ВОПРОСЫ
к государственному экзамену по фольклору
и истории русской литературы XI–XX веков
(бакалавриат)
1. Фольклор
как традиционное устное творчество народа.
2. Русский
героический эпос и его место в народной культуре.
3.
Исторические песни в их отношении к общественной жизни.
4. Русские
сказки: жанровые разновидности и поэтика.
5. Старинные
лирические песни и народный быт.
6. Своеобразие
древнерусской литературы и проблемы ее периодизации.
7.
Историко-литературное значение древнерусского летописания и его основные этапы.
8. История
открытия и публикации "Слова о полку Игореве". Значение памятника в
русской словесности и культуре.
9. Эволюция
агиографического жанра. Место творчества Епифания
Премудрого в русской агиографии.
10. XVII век как
переходный период в истории русской литературы. Московское барокко.
11.
М.В. Ломоносов, В.К. Тредиаковский, А.П. Сумароков и литературный процесс 1730-1770-х годов.
12. Творчество Д.И.
Фонвизина. «Бригадир». «Недоросль».
13. Поэтика Г.Р.Державина. Г.Р.Державин
в литературном движении екатерининской эпохи.
14. Творчество
М.М. Хераскова. «Россияда».
15. Творчество
Н.М. Карамзина. «Письма русского путешественника».
16. Творчество
А.Н. Радищева. «Путешествие из Петербурга в Москву».
17. Поэзия В.А. Жуковского и
К.Н. Батюшкова.
18. Творчество И.А. Крылова.
19. Творчество А.С. Грибоедова: проблематика и жанры.
20. Поэзия
первой половины XIX в.: основные направления и представители.
21. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»: поэтика, проблематика, литературный
контекст.
22. Проза
А.С. Пушкина («Повести Белкина», «Пиковая Дама», «Капитанская дочка»):
поэтика и проблематика.
23. Драматургия
А.С.Пушкина («Борис Годунов», «Маленькие трагедии»): жанровые особенности,
проблематика, приемы композиции.
24. Лирика и поэмы
А.С.Пушкина: жанры, проблематика, особенности композиции.
25. Творчество
М.Ю. Лермонтова: жанры и проблематика.
26. Роман М.Ю.
Лермонтова «Герой нашего времени»: проблематика, композиция, жанровая
структура.
27. Поэма
Н.В. Гоголя «Мертвые души»: поэтика и проблематика.
28. Повести
Н.В. Гоголя («Шинель», «Портрет», сборники «Вечера на хуторе близ Диканьки»,
«Миргород», «Арабески»): проблематика, особенности композиции.
29. Комедии
Н.В. Гоголя: проблематика, жанровое своеобразие, особенности композиции.
30. Поэзия Ф.И.Тютчева и
А.А.Фета: жанры, мотивы.
31. Роман Н.Г.Чернышевского
«Что делать?» и русская литература.
32. Романная трилогия
И.А.Гончарова: поэтика и проблематика.
33. «Былое и думы»
А.И.Герцена: поэтика и проблематика.
34. Жанры повести и романа в
творчестве И.С.Тургенева.
35. «Натуральная
школа» и русская литература XIX в.
36. Драматургия
А.Н. Островского: жанры, проблематика.
37. Поэма
Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»: жанровая структура, система персонажей,
проблематика.
38. Лирика Н.А.Некрасова.
39. Творчество
М.Е. Салтыкова-Щедрина: проблематика, жанры, поэтика.
40. Проблематика
романа «Господа Головлевы» М.Е. Салтыкова-Щедрина.
41. Творчество
Н.С. Лескова: проблематика, жанры, поэтика.
42. Поэзия
2-й половины XIX
в.: основные тенденции и представители.
43. Творчество
Ф.М. Достоевского 1840 – первой половины 1860-х годов.
44. Поэтика романов
Ф.М. Достоевского («Преступление и наказание», «Идиот»,
«Бесы», «Братья Карамазовы»).
45. Творчество Л.Н.
Толстого 1850 – первой половины 1860-х гг. «Детство». «Севастопольские
рассказы». «Казаки».
46. Темы истории, личности,
семьи, общества в творчестве Л.Н.Толстого («Война и мир», «Анна Каренина»,
«Воскресение»).
47. Религиозно-этическая и
общественно-политическая проблематика творчества Л.Н.Толстого 1880-х — 1900-х
гг.
48. Жанры прозы и драматургии
А.П.Чехова.
49. Событие и конфликт в драматургии А.П.Чехова. Роль комического начала в его
пьесах.
50. Русская литература XIX в.:
основные направления и школы.
51. Русская
литература XIX в. и идеология («декабризм», «уваровская
триада», либерализм, западничество, славянофильство, революционное
народничество).
52. ХХ век как литературная
эпоха. Проблема периодизации.
53. Литература
Серебряного века: границы периода, его эстетическое своеобразие, основные
направления и течения.
54. Основные школы и
направления в литературной критике конца ХIХ — начала
ХХ вв.
55. Жанровые искания и
эксперименты в русской критике Серебряного века.
56. Литературно-критические
дискуссии о «новом искусстве» и символизме на рубеже ХIХ
— ХХ вв. Участники споров и их проблематика.
57. Проблемы «искусство и
революция», «искусство и общественная жизнь» в литературно-критическом сознании
Серебряного века.
58. Реализм и неореализм в
русской литературе начала ХХ в.
59. Реализм и модернизм в
литературе и литературно-критическом сознании начала ХХ в.: черты конфронтации
и взаимодействия.
