Фокина Е.А.
МГУ им. Ломоносова,
Филологический ф-т, 4 курс р \ о

К ВОПРОСУ ОБ ЭВОЛЮЦИИ ЗНАМЕНИЙ.

Целью данной работы является изучение эволюции знамений в славянской традиции. Мы попытаемся выяснить, как возникли знамения, что лежит в их основе и какое место они занимают в современной науке наряду с другими жанрами, основной функцией которых является прогностическая.
В основе любого фольклорного текста лежит миф. Зарождение мифологии тесно связано с архаической формой сознания. В древности люди не могли в силу своей необразованности понять те или иные явления природы. Как следствие этого они начинают им приписывать разные магические значения, олицетворять. Так появляются первые боги, как мужского, так и женского пола, смертные и бессмертные - все зависит от модели мира (ММ) носителя традиции. (Например, люди видели Перуна в воздушной колеснице, многоглазых чудовищ и т.д.) А любое атмосферное явление воспринималось как испытание или наказание за грехи. Об этом писал еще Афанасьев в своей книге "Мировоззрения славян на природу". О богах начинают складывать легенды; содержание их меняется в зависимости от важности информации, степени современности, модели мира данного социума. Что-то за ненадобностью, устаревшее, - изымалось из текста, что-то новое добавлялось - так происходит эволюция легенд. Кроме того, человек, наблюдая за природой, начинает осознавать связь между некоторыми явлениями, искать в этом знамений грядущей перемены погоды, приближения зимы, весны, лета, осени, засухи, наводнения, пожара, землетрясения и т.д.
Понятие вышеперечисленных катаклизмов в рамках любой культуры связано со стабильностью, базовые представления которой определяют парадигму бедствий, разрушающих благополучие общества. Для традиционной культуры таковыми оказываются экологические катаклизмы стихийного происхождения и социальные. Воздействие последних на сознание носителей культуры фольклорной традицией отражается двояко: в деформации жанровых структур, описывающих стабильное состояние социума и в жанрах, непосредственно реагирующих на резкие изменение природной и культурной среды.
То есть человек отвечает на преобразования, происходящие в природе, и, как следствие этого, - переосмысление окружающего мира, что влияет на изменение мировоззрения. А это в свою очередь отражается на фольклорных жанрах: происходит трансформация легенд и проявляются новые жанры - приметы.
Как же они возникают?

Не зная естественных законов, люди не могли понять, почему определенные причины вызывают известные последствия. Они видели только то, что между явлениями и предметами существует какая-то связь. И результат своих наблюдений выражали в кратких изречениях - приметах.
Особенности этого малого жанра следующие:
1) приметы, возникшие в глубокой древности, представляют собой результат многовековых наблюдений человека за природой (т.е. это языческий жанр);
2) они легко удерживаются в памяти за счет своего минимального объема и всегда более или менее точны по степени верности самих наблюдений (огонь краснеет в печи - к морозу);
3) приметы указывают на соотношение между явлениями мира физического и \ или нравственного. Композиционно они состоят из 2 частей: 1 - условие, 2 - толкование, устойчивое, выработанное столетиями, сформированное из наблюдений человека за природой. Таким образом, толкование у приметы мы знаем сразу;
4) чаще всего предсказывается что-то плохое ( это объясняется происхождением жанра: в древности человек жил в ожидании возмездия свыше и воспринимал катаклизмы как наказание за грехи);
5) существует 2 группы примет: а) связанные с социумом, б) с частной жизнью человека. В свою очередь каждая группа подразделяется на 2 разряда: а) приметы, выведенные из действительных наблюдений; в основе лежит человеческий опыт общения с природой; б) суеверные, в основе которых лежит не опыт, а мифологическое представление, так как в глазах язычника под влиянием старинных метафор такие тексты (приметы) получают свой собственный смысл.
Эти данные в дальнейшем помогут нам понять природу фольклорных текстов, которые в своей основе имеют прогностическую функцию: знамений, гаданий, снотолкований, запретов и самих примет.
