К ВОПРОСУ ОБ ЭВОЛЮЦИИ ЗНАМЕНИЙ.
Целью данной работы является
изучение эволюции знамений в славянской традиции.
Мы попытаемся выяснить, как возникли знамения, что лежит в их основе и какое
место они занимают в современной науке наряду с
другими жанрами, основной функцией которых является прогностическая.
В основе любого фольклорного текста лежит миф.
Зарождение мифологии тесно связано с архаической формой сознания. В древности
люди не могли в силу своей необразованности понять
те или иные явления природы. Как следствие этого они начинают им приписывать
разные магические значения, олицетворять. Так появляются
первые боги, как мужского, так и женского пола, смертные и бессмертные - все
зависит от модели мира (ММ) носителя традиции.
(Например, люди видели Перуна в воздушной колеснице, многоглазых чудовищ и т.д.)
А любое атмосферное явление воспринималось как испытание или наказание за грехи.
Об этом писал еще Афанасьев в своей книге "Мировоззрения
славян на природу". О богах начинают складывать легенды; содержание их
меняется в зависимости от важности информации, степени современности, модели
мира данного социума. Что-то за ненадобностью,
устаревшее, - изымалось из текста, что-то
новое добавлялось - так происходит эволюция легенд.
Кроме того, человек, наблюдая за природой, начинает осознавать
связь между некоторыми явлениями, искать
в этом знамений грядущей перемены погоды, приближения зимы, весны, лета, осени,
засухи, наводнения, пожара, землетрясения и т.д.
Понятие вышеперечисленных катаклизмов в рамках
любой культуры связано со стабильностью, базовые представления которой определяют
парадигму бедствий, разрушающих благополучие общества.
Для традиционной культуры таковыми оказываются экологические катаклизмы стихийного
происхождения и социальные. Воздействие последних на сознание носителей культуры
фольклорной традицией отражается двояко: в деформации
жанровых структур, описывающих стабильное состояние социума и в жанрах,
непосредственно реагирующих на резкие изменение природной и культурной среды.
То есть человек отвечает на преобразования, происходящие в природе, и, как следствие
этого, - переосмысление окружающего мира, что влияет
на изменение мировоззрения. А это в свою очередь отражается на фольклорных жанрах:
происходит трансформация легенд и проявляются новые жанры - приметы.
Как же они возникают?
Не зная естественных законов, люди не могли понять, почему определенные причины
вызывают известные последствия. Они видели только то, что между явлениями и
предметами существует какая-то связь. И результат
своих наблюдений выражали в кратких изречениях - приметах.
Особенности этого малого жанра следующие:
1) приметы, возникшие в глубокой древности, представляют собой результат многовековых
наблюдений человека за природой (т.е. это языческий жанр);
2) они легко удерживаются в памяти за счет своего
минимального объема и всегда более или менее точны по степени верности самих
наблюдений (огонь краснеет в печи - к морозу);
3) приметы указывают на соотношение между явлениями
мира физического и \ или нравственного. Композиционно они состоят из
2 частей: 1 - условие, 2 - толкование, устойчивое, выработанное столетиями,
сформированное из наблюдений человека за природой. Таким образом, толкование
у приметы мы знаем сразу;
4) чаще всего предсказывается что-то плохое ( это объясняется происхождением
жанра: в древности человек жил в ожидании возмездия
свыше и воспринимал катаклизмы как наказание за грехи);
5) существует 2 группы примет: а) связанные с социумом,
б) с частной жизнью человека. В свою очередь каждая группа подразделяется на
2 разряда: а) приметы, выведенные из действительных
наблюдений; в основе лежит человеческий опыт общения с природой; б) суеверные,
в основе которых лежит не опыт, а мифологическое представление,
так как в глазах язычника под влиянием старинных метафор такие тексты (приметы)
получают свой собственный смысл.
Эти данные в дальнейшем помогут нам понять природу фольклорных текстов, которые
в своей основе имеют прогностическую функцию: знамений,
гаданий, снотолкований, запретов и самих примет.
На каком основании можно выделить знамения из круга текстов с прогностической
функцией?
