районная газета г. Никольска "Авангард", 30 августа 2001 года
По следам фольклорной экспедиции МГУ
Как мы уже сообщали (см. № 99 "Авангарда" от 23 августа), в районе работала фольклорная экспедиция филологического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. Двадцать первого августа работа экспедиции подошла к концу, и уже сейчас можно подвести некоторые итоги. В течение двух недель студенты, аспиранты и преподаватели под руководством научных сотрудников кафедры русского устного народного творчества А.В. Кулагиной и В.А. Ковпика побывали в деревнях и сёлах одиннадцати сельских советов: Краснополянского, Верхне- и Нижнекемского, Нигинского, Вахневского, Аргуновского, Теребаевского, Милофановского, 3авражского, Осиновского и Пермасского. Записали семьдесят шесть аудио- и четыре видеокассеты, от руки скопировали множество песенников, семейных альбомов и рукописных сборников частушек, молитв, духовных стихов и заговоров. Во всех деревнях участники экспедиции встретили радушный приём, доброжелательное к себе отношение и готовность помочь, чем можно.
О том, как шла работа на местах, рассказывают сами собиратели.
Алла Васильевна КУЛАГИНА и Василий Александрович КОВПИК:
- Мы работали в городе на улице Спирина и в Милофановском сельском совете.
Из жителей Никольска хотелось бы отметить Галину Андреевну СЛЕПУХИНУ, долгие годы работавшую воспитателем детского дома. От неё было записано несколько интересных сказок: "Крошечка-Хаврошечка", "Аленький цветочек", "Поди туда - не знаю, куда" и другие, - а также загадки, потешки, молчанки, поддёвки и другие произведения детского фольклора. Надолго запомним мы и Евгению Аристарховну БАДАНИНУ, с необыкновенным артистизмом рассказавшую нам о старинных свадебных и календарных обрядах, молодёжных вечёрках и гаданиях. С теплотой и благодарностью будем вспоминать Анастасию Минеевну ВОРОНИНУ, Надежду Сергеевну ИГУМНОВУ с дочерью Валентиной Михайловной ШЕМЯКИНОЙ и многих других с улицы Спирина, поделившихся с нами рассказами о случаях из своей жизни, песнями, частушками и иными произведениями фольклора.
В Милофановском сельсовете нас радушно приютил Николай Михайлович ЧЕБЫКИН, замечательно исполняющий частушки под тальянку, игре на которой он научился у своего отца. Наиболее интересный материал был записан от супругов ОБРЯДИНЫХ, жителей деревни Скочково. Андрей Викторович, несмотря на преклонный возраст (восемьдесят семь лет), бодр и активен, самостоятельно управляется с большим хозяйством. Он отличается чувством юмора и хорошей памятью. От него мы услышали два предания о чуди, интересные рассказы о жизни до колхозов, о коллективизации и раскулачивании, о войне и старинных свадьбах, в том числе и о своей:
"Стал жениться - денег нет. Решил сварить пивцо. Но кто-то увидел - доказал. И приезжают начальник милиции, председатель сельсовета и два понятых. Начальник бежит к чану, хотел выташшить штырь. Я на него с веслом - он на меня с наганом. Пока возились, председатель сельсовета штырь выдернул, и тое пиво выбежало на землю. Вот и пропала моя свадьба".
Но всё же Андрей Викторович женился и долгие годы счастливо живёт со своей женой Павлиной Лаврентьевной.
В Милофанове нам посчастливилось встретиться со старейшими жительницами деревни Анной Михайловной МЕДВЕДЕВОЙ и Натальей Кузьминичной БАСАЛАЕВОЙ. Анна Михайловна и Наталья Кузьминична - подруги с детства; у обеих ушли на войну и погибли женихи, и они прожили свой век в одиночестве. Но подруги не унывают: несмотря на пожилой возраст и тяжёлую жизнь, они сами ведут хозяйство и всё ещё держат кое-какую скотину.
