Деятельность Совета по филологии

УМО по классическому университетскому образованию

в 1990-х годах

Учебно-методические объединения (УМО) были созданы Минвузом CCCР в сентябре 1987 г. для контроля за качеством высшего образования в стране и для привлечения вузовской общественности к созданию основных нормативных документов, касающихся содержания образования. УМО создавались как профессиональные объединения по отдельным областям знаний, т. е. по группам родственных специальностей, на базе ведущих вузов. Председателями УМО назначались ректоры этих вузов. На базе МГУ им. М. В. Ломоносова было создано УМО университетов СССР, его председателем стал ректор МГУ академик А. А. Логунов. После распада СССР Госкомитет по высшей школе Российской Федерации приказом № 711 от 25.11.92 подтвердил и юридически закрепил существование Учебно-методических объединений в России.

К основным направлениям деятельности УМО были отнесены:

Ныне в России функционируют более восьмидесяти УМО. В число наиболее крупных по-прежнему входит Учебно-методическое объединение университетов РФ, несколько лет назад получившее новое название — УМО по классическому университетскому образованию. Измененное обозначение подчеркивает, что в состав УМО входят лишь те российские вузы, в которых открыты классические университетские специальности.

В рамках УМО по классическому университетскому образованию, которым руководит ректор МГУ им. М. В. Ломоносова академик В. А. Садовничий, функционируют девятнадцать советов по отдельным направлениям и специальностям (или группам родственных специальностей). Совет по филологии — один из них. К его компетенции, согласно действующему Классификатору направлений и специальностей высшего образования, относится направление 520300 и специальность 021700 — Филология. Председателем Совета является декан филологического факультета МГУ профессор М. Л. Ремнева.

В состав Совета входят по должности деканы всех факультетов филологического профиля вузов Российской Федерации, имеющих лицензию на право ведения обучения по направлению и специальности “Филология”. Не реже одного раза в год они съезжаются для участия в заседаниях Пленума Совета по филологии, которые проходят на базе ведущих российских университетов. За время существования УМО пленумы Совета по филологии проходили в Москве, Нальчике, Ленинграде, Ташкенте, Ростове-на-Дону, Нижнем Новгороде, Ульяновске, Екатеринбурге, Казани, Краснодаре, Ставрополе, Липецке, Томске, Самаре. Очередной XVI Пленум Совета состоится осенью 2003 г. в Перми.

По традиции обсуждение на Пленумах текущих учебно-методических вопросов совмещается с масштабными научно-методическими конференциями, посвященными наиболее важным проблемам филологического образования. В прошедшие годы темами конференций стали: опыт перехода филологических факультетов на многоступенчатую систему высшего образования; реализация в учебной практике вузов Государственных стандартов первого и второго поколений, главные направления и виды научной работы на филологических факультетах, концепции и основные положения учебных планов подготовки филологов, место и роль курсов истории национальной культуры в системе высшего филологического образования, студенческое самоуправление, концепции высшего филологического образования в современном мире, система подготовки преподавателей-филологов в университетах РФ, взаимодействие вузовской филологии и средней школы, преподавание на филологических факультетах новейшей отечественной литературы, перспективы развития университетской романо-германистики, новые информационные технологии в высшем филологическом образовании и другие.

Помимо этого принято заслушивать информацию об опыте работы филологических факультетов тех университетов, на базе которых проводятся заседания Пленума. На состоявшихся Пленумах были рассмотрены следующие перспективные направления деятельности факультетов: опыт Уральского государственного университета в области преподавания коммуникативного русского языка на естественных факультетах; опыт Казанского государственного университета по созданию новых информационных технологий в филологическом образовании (электронный словарь русского языка); опыт Нижегородского государственного университета по переходу на многоуровневую систему высшего филологического образования; опыт Кубанского государственного университета по созданию инновационного режима подготовки специалистов-филологов высшей квалификации и т. п.

Для решения текущих вопросов в период между Пленумами функционирует Президиум Совета по филологии. Его заседания проводятся не реже трех раз в год. В состав Президиума входят представители — деканы, заместители деканов, председатели Учебно-методических комиссий — крупнейших филологических факультетов различных регионов России, в том числе национальных республик. В 1990-х гг. в составе Президиума работали представители Московского, Российского гуманитарного, Санкт-Петербургского, Казанского, Кубанского, Нижегородского, Пермского, Ростовского, Саратовского, Самарского, Томского, Ульяновского, Челябинского, Алтайского, Башкирского, Кабардино-Балкарского, Калмыцкого, Мордовского, Удмуртского государственных университетов.