В какой-то момент истории развития фольклорных жанров приметы
начинают взаимодействовать с легендами как языческими,
имеющими устный источник, так и христианскими, основой которых были книги, не
предназначенные для богослужения (апокрифы, жития, Библия, летописи, слова…).
В письменных источниках мы можем найти такие факты, как, например, в "Слове
о полку Игореве" - рассказ о затмении солнца перед походом Игоря,
намеки на неудачный исход его кампании. А в "Житии Бориса и Глеба"
говорится, что над мощами святого Бориса люди видели огненные
столпы.
В результате смешения легенд и примет, 2 культур- языческой и христианской,
моделей мира появляется корпус новых текстов с прогностической функцией - знамения.
То есть можно сказать, что знамение=примета+легенда (языческая
и \ или христианская). Можно предположить, что параллельно на основании примет
возникают гадания (=примета+обряд), снотолкования,
запреты. Остаются и приметы как жанр ( о том, как появились эти малые жанры,
мы говорить в данной работе не будем).
В современной науке, относясь к христианским легендам, знамения, однако, имеют
ряд особенностей. Общие черты - это их принадлежность
к несказочной прозе, повествовательность, наличие чудесного
элемента (явление человеку Бога, Богородицы, ангелов…), христианские
персонажи, образность, символика.
Отличие состоит в том, что к знамениям нельзя отнести
такие чудеса, как: исцеление и помощь святого, изгнание
беса…, поскольку такие тексты не имеют ни того особого строения, как
у знамений, ни толкования, ни прогностической функции
- они просто сообщают о свершившимся факте, описывают его (т.е. являются типичной
христианской легендой).
Знамения же в отличии от легенд, во-первых,
имеют толкование, независимо от того, выражено оно эксплицитно или нет.
Поясним эту мысль.
Знамения построены по принципу приметы: есть условие
и толкование его. Следовательно в основе текста лежит прогностическая функция.
Она бывает скрытая и явная. Т.к. у знамений толкование очень неустойчиво ( о
чем будет сказано ниже), то функция ведет себя по-разному: пока толкования еще
нет, проявляется скрытая, которая изначально заложена в структуре знамения (
т.е. знамение всегда тяготеет к прогнозу). Когда
же толкование появляется, на первый план выходит явная прогностическая функция.
Т.о. толкование и прогностическая функция связаны друг с другом. (в дальнейшем,
рассуждая о толковании мы будем опираться на книгу О. Христофоровой "Логика
толкования")
Что касается толкования, то изначально у знамений его нет. Здесь большую роль
играет временной фактор. Сначала появляется знамение - явление Богородицы, Христа,
обновление иконы… Люди фиксируют факт, поскольку
это очень необычно. Никакого толкования пока нет. Потом
проходит какое-то время и случается что-то, что затрагивает большое количество
людей: война, засуха… Естественно, в народном сознании
всплывает то, что его когда-то поразило: видели Богородицу. Вот ту-то и появляется
толкование: не так просто появлялась Богородица, она, оказывается, предвещала
войну.
Еще 1 фактор - степень современности толкования.
У знамений это выражено очень ярко. Почему люди решили, что явление Богородицы,
обновление иконы… обязательно должно предвещать войну? Такие случаи были
и раньше, но толкование бывало наверняка другое. И можно предположить,
что через 200-300 лет явление Богородицы будет трактоваться
иначе. Все зависит от современной социальной ситуации. В 20 веке самым
крупным историческим событием была 2 мировая война. Естественно, что народное
сознание соединило 2 эти факта в один, и знамение
получило свое толкование. Кроме того, выясняется,
что Богородицу видели и на севере России, и на юге, и на востоке, и на западе.
Этот факт подтверждают архивные данные разных регионов, в которых проводились
или проводятся исследования.
Таким образом, можно говорить о степени современности толкования, о его возможном
изменении, зависящем от социально-исторических условий и той ММ, которая присуща
данному социуму.