Наталья Кузьминична часто заходит в гости к Анне Михайловне обсудить новости и вспомнить жизнь. Анна Михайловна помнит редкое по здешним местам подблюдное гадание (под песни с припевом "Илея"). Она также рассказала о старинной игре "А мы рошицу насиём", вспомнила несколько оберегов и замечательное поминальное причитание. От Натальи Кузьминичны записаны старинные загадки, волшебная сказка "Марья Страховна" и множество быличек о нечистой силе и колдунах.
Ещё две жительницы Милофанова - сестры Зоя Ивановна МЕДВЕДЕВА и Мария Ивановна БАСАЛАЕВА - женщины более молодые, поэтому основу их репертуара составляют частушки, которые они великолепно спели под игру на тальянке прекрасного гармониста Николая Михайловича Чебыкина.
районная газета г. Никольска "Авангард", 8 сентября 2001 года.
По следам фольклорной экспедиции МГУ
Сегодня мы продолжаем рассказывать о том, как проходила работа фольклорной экспедиции студентов и преподавателей филологического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова
(Продолжение. Начало в №102 от 30 августа).
Анна ЧЕКАНОВА и Евгений ЖУКОВ:
- Мы работали в Нигинском сельском совете. За десять дней, проведённых там, побывали в деревнях Нигино, Марково, Филинский Починок, Пятаков Починок, Красавино, Ивантец, Бутова Курья. Главное богатство этих мест - замечательные люди: добрые, отзывчивые, радушные. К сожалению, в больших городах эти человеческие качества встречаешь всё реже и реже, поэтому только приезжая в деревню, можно вполне отдохнуть душой.
Здесь, как нигде, умеют веселиться: даже семидесятилетние старушки, на зависть молодым, пускаются в пляс. Гармонь любят все, и стар и млад, играют на ней даже дети. Ни один праздник не обходится без задорных звуков гармоники, под которые так хорошо спеть весёлую частушку. Отрадно видеть, что не забыт и такой замечательный инструмент, как тальянка. Немало прекрасных тальяночников встретили мы за время своей работы.
Среди ценных находок, которые нам посчастливилось обнаружить, были легенды и заговоры, а также замечательная коллекция духовных стихов. В старой пожелтевшей тетрадке, которую предоставила нам Александра Григорьевна ЩУКИНА, были стихи об Алексее, человеке Божием, о св. Марии Египетской, народное переложение Евангелия и многое другое. Духовные стихи до сих пор популярны в народе за их благодатное воздействие на человеческую душу, за свет истинной веры, который несут они в себе:
Не ропщи на суровую долю,
Крест тяжёлый с терпеньем неси.
Уповай ты на Божию волю,
Лишь терпенья и силы проси.
Студенческие
песни поёт Антон Размахнин
|
Мы очень благодарны всем, кто распахнул перед нами свои гостеприимные двери, кто помогал нам в работе. В особенности Наталье Михайловне ЩУКИНОЙ, Сергею Сергеевичу и Валентине Николаевне КОРКИНЫМ, Николаю Алексеевичу и Наталье Федоровне ЩУКИНЫМ, Евдокии Федоровне СВЕРЧКОВОЙ, Марии Сергеевне БРЕВНОВОЙ, Федору Яковлевичу и Антонине Андреевне КАМКИНЫМ.
Елена БОГОМОЛОВА и Екатерина СИТНИКОВА:
- Мы работали в Верхнекемском сельском совете. Нам удалось побывать в деревнях Верховино, Старина, Падерино, Костенево, Дёмино и в посёлке Борок. Правда, здесь часто встречались нам люди родом из других деревень. А если учесть, что раньше между соседними деревнями существовало близкое общение, то смеем надеяться, что мы смогли полноценно ощутить атмосферу слова на всей Верхней Кеме.