В настоящее время Совет по филологии объединяет около ста сорока факультетов филологического профиля. При этом отнюдь не все они являются структурными подразделениями классических университетов. Филологов (преимущественно романо-германистов) готовят, например, в Московском независимом эколого-политологическом университете, в Восточном институте экономики, гуманитарных наук, управления и права (г. Уфа), в Южно-российском гуманитарном институте (г. Ростов), в Липецком эколого-гуманитарном институте, в Рязанском медицинском университете, в Камчатском, Тамбовском, Новосибирском технических университетах и ряде педагогических университетов. Как видно, профили вузов, открывающих филологическую подготовку, подчас очень различны, но это ни в коей мере не должно отражаться на качестве получаемого в них филологического образования. Вот почему одну из важнейших задач своей деятельности Совет по филологии видит в том, чтобы сохранить единство филологического образовательного пространства в России.

Как обеспечивается подобное единство? Прежде всего, оно поддерживается системой Государственных образовательных стандартов, утверждаемых Министерством образования Российской Федерации. Ныне (с 2000 г.) действует уже второе поколение стандартов. В соответствии с ними каждый гражданин России имеет право бесплатно получить высшее образование избранного им уровня: после четырехлетней подготовки стать бакалавром (и при желании в течение двух лет продолжить обучение в магистратуре), либо после пятилетней учебы получить квалификацию специалиста (для выпускников филологических факультетов она формулируется как “Филолог. Преподаватель”). Для каждого из уровней образования, включая обучение в аспирантуре, существует особый Госстандарт. В нем определено общее количество часов, которое должно быть затрачено на обучение; соотношение объемов аудиторных занятий и самостоятельной работы студента, основные изучаемые дисциплины, формы отчетности, содержание учебных практик и другие параметры. Для вузов России Госстандарт является законом, отступать от его показателей более чем на 5–10 % нельзя.

Совет по филологии принимал непосредственное участие в разработке первого и второго поколений Государственных образовательных стандартов по направлению (бакалавр, магистр) и специальности “Филология”. Трудность заключалась в том, что ныне единое понятие “Филология” объединяет несколько ранее бывших самостоятельными специальностей: “Русский язык и литература”, “Языки и литературы народов РФ”, “Русский язык в национальной школе”, “Романо-германская филология”. Соответственно, Государственные стандарты пришлось создавать с таким расчетом, чтобы они могли служить для обучения по всем этим достаточно разным с точки зрения содержания образовательных программ профилям. Вот почему в филологических стандартах в цикле “Общепрофессиональные дисциплины” не прописаны все до единого полагающиеся учебные курсы, а определены лишь группы, или блоки дисциплин. Это “Основной язык” (в группу входят история, грамматика, стилистика, диалектология и т. п. русского, национального или иностранного языка), “Литературоведение” (история отечественной и зарубежной литературы, фольклор, история литературной критики и другие предметы), “Классические языки” (латинский, древнегреческий, старославянский, готский, фарси и т. п.). Нет в Госстандартах по направлению и специальности “Филология” и жестко закрепленных цифровых параметров. Отдельные факультеты в рамках указанных “вилок” часов могут сами определять, какое именно количество времени студент затратит на освоение того или иного курса.

Бывшие филологические специальности, о которых шла речь выше, стали ныне специализациями, и их число значительно увеличилось. Утвержденный Советом перечень специализаций в рамках специальности 021700 — Филология насчитывает сегодня тридцать девять позиций. Помимо так называемых базовых специализаций (“Русский язык и литература”, “Языки и литературы народов РФ”, “Зарубежная филология”, “Классическая филология”), одну из которых абитуриент в обязательном порядке избирает при поступлении, перечень включает так называемые прикладные специализации: “Русский язык как иностранный”, “Русский язык и литература в межнациональном общении”, “Переводоведение и практика перевода”, “Филологическое обеспечение информационно-издательской деятельности”, “Теория и история художественной культуры”, “Менеджмент в филологическом образовании” и многие другие.

Большинство дополнительных специализаций имеет практический характер, профессионально ориентирует студента в некоей узкой области деятельности и вводится вузами с целью расширить возможности трудоустройства выпускника. Однако перечень содержит и немало специализаций научного плана, углубляющих знания студента в одной из сфер фундаментальной подготовки. К “научным” специализациям относятся “Онтолингвистика (лингвистика детской речи)”, “Палеославистика”, “Фольклористика”, “Балтистика”, “Теория языкознания”, “Этнолингвистика”, “Библеистика”, “Сравнительное литературоведение”, “Фонетика и речевая коммуникация” и “Сравнительно-историческое языкознание”.