На каком основании можно выделить знамения из круга текстов с прогностической функцией?
В какой-то момент истории развития фольклорных жанров приметы начинают взаимодействовать с легендами как языческими, имеющими устный источник, так и христианскими, основой которых были книги, не предназначенные для богослужения (апокрифы, жития, Библия, летописи, слова…). В письменных источниках мы можем найти такие факты, как, например, в "Слове о полку Игореве" - рассказ о затмении солнца перед походом Игоря, намеки на неудачный исход его кампании. А в "Житии Бориса и Глеба" говорится, что над мощами святого Бориса люди видели огненные столпы.
В результате смешения легенд и примет, 2 культур- языческой и христианской, моделей мира появляется корпус новых текстов с прогностической функцией - знамения. То есть можно сказать, что знамение=примета+легенда (языческая и \ или христианская). Можно предположить, что параллельно на основании примет возникают гадания (=примета+обряд), снотолкования, запреты. Остаются и приметы как жанр ( о том, как появились эти малые жанры, мы говорить в данной работе не будем).
В современной науке, относясь к христианским легендам, знамения, однако, имеют ряд особенностей. Общие черты - это их принадлежность к несказочной прозе, повествовательность, наличие чудесного элемента (явление человеку Бога, Богородицы, ангелов…), христианские персонажи, образность, символика.
Отличие состоит в том, что к знамениям нельзя отнести такие чудеса, как: исцеление и помощь святого, изгнание беса…, поскольку такие тексты не имеют ни того особого строения, как у знамений, ни толкования, ни прогностической функции - они просто сообщают о свершившимся факте, описывают его (т.е. являются типичной христианской легендой).
Знамения же в отличии от легенд, во-первых, имеют толкование, независимо от того, выражено оно эксплицитно или нет. Поясним эту мысль.
Знамения построены по принципу приметы: есть условие и толкование его. Следовательно в основе текста лежит прогностическая функция. Она бывает скрытая и явная. Т.к. у знамений толкование очень неустойчиво ( о чем будет сказано ниже), то функция ведет себя по-разному: пока толкования еще нет, проявляется скрытая, которая изначально заложена в структуре знамения ( т.е. знамение всегда тяготеет к прогнозу). Когда же толкование появляется, на первый план выходит явная прогностическая функция.
Т.о. толкование и прогностическая функция связаны друг с другом. (в дальнейшем, рассуждая о толковании мы будем опираться на книгу О. Христофоровой "Логика толкования")
Что касается толкования, то изначально у знамений его нет. Здесь большую роль играет временной фактор. Сначала появляется знамение - явление Богородицы, Христа, обновление иконы… Люди фиксируют факт, поскольку это очень необычно. Никакого толкования пока нет. Потом проходит какое-то время и случается что-то, что затрагивает большое количество людей: война, засуха… Естественно, в народном сознании всплывает то, что его когда-то поразило: видели Богородицу. Вот ту-то и появляется толкование: не так просто появлялась Богородица, она, оказывается, предвещала войну.
Еще 1 фактор - степень современности толкования. У знамений это выражено очень ярко. Почему люди решили, что явление Богородицы, обновление иконы… обязательно должно предвещать войну? Такие случаи были и раньше, но толкование бывало наверняка другое. И можно предположить, что через 200-300 лет явление Богородицы будет трактоваться иначе. Все зависит от современной социальной ситуации. В 20 веке самым крупным историческим событием была 2 мировая война. Естественно, что народное сознание соединило 2 эти факта в один, и знамение получило свое толкование. Кроме того, выясняется, что Богородицу видели и на севере России, и на юге, и на востоке, и на западе. Этот факт подтверждают архивные данные разных регионов, в которых проводились или проводятся исследования.
Таким образом, можно говорить о степени современности толкования, о его возможном изменении, зависящем от социально-исторических условий и той ММ, которая присуща данному социуму.