В посёлке Борок с большим пониманием к нашей работе отнеслась Анна Степановна ЛЕВИНА. Узнав, что мы не смогли её найти, она сама нашла нас на другом краю посёлка и пропела редко встречающиеся долгие песни, а также удивительно полные причитания. Нельзя не отметить также записанное в том же посёлке несметное количество частушек от Надежды Егоровны ШЕМЯКИНОЙ.
В деревне Верховино мы услышали много духовных стихов - в основном, от Нины Николаевны ХОЛОДИЛОВОЙ. А Людмила Васильевна ЦЫПИЛЁВА рассказала, как плясали четвёрочку, какие песни при этом пели. В деревне Старина от Евдокии Никофоровны ХОЛОДИЛОВОЙ мы записали часть свадебного причитания: "Да как росла берёзонька...", а в деревне Падерино от Анастасии Вениаминовны НАВОЛОЦКОЙ услышали короткие песни, колыбельные, причитания, духовные стихи, рассказы о гаданиях.
Часто даже несколько слов представляют собой большую ценность, а помогало нам немало людей. Удалось собрать материал о праздничных обычаях и традициях. Подростки рассказали, что свои игры они узнали от бабушек и дедушек. В Никольске мы имели счастье познакомиться с Любовью Михайловной ВОРОНИНОЙ, знающей много песен. Среди них оказалась одна очень интересная: старинная "У ворот пиво стояло".
Антон РАЗМАХНИН, Анастасия СУХАНОВА и Елена ГЛУШКО:
- По Вологодской дороге расположены три крупных сельских совета: Теребаевский, Вахневский и Аргуновский. В больших деревнях ещё горит, к нашей радости, огонёк северной традиционной культуры. Куст деревень Вахневского сельсовета, в которых нам довелось поработать рука об руку с коллегами из Вологодского центра традиционной культуры, отличается крепкими крестьянскими родами (одни и те же семьи живут рядом по двести - двести пятьдесят лет) и хорошей сохранностью обычаев. Жители Юшкова - замечательные пивовары (как, например, Н.И.ДРЕСВЯНИН), охотники (И.И. КАРАЧЁВ) и тальяночники. Они с пониманием отнеслись к работе фольклористов и припомнили отходящие уже обычаи и тексты. Моление в деревне Большое Оксилово по случаю праздника Преображения Господня собрало гостей со всех окрестных деревень. Мы были гостями на празднике. Нас поразили разговоры, которые мы завели с пожилыми участницами праздника. В них-то, в этих "старинных людях" из Вахнева, Большого и Малого Оксилова, Юшкова, Подгорья только и можно теперь найти ту основу, тот моральный стержень, которым жива душа русской деревни.
Два других сельсовета принесли нам не менее замечательные встречи. В деревне Калинино Теребаевского сельсовета нашим другом, учителем и помощником стал известный в районе краевед, писатель и общественник А.А. ПАВЛОВ. Он сообщил нам немало любопытного об истории края, о местных обычаях и преданиях; рассказал историю колхозного строя, охотно разрешил скопировать семейные альбомы и песенники. Со столь же заметной личностью свела нас судьба и в Аргунове. Н.С. ЮЖАКОВ - мастер-самородок, гармонист и просто хороший человек, думающий и тревожащийся о русской деревне. Разговор с ним был не просто насыщен какими-то рассказами, но и задушевен. Впрочем, подобное можно сказать о всех без исключения встретившихся нам людях - как о приютивших нас (например, о Е.А. НАГОВИЦКОЙ), так и о тех, кто согласился с нами побеседовать.
районная газета г. Никольска "Авангард", 11 сентября 2001
По следам фольклорной экспедиции МГУ
Мы продолжаем публиковать материалы о том, как проходила в районе работа фольклорной экспедиции студентов и преподавателей филологического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова" Сегодня о своих впечатлениях рассказывает Александра РОДИОНОВА.