Содержание учебных планов и программ дисциплин каждой специализации контролируют созданные в рамках Совета по филологии секции “Русский язык” (председатель — проф. Ремнева М.Л., МГУ), “Русская литература” (проф. Голубков М.М., МГУ), “Русский язык и литература в межнациональном общении (проф. Закирьянов К.З., БашГУ), “Русский язык как иностранный” (проф. Клобукова Л.П., МГУ), “Языки и литература народов РФ” (проф. Миннегулов Х. Ю., КазГУ), “Романская и германская филология” (проф. Александрова О.В., МГУ), “Славянская филология” (доц. Гудков В.П., МГУ), “Классическая филология” (проф. Россиус А.А., МГУ), “Устное народное творчество” (доц. Дианова Т. Б., МГУ), “Теория литературы” (проф. Эсалнек А.Я., МГУ) и другие. Деятельность секций осуществляется на основе “Положения о секции Совета по филологии”. Как правило, не реже одного раза в год члены секций (а в их состав может войти любой преподаватель вуза, специализирующийся в соответствующей сфере и направленный факультетом) собираются для обсуждения назревших вопросов, нередко совмещая эти заседания с научными конференциями по относящейся к компетенции секций проблематике.

Важный аспект деятельности Совета по филологии составляет проведение экспертиз учебно-методической документации вузов в связи с открытием направления и специальности “Филология”, аттестацией или началом реализации новых специализаций. В подобных случаях в вузы выезжает экспертная комиссия Совета для оценки их кадрового потенциала, библиотечных фондов и материально-технического обеспечения учебного процесса. Подобных экспертиз начиная с 1992 г. Советом по филологии проведено более ста десяти. Кроме того, члены Президиума Совета проводят консультации для представителей университетов по составлению учебных планов и организации учебного процесса, а также по оформлению документов для государственной аттестации и в связи с лицензированием образовательных программ.

К полномочиям Совета относится также экспертная оценка создаваемых в российских вузах учебников, учебных пособий, хрестоматий и программ дисциплин в связи с присвоением им грифов Министерства образования РФ и грифов Совета по филологии. К настоящему времени количество подобных экспертиз превысило двести. Проводятся Советом и экспертизы по поводу присвоения в виде исключения ученых званий доцента и профессора и получения вузовскими преподавателями премий Минобразования России.

Совет по филологии старается откликаться на все происходящие в стране процессы, прямо или косвенно связанные со сферой компетенции филологов. Немало усилий Совет прилагает для поддержки вузовского преподавания русского языка в России и за рубежом. Члены Совета принимали участие в разработке Федеральной целевой программы “Русский язык” (вузовская компонента). Заседание Президиума Совета в марте 1993 г. в г. Минске было посвящено мерам по поддержке преподавания русского языка в университетах ближнего зарубежья. Совет по филологии выступает за сохранение вступительного письменного экзамена по русскому языку и литературе (сочинение) на всех факультетах классических университетов РФ.

Приоритетным направлением работы Совета всегда оставалась координация научной и издательской деятельности входящих в его состав факультетов, обмен информацией о приоритетных направлениях исследований, проводимых конференциях и семинарах. Пленум 1993 г. был специально посвящен координации работы УМО и Головного совета по филологии, ныне под эгидой обеих организаций работает Объединение молодых ученых. Для распространения сведений о деятельности Совета по филологии ежегодно издается бюллетень (в свет вышло уже шесть номеров), в котором публикуются уточненные перечни специализаций, решения Пленумов и Президиумов Совета, тексты докладов на научно-методических конференциях, сообщения о работе отдельных факультетов и т. п. С методической документацией, разработанной Советом по филологии, можно ознакомиться и в Интернете на его сайте www.philol.msu.ru/~umo.

Предыдущее заседание Президиума Совета по филологии состоялось в Москве в январе 2003 г. Главными темами стали: обсуждение разработанных Президиумом Методических рекомендаций для оценки качества образования при итоговой государственной аттестации выпускников по специальности “Филология” и Требований к материально-техническому обеспечению учебного процесса по специальности “Филология”. Следующий Президиум пройдет в мае 2003 г. в г. Саратове. Он будет посвящен подготовке к осеннему Пленуму, на обсуждение которого вынесен вопрос о совершенствовании системы специализаций в рамках специальности “Филология” .

Е. Н. Ковтун