У знамений может не быть толкования в следующих случаях:
1) если знамение было, но еще ничего не произошло. Это очень похоже не современную ситуацию: сейчас часто сообщают о том, что икона плачет или обновляется, что кто-то видел Христа или Богородицу, но никто не говорит, к чему все это происходит. Конечно, во-первых, не происходит глобальных событий ( с этим можно поспорить), а, во-вторых, сейчас наука сделала большой скачок вперед, и любое природное явление, чудо можно объяснить с физической точки зрения. Толковать же согласно вере становится бессмысленно; (это такие явления, как землетрясение, молния, гром…)
2) если толкование уже есть, то очень часто информант может его опустить, но оно подразумевается. Все зависит от того, как поставлен вопрос (а у вас были знамения - да;, а обновлялась ли икона - да;, а к чему обновлялась - к войне, не знаю). Когда информант не раскрывает толкования, значит, в вопросе оно уже содержится ( а у вас знамения были перед войной?), либо это выяснится из дальнейших вопросов. Таким образом возникают коммуникативные лакуны.
Кроме того, можно говорить об унификации толкований. Сейчас сохранилось только одно - перед войной. Библейские знамения уже никто не помнит (явления Захарии в храме ангела, который предсказал ему рождение Иоанна Крестителя), хотя информанты чаще всего люди верующие.
Из сказанного видно, что у знамений толкование очень неустойчивое, нефиксированное, часто зависит от ряда причин.

Кроме того, легенды отличаются еще и тем, что у них есть назидательность, функция предписания. (Идет нищий старичок, просит у первого встречного хлеба, а тот ему не дает. Потом этого человека постигает какое-нибудь несчастье, выясняется, что старичок - Бог, который ходит по земле. Отсюда мораль - подавать нищим и обездоленным. Если откажешь, то тебе будет плохо.) У знамений такого предписания нет. Соединяющим элементом между легендами и знамениями являются запреты. У них есть предписывающая функция ( не делай то-то) и прогностическая (иначе будет плохо). Но последняя проявится, если запрет нарушен. Т.о. у него есть толкование, а в основе лежит скрытая прогностическая функция. По структуре композиции знамения очень близки к запретам. Сравним 2 текста: Икона обновляется перед войной; Нельзя работать в праздник, а то Бог накажет. В первом случае перед нами знамение, во втором - запрет, но структура одинаковая: можно подвести под формулу если-то: если икона обновляется, значит, будет война; если будешь работать в праздник, то Бог накажет. Синтаксически тексты построены по-разному, но смысл один.
То же можно сказать о приметах, гаданиях сравнивая их со знамениями. Композиция и тех и других состоит из 2 частей: а) условие б) толкование. Здесь применима та же формула если-то.
Примета: курочка воды напьется - будет теплое лето; знамение: икона обновляется перед войной.
Как и в случае с запретом синтаксическая конструкция разная, но формула так же подходит: если курочка воды напьется, то лето будет теплым: если икона обновилась, то будет война.
Хотя знамения вышли из примет, имеют такое же строение, заимствуют из них символику и образность, но есть много различий.
Знамение, по определению Ожегова, - это знак, общественное явление, характерное для данного времени, касается жизни социума. Оно проявляется перед глобальными событиями, как социального, христианского так и природного порядка: войной, засухой, наводнением, рождением Спасителя… Причем чаще библейское знамение приходит во сне, отсюда и появляется вещий сон. Примета же касается частной жизни человека, имеет ярко выраженную локальную функцию. А те, которые касаются общественной жизни (см выше классификацию примет), и являются знамениями.
Еще примета в отличие от знамения имеет предостерегающую функцию. Каждое явление толкуется, но не каждого можно избежать. В связи с приметами это возможно, а со знамениями нет. Событие, которое предсказывается в примете, можно предотвратить при помощи магических или ритуальных действий ( увидев черную кошку, нужно 3 раза плюнуть через левое плечо), а знамение появляется по воле Бога, и человек оказывается бессилен перед лицом высших сил.
