Д.ф.н. проф. Л. А. Трахтенберг
Русская
литература XVIII — первой половины XIX в.:
источники, поэтика, традиции
Спецсеминар для II–IV курсов дневного отделения и III–V курсов вечернего отделения
Спецсеминар предполагает обсуждение разнообразных аспектов истории русской литературы: ее идейного мира и художественной формы (в том числе образов, жанров, стиха), ее источников в русской и зарубежной словесности, восприятия произведений XVIII — первой половины XIX в. в последующие эпохи.
Хронологические рамки изучаемого периода — от Петровского времени до «Золотого века» русской поэзии и эпохи становления классической прозы. Это время М. В. Ломоносова и А. П. Сумарокова, Д. И. Фонвизина и А. Н. Радищева, Н. М. Карамзина и И. А. Крылова, А. А. Бестужева-Марлинского и Н. А. Полевого, В. А. Жуковского и Ф. И. Тютчева.
На занятиях семинара обсуждаются методологически важные исследования, которые послужат ориентиром в практике литературоведческой работы.
Темы курсовых и дипломных работ можно выбрать самостоятельно на материале литературы всех родов и жанров: эпоса, лирики, драмы, а также критики. Приветствуются работы, посвященные творчеству малоизвестных и недооцененных авторов, феноменам на границах литературы (например, мемуаристике, литературе путешествий), малоизученным журналам и альманахам, компаративные исследования.
Русская проза XVIII века
Спецкурс для II–IV курсов дневного отделения и III–V курсов вечернего отделения
XVIII век остался в истории русской литературы как время поэзии. Однако проза существовала — и была едва ли не более популярна.
Среди ее авторов — такие известные каждому филологу писатели, как В. К. Тредиаковский и М. М. Херасков. Но не меньший вклад в ее развитие внесли Ф. А. Эмин, М. Д. Чулков, В. А. Лёвшин, а общим тиражом своих книг, переиздававшихся вплоть до начала XX века, всех их превзошел полузабытый Матвей Комаров.
Проза XVIII века — это прежде всего роман, но также рассказ и повесть, эссе и басня. Роман пользовался репутацией развлекательного чтения, удовлетворяя потребность читателей в досуге в то время, когда в поэзии более всего ценилось нравоучение. Но и этот жанр мог поднимать серьезные нравственные вопросы (как «Аргенида» Дж. Барклая в переводе Тредиаковского или сочинения Хераскова), а иногда служить даже источником сведений об экзотических странах (как «Непостоянная Фортуна, или Похождение Мирамонда» Эмина).
Этим и другим сегодня забытым сюжетам из истории русской прозы XVIII века будет посвящен спецкурс.
Эволюция русского стиха
Спецкурс для II–IV курсов дневного отделения и III–V курсов вечернего отделения
Курс охватывает историю русской поэзии на всем ее протяжении, от первых литературных опытов (с экскурсом в фольклор) до современности; преимущественное внимание уделяется поэзии XVIII–XIX веков. Рассматриваются все основные аспекты версификационной техники в историческом развитии: динамика систем стихосложения, метров и размеров (включая проблему семантического ореола метра), выработка вторичного ритма, история рифмы и строфической организации текста.
Помимо стиховедения в узком смысле слова, изучается история поэтического языка. При этом освещаются темы, обычно остающиеся за рамками общего историко-литературного курса: например, эстетика досиллабической поэзии, философская поэзия «любомудров» и кружка Н. В. Станкевича, стилистическое своеобразие лирики В. Г. Бенедиктова, приемы поэтической сатиры в журнале «Искра» и т. д.