенгур»). Жанровое своеобразие, проблема художественного языка. Типология персонажей. Организация повествования. Особенности мифопоэтического осмысления действительности.

81.  Модернистские тенденции и формы условной образности в литературе первой половины ХХ века (анализ 1-2 произведений по выбору экзаменующегося).

82.  Авангард в литературе первой половины ХХ века. Абсурдизм и группа ОБЭРИУ. Абсурд как эстетическая и философская категория в творчестве Д.Хармса, К.Вагинова, А.Введенского (по выбору экзаменующегося)

83.  Творчество М.А.Булгакова в литературном контексте первой половины ХХ столетия.

84.  Русскоязычное творчество В.Набокова: проблематика, поэтика, отношение к традиции.

85.  Реализм и его эстетические принципы в литературе ХХ столетия. Творчество А.Н.Толстого, М.Горького, Л.М.Леонова (по выбору экзаменующегося).

86.  Роман Б.Л.Пастернака «Доктор Живаго» и его место в литературе первой половины ХХ столетия.

87.  Пятидесятые — восьмидесятые годы ХХ века как период в истории русской литературы. Его границы и эстетические закономерности.

88.  Оттепель. Место журнала «Новый мир» в литературном процессе 1960-х годов. А.Т.Твардовский — поэт и редактор.

89.  Журнал «Наш современник» и его место в литературном процессе 1970 — 80-х годов.

90.  Феномен «деревенской прозы» второй половины ХХ века. Творчество В.Г.Распутина, В.И.Белова, В.М.Шукшина и др.

91.  Повесть В.Распутина «Прощание с Матерой» в контексте русской литературы второй половины ХХ столетия.

92.  Неомифологизм в литературе второй половины ХХ века (В.Распутин, В.Маканин, А.Ким, А.Битов, А.Синявский и др. — по выбору экзаменующегося).

93.  Нобелевская премия по литературе и ее осмысление в литературно-критической среде второй половины ХХ века. Русские писатели — лауреаты Нобелевской премии.

94.  «Военная» проза как литературное явление. Творчество Ю.В.Бондарева, Г.Я.Бакланова, Г.Н. Владимова, В.П.Астафьева и др.

95.  «Городская» проза как социокультурное явление. «Московские повести» Ю.В. Трифонова.

96.  Роль поэзии в литературе и культурно-общественной жизни 1950-х – 60-х гг.: «эстрадная» поэзия, «тихая» лирика, авторская песня.

97.  Московская нонконформистская поэзия 1960-х — 1970-х гг. Понятие о концептуализме.

98.  Творчество И. Бродского в поэтическом контексте ХХ в.

99.  Драматургия второй половины ХХ века. Тенденции развития. Театр А.В.Вампилова и его влияние на последующую драматургию.

100.         Творчество А.И.Солженицына как явление художественного и общественного сознания ХХ века.

101.         Понятие о лагерной прозе. «Колымские рассказы» В.Т.Шаламова.

102.         Феномен «прозы сорокалетних». Проза В.С.Маканина.