МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М. В. ЛОМОНОСОВА ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
В. П. АНИКИН
ТЕОРИЯ ФОЛЬКЛОРА
Курс лекций
Москва, 1996 г.
УДК 398 ББК 82.3 (2РОС-РУС)"73 А67
Рецензенты: доктора филологических наук Л. А. Астафьева, Б. П. Кирдан, X. Г. Короглы, П. Г. Пустовойт.
Печатается по постановлению Редакционно-издательского совета филологического факультета Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова
Аникин Владимир Прокопьевич
Теория фольклора
Курс лекций. - М., 1996. - 408 с.
Предметом рассмотрения курса является русский фольклор. Теоретические вопросы освоены систематически и с полнотой, необходимой для уясения специфики народного традиционного искусства слова в его живом бытовании.
Для фольклористов, преподавателей филологических факультетов университетов и всех, кто интересуется русским фольклором.
© филологический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова, 1996
ISBN 5-89042-015-1
От автора
Курс фольклора, читаемый в университетах, мало способствует целостной интерпретации предмета. Не следует понимать дело так, что плохи лекции. Однако сколь бы ни были они совершенны, всегда останутся пропуски. Вне изучения оказываются многие теоретические темы. Курсы "Введение в литературоведение", "Теория литературы" по вполне понятным причинам не освещают специфических фольклористических тем: фольклор рассматривается в ключе только литературоведческих понятий. В итоге выпускники-филологи остаются с существенными пробелами в знаниях и при необходимости вынуждены устранять их сами с неизбежной однобокостью, характерной для самообразования (даже в условиях хорошей подготовки в других областях). Курс "Теория фольклора" может поправить положение. Он ни в коей мере не повторяет план и содержание литературоведческих курсов, а существенно дополняет их, ориентируя на постижение свойств и качеств фольклора как особого искусства. Стоит особо отметить, что никакое освещение вопросов теории фольклора невозможно без опоры на замечательное наследство, оставленное нам учеными XIX-XX веков. Нисколько не преувеличивая, скажу, что, в сущности, все важнейшие вопросы теории фольклора уже стояли и по-своему были решены в трудах Ф. И. Буслаева, А. А. Потебни, А. Н. Веселовского, их последователей и оппонентов. Теоретические вопросы получали решение и в историко-фольклорных трудах. Прочтение прежних работ составляет опору лекций, но, к сожалению, историографические темы не могут быть освещены в том объеме, какого заслуживают. Они образуют особую область изучения. Им место в книге "Проблемы теории фольклора в науке XIX-XX веков".
Январь 1995
Лекция | первая. | О курсе и значении теории |
Лекция | вторая. | Фольклорная традиция |
Лекция | третья. | Вариативность |
Лекция | четвертая. | Контаминация |
Лекция | пятая. | Жанрообразование |
Лекция | шестая. | Импровизация |
Лекция | седьмая. | Проблемы синкретизма |
Лекция | восьмая. | Сублимирующий метод |
Лекция | девятая. | Образность и стиль |
Лекция | десятая. | Время и пространство (начало) |
Лекция | одиннадцатая. | Время и пространство (окончание) |
Лекция | двенадцатая. | Композиция и сюжет |
Лекция | тринадцатая. | Речевая стереотипия |
Лекция | четырнадцатая. | Художественная система |
Лекция | пятнадцатая. | Общерусское и локальное |
Лекция | шестнадцатая. | Фольклорная типология |