новости факультета

21–22 ноября на филологическом факультете МГУ имени М.В. Ломоносова кафедрой иберо-романского языкознания была проведена традиционная XII Международная научная конференция «Иберо-романистика в современном мире: научная парадигма и актуальные задачи», посвященная 270-летию МГУ им. М.В. Ломоносова.

все новости →


Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

Приключения Эдгара Аллана По
во времени культурном пространстве
(к 200-летию со дня рождения)

23 апреля 2009

КЛАССИК И МЕДИА

«Этого не было в книге!»
(дискуссия о проблемах экранизации классики)

Скотт ПИПЛЗ (Чарльстон колледж, Чарльстон, США)
«Этого не было в книге!» Литературный классик в пространстве современных медиа.

Дискуссия

Выступление проф. С. Пиплза было посвящено трансформации биографии Эдгара По в кинематографе, СМИ, популярной литературе. Исследовалось влияние медиадискурса и рекламных стратегий на построение образа Э. По в сознании современных читателей и исследователей («демонический По», «По-мученик», «отец жанра триллера», и т. п.

По: театральный перформанс

Ольга ВАЙНШТЕЙН (РГГУ, Москва)
Визуальные игры в городе: оптика По.

В докладе рассматривалась проблема посредника между воспринимаемым миром и глазом / сознанием воспринимающего — как оптического (очки, монокль и т. п.), так и нарративного — ткань повествования.

Николь БЬЯЖОЛИ (Университет София-Антиполис, Ницца, Франция)
Опера Бруно Коли «Сердце-обличитель»: возможности сотрудничества литературы и музыки.

Доклад был посвящен опере современного французского композитора Б. Коли, основанной на одной из новелл Эдгара По. Исследовались использованные композитором лейтмотивы, принципы использования определенных музыкальных инструментов и звуковых тональностей для передачи художественного образа, нюансы либретто и т. п.

Ольга РОГИНСКАЯ (МГУ / ГУ ВШЭ, Москва)
«По По» Евгения Гришковца и культурная практика пересказов классики.

Повсеместно присутствующая в современной культуре практика изложения и «сжатия» классических текстов анализировалась в докладе как основной художественный прием культового спектакля Е. Гришковца. Были затронуты такие проблемы, как взаимодействие слова написанного и слова произнесенного, классического текста и актерской импровизации, нарушающей его границы, степени вовлеченности зрителя в действо на сцене.

По: городской текст

Доклады:

Татьяна ВЕНЕДИКТОВА (МГУ, Москва)
Самым крупным шрифтом: проза По и эстетика рекламы.

В докладе был поставлен вопрос о соотносимости художественного дискурса По и становящегося в культуре XIX века дискурса рекламы. Городская, демократическая, рыночная среда несла в себе угрозу «профанации» искусству и неожиданные возможности, к которым По был чуток, как и Бодлер: обоих интересовали новые формы эстетического соблазна, — такие, как мода или реклама.

Рассказ «Поместье Арнгейм» был рассмотрен в этом контексте — как манифест чистого искусства и описание «Абсолютного товара» (Ж. Бодрияр), своего рода «супер-реклама». Реклама являет человеку, как в зеркале, «явную загадку» его желания — одновременно индивидуального и массовидного, направленного на материальный объект и символическую ценность, варьирующего формы в интервале между инстинктом и метафизическим устремлением, банальной жаждой развлечений и изощренным эстетизмом.

Александра УРАКОВА (ИМЛИ, Москва)
Старик и толпа: оптика Н. В. Гоголя и Э. А. По. 

Н. В. Гоголь и Э. А. По рассматривались в докладе как авторы подчеркнуто урбанистические. Исследовалось влияние города как особой культурной и коммуникативной среды на повествовательные техники русского и американского писателей.

Оксана ГАВРИШИНА (РГГУ, Москва)
Из перспективы По: уличная фотография XX века.

Нарративные приемы и фокализации, характерные для прозы Э. А. По, предстали как организующие принципы композиции в ряде современных городских фотографий.





Фото Елены Тупикиной, 2009
119991, Москва, Ленинские горы, ГСП-1,
МГУ имени М. В. Ломоносова,
1-й корпус гуманитарных факультетов (1-й ГУМ),
филологический факультет
Тел.: +7 (495) 939-32-77, E-mail:

© Филологический факультет
МГУ имени М. В. Ломоносова, 2024 г.