60. Русский национальный
характер в литературе конца XIX — начала XX веков (М.Горький, И.А.Бунин,
И.С.Шмелев).
61. Символизм как явление
литературы и культуры. Его эстетическая теория и практика, пути эволюции.
62. Творчество А.А.Блока как
явление «порубежной» эпохи: поэзия, драматургия, литературно-критические
статьи.
63. Черты экспрессионизма в
литературе начала XX века. Проза и драматургия Л.Н.Андреева как воплощение
новых художественных принципов.
64. Жанр романа в литературе
русского символизма: «Мелкий бес» Ф. Сологуба и «Петербург» Андрея Белого.
65. Роман А.Белого «Петербург»
и его место в литературе ХХ столетия.
66. Импрессионистские
тенденции в литературе рубежа XIX — XX веков (К.Д.Бальмонт, А.А.Блок, Ин.
Анненский и др.).
67. Творчество М.Горького как
явление русского художественного и общественного сознания ХХ века.
68. Творчество В.В.Маяковского
как явление русского художественного и общественного сознания ХХ века.
69. Поэтика акмеизма и
творческая индивидуальность поэта: (О.Э.Мандельштам, А.А.Ахматова,
Н.С.Гумилев).
70. Понятие об авангарде.
Футуристическая эстетика и поэтическая практика (В.В.Маяковский, Вел.Хлебников и др.).
71. Литература 1920 — 1950-х
гг.: границы периода, новые социокультурные условия
развития литературы, магистральные эстетические тенденции.
72. Литературный процесс
1920-х годов. Литературные группировки (РАПП, «Перевал», ЛЕФ и др.) и их
влияние на литературный процесс.
73. Литературные дискуссии в
периодике 1920 — 1930-х годов (о живом человеке, об историческом романе, о
языке, о формализме, о мировоззрении и творчестве и др.) и их влияние на
литературный процесс. Дискуссии в Комакадемии.
74. Литературные периодические
издания 1920-х — 1930-х годов.
75. Стилевые искания писателей
1920-х годов: сказ и орнаментальная проза (творчество М.М.Зощенко, И.Бабеля, Ю.К.Олеши и др.).
76. Творчество Б.Пильняка в
литературном контексте 1920 — 1930-х годов.
77. Роман «Зависть» Ю.Олеши в контексте проблематики прозы 1920-х годов.
78. Творчество С.А.Есенина в
контексте новокрестьянской литературы 1910-х — 1930-х
годов.
79. Социалистический реализм
как эстетический феномен и его современные научные интерпретации.
80. Романистика А.П.Платонова
(«Котлован», «Чевенгур»). Жанровое своеобразие,
проблема художественного языка. Типология персонажей. Организация
повествования. Особенности мифопоэтического осмысления действительности.
81. Модернистские тенденции и формы условной образности в литературе
первой половины ХХ века (анализ 1-2 произведений по выбору экзаменующегося).
82. Авангард в литературе
первой половины ХХ века. Абсурдизм и группа ОБЭРИУ.
Абсурд как эстетическая и философская категория в творчестве Д.Хармса, К.Вагинова, А.Введенского (по выбору экзаменующегося)
83. Творчество М.А.Булгакова в
литературном контексте первой половины ХХ столетия.
84. Русскоязычное творчество
В.Набокова: проблематика, поэтика, отношение к традиции.
85. Реализм и его эстетические
принципы в литературе ХХ столетия. Творчество А.Н.Толстого, М.Горького,
Л.М.Леонова (по выбору экзаменующегося).
86. Роман Б.Л.Пастернака
«Доктор Живаго» и его место в литературе первой половины ХХ столетия.
87. Пятидесятые —
восьмидесятые годы ХХ века как период в истории русской литературы. Его границы
и эстетические закономерности.
88. Оттепель. Место журнала
«Новый мир» в литературном процессе 1960-х годов. А.Т.Твардовский — поэт и
редактор.
89. Журнал «Наш современник» и
его место в литературном процессе 1970 — 80-х годов.
90. Феномен «деревенской
прозы» второй половины ХХ века. Творчество В.Г.Распутина, В.И.Белова,
В.М.Шукшина и др.
91. Повесть В.Распутина «Прощание
с Матерой» в контексте русской литературы второй половины ХХ столетия.
92. Неомифологизм
в литературе второй половины ХХ века (В.Распутин, В.Маканин, А.Ким, А.Битов,
А.Синявский и др. — по выбору экзаменующегося).
93. Нобелевская премия по
литературе и ее осмысление в литературно-критической среде второй половины ХХ
века. Русские писатели — лауреаты Нобелевской премии.
94. «Военная» проза как
литературное явление. Творчество Ю.В.Бондарева, Г.Я.Бакланова, Г.Н. Владимова, В.П.Астафьева и др.
95. «Городская»
проза как социокультурное явление. «Московские
повести» Ю.В. Трифонова.
96. Роль поэзии в
литературе и культурно-общественной жизни 1950-х – 60-х гг.: «эстрадная»
поэзия, «тихая» лирика, авторская песня.
97. Московская
нонконформистская поэзия 1960-х — 1970-х гг. Понятие о концептуализме.
98. Творчество
И. Бродского в поэтическом контексте ХХ в.
99. Драматургия второй
половины ХХ века. Тенденции развития. Театр А.В.Вампилова и его влияние на
последующую драматургию.
100.
Творчество А.И.Солженицына как явление художественного и общественного сознания
ХХ века.
101.
Понятие о лагерной прозе. «Колымские рассказы» В.Т.Шаламова.
102.
Феномен «прозы сорокалетних». Проза В.С.Маканина.