(Продолжение Начало в №102 "Авангарда" от30 августа и в №106 от 8 сентября)
Аспирантка
МГУ Александра Родионова (справа) с Валентиной Мишенёвой
|
- Наша группа (Е. Аденина, О. Маркелова, А. Родионова - ред.) работала в Пермасском сельском совете. В деревне Дворище мы записали былички, рассказы о прошлом, календарные обряды, частушки под гармонь. Жители деревни - Анна Александровна и Дмитрий Николаевич ПАХОЛКОВЫ, Мария Александровна ГОРЧАКОВА, Алевтина Васильевна КУЧУМОВА, Екатерина Андреевна БАРБОЛИНА - очень помогли работе фольклористов, за что их и благодарим.
В деревне Пахомово мне удалось познакомиться с тремя замечательными исполнительницами. Нина Александровна МИШЕНЁВА и Антонина Павловна КУДРИНСКАЯ приняли нас гостеприимно и, как обещала Нина Александровна, "напели два мешка песен". На прощание Антонина Павловна сказала мне: "Понравилась ты нам. Девка разговористая - как колокол". Третья исполнительница - Анна Тимофеевна БАДАНИНА - родилась в деревне Упиралово Осиновского сельсовета в 1913 году, в Пахомово вышла замуж. Анна Тимофеевна покорила нас своей человеческой теплотой и исполнительским талантом. Беседовать с ней было увлекательно настолько, что не хотелось уходить домой. Как из рога изобилия, лились песни, сказки, поговорки, рассказы о праздниках, загадки. Мы записали от Анны Тимофеевны скоморошину "За морем синица богато жила":
За морем синица богато жила,
Солоду купила, хмелю займовала.
Пива наварила, всех гостей собрала.
Записали также балладу "Как за речушкой за Сараевкой", рассказывающую о том, как муж погубил жену и привёл домой мачеху для своих детей, - и игровую "А мы пшону сияли". Коротких же песен-частушек Анна Тимофеевна знает бессчётное количество.
Записали мы и старинные загадки. Например, такую:
Летит зверёк через Божий домок,
Летит и говорит:
"Тут моя сила горит",
"Пчела - летит через церковь - видит свички-ти, воск-от", - сообщила Анна Тимофеевна отгадку.
Но самой замечательной находкой оказалось описание свадебного обряда. Удивительным образом сохранились в памяти Анны Тимофеевны тексты свадебных причитаний. А ведь слышала она их в родной деревне Упиралово, "когда была ещё девкой"!
Мы благодарим Анну Тимофеевну за внимание к нам, собирателям фольклора, и за то, что, прожив долгую и трудную жизнь, она не потеряла веры в человека и поделилась этой верой с нами. Благодарим мы и дочку Анны Тимофеевны Валентину Павловну МИШЕНЁВУ, которая очень помогла нам в нашей работе.
В Пермасе нам удалось побеседовать как со старожилами: Клавдией Александровной ВЕРШИНИНОИ 1909 года рождения и Натальей Николаевной ВЕРШИНИНОЙ 1913-го, - так и с более молодыми жителями деревни Ниной Васильевной ГОРЧАКОВОЙ и Галиной Ивановной МИШЕНЁВОЙ. Клавдия Александровна и Наталья Николаевна вспомнили свадебные причитания. Наталья Николаевна спела две долгих песни: "Ехали солдаты" и "Не печалься-ко, душа-Дуня". Галина Ивановна исполнила "Вы не вейтеся, чёрные кудри". Нина Васильевна поделилась сведениями о календарных обрядах.
В целом работой в сельсовете мы остались довольны. Огромную благодарность Пермасского дома культуры Зое Николаевне ВЕРШИНИНОЙ, которая сделала всё возможное, чтобы наша работа там была успешной.