У знамений может не быть толкования в следующих
случаях:
1) если знамение было, но еще ничего не произошло. Это очень похоже не современную
ситуацию: сейчас часто сообщают о том, что икона
плачет или обновляется, что кто-то видел Христа или Богородицу, но никто не
говорит, к чему все это происходит. Конечно, во-первых, не происходит
глобальных событий ( с этим можно поспорить), а, во-вторых, сейчас наука сделала
большой скачок вперед, и любое природное явление, чудо можно объяснить с
физической точки зрения. Толковать же согласно вере становится бессмысленно;
(это такие явления, как землетрясение, молния, гром…)
2) если толкование уже есть, то очень часто информант может его опустить,
но оно подразумевается. Все зависит от того, как поставлен вопрос (а у вас были
знамения - да;, а обновлялась ли икона - да;, а к чему обновлялась - к войне,
не знаю). Когда информант не раскрывает толкования, значит, в вопросе оно уже
содержится ( а у вас знамения были перед войной?), либо это выяснится из
дальнейших вопросов. Таким образом возникают коммуникативные лакуны.
Кроме того, можно говорить об унификации толкований.
Сейчас сохранилось только одно - перед войной. Библейские знамения уже никто
не помнит (явления Захарии в храме ангела, который предсказал ему рождение Иоанна
Крестителя), хотя информанты чаще всего люди верующие.
Из сказанного видно, что у знамений толкование очень неустойчивое, нефиксированное,
часто зависит от ряда причин.
Кроме того, легенды отличаются еще и тем, что у них есть назидательность,
функция предписания. (Идет нищий старичок, просит у первого встречного хлеба,
а тот ему не дает. Потом этого человека постигает какое-нибудь несчастье, выясняется,
что старичок - Бог, который ходит по земле. Отсюда мораль - подавать нищим и
обездоленным. Если откажешь, то тебе будет плохо.)
У знамений такого предписания нет. Соединяющим
элементом между легендами и знамениями являются запреты.
У них есть предписывающая функция ( не делай то-то) и прогностическая (иначе
будет плохо). Но последняя проявится, если запрет нарушен. Т.о. у него есть
толкование, а в основе лежит скрытая прогностическая функция.
По структуре композиции знамения очень близки к запретам. Сравним 2 текста:
Икона обновляется перед войной; Нельзя работать
в праздник, а то Бог накажет. В первом случае перед нами знамение, во втором
- запрет, но структура одинаковая: можно подвести под формулу если-то: если
икона обновляется, значит, будет война; если будешь работать в праздник, то
Бог накажет. Синтаксически тексты построены по-разному, но смысл один.
То же можно сказать о приметах, гаданиях сравнивая их со знамениями. Композиция
и тех и других состоит из 2 частей: а) условие
б) толкование. Здесь применима та же формула если-то.
Примета: курочка воды напьется - будет теплое лето; знамение: икона обновляется
перед войной.
Как и в случае с запретом синтаксическая конструкция разная, но формула
так же подходит: если курочка воды напьется, то лето будет теплым: если
икона обновилась, то будет война.
Хотя знамения вышли из примет, имеют такое же строение,
заимствуют из них символику и образность, но есть много различий.
Знамение, по определению Ожегова, - это знак, общественное
явление, характерное для данного времени, касается жизни социума. Оно
проявляется перед глобальными событиями, как социального,
христианского так и природного порядка: войной, засухой, наводнением, рождением
Спасителя… Причем чаще библейское знамение приходит во сне, отсюда и
появляется вещий сон. Примета же касается частной жизни человека, имеет ярко
выраженную локальную функцию. А те, которые касаются
общественной жизни (см выше классификацию примет), и являются знамениями.
Еще примета в отличие от знамения имеет предостерегающую
функцию. Каждое явление толкуется, но не каждого можно
избежать. В связи с приметами это возможно, а со знамениями нет. Событие,
которое предсказывается в примете, можно предотвратить при помощи магических
или ритуальных действий ( увидев черную кошку, нужно 3 раза плюнуть через левое
плечо), а знамение появляется по воле Бога, и человек
оказывается бессилен перед лицом высших сил.