Кроме того, как уже было видно из анализа толкования знамения, у них оно нефиксированное, неустойчивое ( Черная или белая стрела, летящая с Запада, не обязательно к войне; она просто может разрушить церковь - такие тексты записывались: " На Западе перед войной такая белая, как стрела. Белая, прямо вот ободка - и стрела прямо стрелой. С Запада на Восток, осенью было, а летом война.", "А у нас вот в церковь как стрела влетела - даже 2 иконы вынесла"), а у примет, гаданий, запретов, снотолкований оно устойчивое, выработано столетиями. У знамений толкование зависит еще и от времени, социально-исторических условий. То есть в случае с малыми жанрами мы знаем предсказание заранее (и можем узнать сразу будущее), а в случае со знамением - нет.
С оговоркой можно сказать, что если устойчивое толкование примет, гаданий, запретов, снотолкований подтверждается, то они становятся знамением для 1 человека. И наоборот: если знамение получает устойчивое толкование, то оно может перейти в разряд примет.
Чаще всего приметы, запреты предсказывают что-то плохое., это обуславливается спецификой природы этих жанров и мировоззрением человека в древности (люди ждали только наказания). Знамения же, снотолкования, гадания имеют не только отрицательные, но и положительные коннотации толкования. Если предсказывается что-то плохое, то это отрицательные ( к войне, засухе, наводнению…), а если к хорошему ( богатству, рождению Спасителя…), то положительные. Кроме того, как только предсказывается что-то плохое, тут же появляется запрет не делать этого, остеречься (это касается и малых жанров, и знамений).
Сюжет знамений выстраивается по принципу былички или легенды, все зависит от рассказчика. Функция его - распространить структуру, которая лежит в основе текста если-то. Так, можно просто сказать, что было знамение перед войной - обновилась икона (представить в виде того, как рассказываются приметы), а можно этот факт включить в контекст мемората, легенды …
Еще знамения связаны с быличками по набору персонажей: записывались тексты знамений, в которых говорилось, что перед войной видели черного человека, идущего с Запада.
Встречаются также персонажи - символы: стрела черная, летящая с Запада, горящие столбы, кресты и окна в небе.
Кроме того, старообрядцы считают, что людям являться могут не только ангелы, Бог, Богородицы, но и дьявол. Причем сатана никогда не явится человеку в своем истинном обличии. Они считают, что в современном мире он чаще всего является в виде барабашки, которого нельзя увидеть, но можно услышать, в виде загадочных существ без головы ( так, в 1989 году около деревни Андропово на юге Пермской области вечером по полю перемещался человек без головы), снежного человека, который обладает сильными гипнотическими свойствами и внушает страх ( они считают, что при приближении дьявола человек испытывает страх), НЛО, которые заявляют, что они помощники Высшего разума, которого на Земле Богом зовут, а их цель - спасти человечество от надвигающейся катастрофы. Кроме того, люди, которые видели НЛО, говорят, что невозможно определить их пол ( а из Библии известно, что демоны бесполые).
Конечно, такие рассказы больше похожи на былички, но нельзя забывать, что в христианстве у Бога есть антипод - сатана, который является падшим ангелом, а если человек видит Бога или ангела, даже падшего, то это уже является знамением. Поэтому вопрос о таких текстах и о дьяволе остается пока открытым.
На месте появления знамения люди часто устраивают святые места, строят храмы, ставят специальные святые камни.
Само же знамение чаще всего появляется на границе чистого (святого) и нечистого пространства. Здесь проявляется действие оппозиции "свое - чужое", которая связана с категориями пространства и времени: когда и где происходит взаимодействие миров. Это может быть в определенных точках: на кладбище, в лесу, на дороге, между небом и землей ( часто люди видели в небе кресты, огненные столбы и т.д.).
Таким образом, знамение, которое имеет сложную историю появления и развития, - это текст, который принадлежит к разряду несказочной прозы к жанру легенд, соединяет в себе элементы малых жанров с предписывающей и прогностической функцией, явной и скрытой: такую же композицию, символику, образность, но постоянного толкования не имеет; оно зависит от временного фактора, социально-исторических условий. Соединяет в себе языческие и христианские черты, что обусловлено происхождением знамений и взаимодействием с другими жанрами в русском фольклоре.