Кроме Пермаса, наша группа собирала фольклор в Никольске. Здесь мы познакомились с талантливой исполнительницей песен и частушек Галиной Серапионовной ОЛЕЙНИК. Каких только частушечных напевов она не знает! Знает, как пели и в Аргунове, и в Кеме. Сама сочиняет частушки. И голос у Галины Серапионовны чудесный. Она говорит, что раньше пела ещё лучше: "Ой, раньше звонкоротая была, на одном конце пою - на другом отдаётся". Была Галина Серапионовна "славницей" - так раньше называли первую певунью и плясунью в деревне.
Выражаем благодарность и другим исполнителям из Никольска: Валентине Анатольевне МАРКЕЛОВОЙ, Анне Алексеевне ПАВЛОВОЙ, Тамаре Николаевне ДУДИНОЙ, Нине Васильевне ОРЕХОВОЙ, Валентине Ильиничне ГОМЗИКОВОЙ, Ксении и Полине КОСТЮКОВИЧ.
районная газета г. Никольска "Авангард" 22 сентября 2001 года
По следам фольклорной экспедиции МГУ
Мы продолжаем публикацию рассказов о том, как проходила работа фольклорной экспедиции студентов и преподавателей филологического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.
(Продолжение. Начало в №№ 102, 106 и 107 "Авангарда")
Евгений Васильевич БОРИСОВ:
- Город Никольск произвёл на нас приятное впечатление сразу. И не только своим внешним, чисто русским обликом. Уже при первом выходе на опросы мы встретились с доброжелательными, интересными людьми. С большой охотой они поделились с нами своими знаниями. Среди таких хочется назвать Надежду Павловну КУЗИНУ и Федора Андреевича ЗУБОВА, рассказавших о народных обычаях, праздниках, обрядах.
После недолгого пребывания в городе мы выбрали для исследования Верхне- и Нижнекемский сельсоветы и не разочаровались в своём выборе. Редко где так тепло и сердечно принимали нас в экспедиционных поездках. Сколько богатых впечатлений, сколько памятных встреч с замечательными людьми, любящими традиционную культуру, бережно хранящими знания о прошлом родного края! В посёлке Борок много лет занимается изучением истории Никольского района Иван Макарович ПАРФЕНОВ - бывший директор школы, щедро поделившийся с нами собранными им сведениями. Он готовит к изданию книгу, где история района будет представлена с наибольшей полнотой. Она поможет подрастающему поколению никольчан глубже узнать свои корни.
Много интересного о старинных обычаях и праздниках поведали Клавдия Григорьевна ГОРЧАКОВА и Александра Дмитриевна ПАНОВА. Например, на Иванов день девушки умывались росой, вязали венички из берёзовых веток и цветов и, собрав на них росу, отдавали коровушке.
Мария Дмитриевна БЕРСЕНЕВА интересно рассказала о старинной свадьбе, о праздновании Рождества Христова, масленицы, Троицы, об играх и развлечениях молодёжи, о проводах в армию. Богатыми впечатлениями о жизни русской деревни
Студенты
филфака поют университетский гимн "Гаудеамус игитур..."
|
поделились Илья Иванович и Вера Дмитриевна ПОПОВЫ. На святки молодёжь веселилась, наряжаясь курочкой, коровой, медведем, другими животными. Девушки гадали на колосках, на камушках из проруби; ходили на конюшню, лазили в погреб. Пиво раньше на праздники делали безалкогольное, без сахара и тем более без дрожжей. Интересными были игры: круговые качели, качуля на жердях, катания яиц на Пасху и на Троицу, чижики, зимние катания с гор.
Жители деревни Старина поведали поучительные истории о том, какие несчастья постигли людей после разрушения церкви на Верхней Кеме. Трёх сторожей этой церкви, в которой оборудовали склад, парализовало. Поэтому пришлось даже отказаться от охраны склада, Были и другие несчастные случаи с теми, кто ломал церковь и рубил иконы.