Кроме того, как уже было видно из анализа толкования знамения, у них оно нефиксированное,
неустойчивое ( Черная или белая стрела, летящая с Запада, не обязательно к войне;
она просто может разрушить церковь - такие тексты записывались: " На Западе
перед войной такая белая, как стрела. Белая, прямо вот ободка - и стрела прямо
стрелой. С Запада на Восток, осенью было, а летом война.", "А у нас
вот в церковь как стрела влетела - даже 2 иконы вынесла"), а у примет,
гаданий, запретов, снотолкований оно устойчивое,
выработано столетиями. У знамений толкование зависит еще и от времени, социально-исторических
условий. То есть в случае с малыми жанрами мы знаем предсказание заранее (и
можем узнать сразу будущее), а в случае со знамением - нет.
С оговоркой можно сказать, что если устойчивое толкование
примет, гаданий, запретов, снотолкований подтверждается, то они становятся знамением
для 1 человека. И наоборот: если знамение получает устойчивое толкование, то
оно может перейти в разряд примет.
Чаще всего приметы, запреты предсказывают что-то плохое., это обуславливается
спецификой природы этих жанров и мировоззрением человека в древности (люди ждали
только наказания). Знамения же, снотолкования, гадания имеют не только отрицательные,
но и положительные коннотации толкования. Если
предсказывается что-то плохое, то это отрицательные ( к войне, засухе, наводнению…),
а если к хорошему ( богатству, рождению Спасителя…), то положительные. Кроме
того, как только предсказывается что-то плохое, тут же появляется запрет не
делать этого, остеречься (это касается и малых жанров, и знамений).
Сюжет знамений выстраивается по принципу былички или легенды, все зависит от
рассказчика. Функция его - распространить структуру,
которая лежит в основе текста если-то. Так, можно просто сказать, что было знамение
перед войной - обновилась икона (представить в виде того, как рассказываются
приметы), а можно этот факт включить в контекст мемората, легенды …
Еще знамения связаны с быличками по набору персонажей:
записывались тексты знамений, в которых говорилось, что перед войной видели
черного человека, идущего с Запада.
Встречаются также персонажи - символы: стрела черная,
летящая с Запада, горящие столбы, кресты и окна в небе.
Кроме того, старообрядцы считают, что людям являться могут не
только ангелы, Бог, Богородицы, но и дьявол. Причем сатана никогда не
явится человеку в своем истинном обличии. Они считают, что в современном мире
он чаще всего является в виде барабашки, которого
нельзя увидеть, но можно услышать, в виде загадочных существ без головы ( так,
в 1989 году около деревни Андропово на юге Пермской области вечером по полю
перемещался человек без головы), снежного человека,
который обладает сильными гипнотическими свойствами и внушает страх ( они считают,
что при приближении дьявола человек испытывает
страх), НЛО, которые заявляют, что они помощники Высшего разума, которого на
Земле Богом зовут, а их цель - спасти человечество от надвигающейся катастрофы.
Кроме того, люди, которые видели НЛО, говорят,
что невозможно определить их пол ( а из Библии известно, что демоны
бесполые).
Конечно, такие рассказы больше похожи на былички, но нельзя забывать, что в
христианстве у Бога есть антипод - сатана, который является падшим ангелом,
а если человек видит Бога или ангела, даже падшего,
то это уже является знамением. Поэтому вопрос о
таких текстах и о дьяволе остается пока открытым.
На месте появления знамения люди часто устраивают святые места, строят храмы,
ставят специальные святые камни.
Само же знамение чаще всего появляется на границе чистого
(святого) и нечистого пространства. Здесь проявляется действие оппозиции "свое
- чужое", которая связана с категориями пространства и времени: когда и
где происходит взаимодействие миров. Это может
быть в определенных точках: на кладбище, в лесу,
на дороге, между небом и землей ( часто люди видели в небе кресты, огненные
столбы и т.д.).
Таким образом, знамение, которое имеет сложную историю
появления и развития, - это текст, который принадлежит к разряду несказочной
прозы к жанру легенд, соединяет в себе элементы малых
жанров с предписывающей и прогностической функцией, явной и скрытой:
такую же композицию, символику, образность, но постоянного толкования не имеет;
оно зависит от временного фактора, социально-исторических условий. Соединяет
в себе языческие и христианские черты, что обусловлено происхождением
знамений и взаимодействием с другими жанрами в русском фольклоре.