В деревне Верховино до сих пор очень дружно, по старинному обряду, всем народом провожают парней в армию, на святки ходят "наряжонки". Соблюдаются церковные праздники, исполняются духовные стихи. Обо всём этом мы узнали от Татьяны Федоровны ПОПОВОЙ, Нины Николаевны ХОЛОДИЛОВОЙ и других жителей деревни.
Что касается Нижнекемского сельсовета, то хочется отметить, что традиционная культура сохраняется не только в памяти старшего поколения. Большую работу по воспитанию любви к народному творчеству проводит с детьми учительница Борковской школы Лидия Николаевна КАТАНАЕВА. Работы её учеников по декоративно-прикладному искусству известны в районе, юные мастера завоёвывают призовые места на выставках и ярмарках.
В Никольском районе сейчас редко стали встречаться исполнители традиционных русских песен. И радостной находкой для нас стала встреча с исполнителями длинных песен в селе Никольском. От Анфии Григорьевны ШЕМЯКИНОЙ, Ольги Степановны ПОПОВОЙ, Екатерины ШЕМЯКИНОЙ были записаны старинные русские песни "Я мила была", "Из-за гор-горы", "Что такое скучно", "Зимушка-зима холодна была", "Соловейко ты мой развесёлый", "Ехали солдаты" и другие, а также немало духовных стихов и частушек. Мария Васильевна РЫЖКОВА напела причеты.
Хочется сердечно поблагодарить всех, кто с душой отнёсся к нашей работе, кто любит русскую песню, русскую культуру, кто заботится о её сохранении, и пожелать всем здоровья, счастья, успехов во всех начинаниях. Да не оскудеет земля русская талантами и добрыми, духовно богатыми людьми!
Дмитрий СТЕПАНОВ, Ольга БЛИЗНЕЦОВА и Евгения КОРОВИЦЫНА:
- В Никольске мы познакомились с несколькими замечательными исполнителями: от Пелагеи Павловны БАЕВОЙ записали духовные стихи, от Клавдии Парамоновны ТРОПИНОЙ - былички, сказки и загадки; Антонина Александровна МИШЕНЁВА спела нам множество частушек. Примечательно то, что вспоминала частушки вместе с ней её мать - Агриппина Ивановна МОРОЗОВА. Она, несмотря на весьма преклонный возраст (1904 год рождения), сохранила бодрость духа. От Александры Прокопьевны КОРЯКОВСКОЙ мы записали особенно интересные старинные песни. Много помогла нам Зоя Александровна ПАСТУХОВА, участница хора ветеранов города. Будучи учительницей русского языка и литературы, она бережно собирала местный фольклор и приобщала к нему своих учеников.
В деревне Завражье нас радушно встретила заведующая клубом Ольга Сергеевна ПЛОТНИКОВА. Она оказала нам неоценимую помощь в деле собирания фольклора. Пользуясь случаем, благодарим её за это и за доброе её к нам отношение.
В Завражье от Галины Андреевны КУДРИНСКОЙ мы узнали много интересного о праздниках и о родильных обрядах, от Ульяны Алексеевны КАПУСТИНОЙ - рассказы о гаданиях и очень ценные для нас свадебные причитания. В Ермакове Александра Прокопьевна КОРЯКОВСКАЯ спела нам старинные песни, а Зоя Степановна МЕНЬШИКОВА - лирические. Такие песни нам удаётся записать далеко не от каждого исполнителя. Она же прочитала нам несколько прекрасных духовных стихов. В Заварихе от Марии Макаровны ЛЕШУКОВОЙ мы также записали много интересного.
Мы не можем перечислить здесь всех исполнителей - для этого надо было бы написать целую книгу, - но всем им мы очень благодарны за тёплый приём, за угощение, за рассказы. Желаем каждому из них здоровья и долгих лет жизни, чтобы жили они счастливо на радость своим близким, хранили и передавали детям и внукам сокровища устного народного творчества.