СЮЖЕТ, ЕГО КОМПОЗИЦИЯ  И  ИСТОЧНИКИ



                1. Термины “сюжет “ и “фабула” в истории литературоведения. Сюжет как система  событий и действий в произведении. Понятия “действие”,”событие”,”внутреннее  действие”.Важнейшие функции сюжета: воплощение конфликтов ; раскрытие характеров,мотивировка их развития ; мотивировка связей между персонажами,   создание внешнего единства произведения (конструктивная  функция).Понимание единства произведения (трагедии,эпопеи) как единства  действия  в истории эстетической мысли , концепция  внутреннего единства  в романтический и постромантический  период.
                2. Членение сюжета  на сюжетные линии,эпизоды, детали.Мотивы как повторы деталей (внутри произведения и  в “интертексте”). Концентрический и хроникальный проинципы сюжетосложения, их сочетание.
                3. Строение концентрического сюжета, его компоненты: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация,развязка.Соотношение сюжетных линий в многоперсонажном произведении,параллели и антитезы. Вставные сюжеты,мотивировки их введения.
                4. Аристотель о “составе происшествий” в трагедии и эпопее. Что такое “сплетенная  фабула” и почему  она предпочтительнее  других? Понятия перипетии, завязки и развязки  .
                5. Композиция изображения  сюжета :  нарушения хроникальной последовательности;чередование эпизодов в  произведении с несколькими сюжетными линиями ; различная степень детализации эпизодов, их “сценическое” или “внесценическое “ изображение и др.  Разграничение “сюжета” и “фабулы” в русской формальной школе  (В.Шкловский,Б.Томашевский ) : спорность терминологии  и  бесспорность,необходимость самого разграничения  аспектов анализа.
                6. Источники сюжетов : литературные и “жизненный материал”. Претворение  “протосюжетов” в “творческой  истории” произведения.  Обновление сюжетного фонда в реалистической  литературе.  Краткие сведения о заимствовании,или миграции сюжетов (Т.Бенфей, А.Н.Веселовский).В.Я.Пропп о “морфологии” волшебной сказки,развитие этого подхода  структуралистами.
                Лит.: Введение в литературоведение. С. 197-215.
                         Хализев В.Е. Сюжет // Русская словесность. 1994. № 5.
                         Белецкий А.И. Избр. труды по теории литературы. М., 1964. С. 90-118.
                      Добин Е.С.Жизненный материал и художественный сюжет.Л.,1958.
                         *Аристотель. Об искусстве поэзии. М.,1957 (параграфы 16-18,26).
                         * Буало Н. Поэтическое искусство.М.,1957 (песнь  3-я ).
                         *Веселовский А.Н. Поэтика сюжетов // Он же. Историческая поэтика. М.,1989.
                         *Шкловский В.Б.  О теории прозы. М.,1983. С.9-25.
                         * Пропп В.Я. Морфология сказки.Л.,1928. С.28-35.

 

 

               
                               КОМПОЗИЦИОННО-РЕЧЕВЫЕ   ФОРМЫ .
                               ПОВЕСТВОВАНИЕ, ОПИСАНИЕ, РАССУЖДЕНИЕ



1.Композиция изображения предметного мира,использование  трех   традиционно выделяемых композиционно-речевых форм:повествования (Narratio ), описания (Descriptio ), рассуждения.Содержание этих понятий  в современном  литературоведении: повествование как ведение речи вообще и как рассказ (сообщение )  об однократных действиях и событиях ; описание  как  изображение предметов  в их статике,а также многократно повторяющихся  действий; рассуждение и его  место в авторских “отступлениях”. Выделение названных форм в “риториках” и “поэтиках”,в разделе “Расположение” ( Dispositio ), их взаимопроникновение и условность разграничения  во  всех  родах   литературы.
   2. Основные способы повествования:от 1-го и от 3-го лица, использование  понятий: “всеведущий автор”, “личный повествователь”, “рассказчик” и “сказ”. Понятие “точка зрения”(англ.”Point of View”), вычленение  идеологической (идейной,оценочной), фразеологической, пространственной и временной точек  зрения.”Скользящая” точка зрения. Трудности интерпретации произведений с полисубъектной структурой повествования.
   3. “Прошедшее время” повествования, вытекающие отсюда возможности “сжимать” и “растягивать” время. Ретардации (замедления) повествования, связанные с описательными,сценическими (драматическими)эпизодами,с психологической детализацией,с авторскими рассуждениями и пр.  Ритм повествования в его воздействии на читателя.
   4. Описания  внешнего и внутреннего   мира. Пластика словесного изображения (портрет, пейзаж, интерьер ), передача комплекса ощущений.  Вопрос об изобразительных возможностях поэзии в истории эстетики (“Лаокоон...” Лессинга, критические замечания И.Гердера и др.).
Сложившиеся в истории литературы  виды описаний,системы условностей,использование  их как “кодов” в расчете на подготовленного читателя.
   5. Психологический анализ в произведениях. Виды психологизма: вербальный, косвенный, психологический анализ (в форме внутреннего монолога, несобственно-прямой “внутренней речи”). Понятия “диалектики души” и “потока сознания”,их возникновение.
   6. Произведение в целом как “письмо” автора читателям. Понятие адресата. Беседы автора с читателями, предисловия  и послесловия, примечания, опора на эти факультативные компоненты текста при интерпретации произведения, возможность мистификаций. Понятие “сильные позиции” текста,  заглавие произведения как “сильная позиция”. Роль заглавия в создании “горизонта ожидания” читателя, некоторые исторически сложившиеся типы заглавий.
                Лит.:Введение в литературоведение,С.70-73,220-221,226-240 ; * Эйхенбаум Б.М. Как сделана “Шинель” Гоголя// Он же. О прозе.Л., 1969 ; * Бахтин М.М. Слово в романе (гл. 1-я,3-я) // Он же. Вопросы литературы и эстетики. М.,1975 ; Успенский  Б.А. Поэтика композиции // Он же. Семиотика искусства. М.,1995 ; Толмачев В.М. Точка зрения // Современное зарубежное литературоведение. Энциклопедический справочник. М.,1996 ; Добин Е.С. Искусство детали // Он же. Сюжет и действительность. Искусство детали. Л.,1981 ; * Лессинг Г.Э. Лаокоон,или О границах  живописи и поэзии. М.,1957 ; Эпштейн М.Н. Природа, мир, тайник вселенной... Система пейзажных образов в русской поэзии. М.,1990 ; Есин А.Б. Психологизм // Русская словесность.1996.№ 1; Чернец Л.В. Художественная деталь // Русская словесность. 1997. № 6 ; Она же.  “Как слово наше отзовется...”Судьбы литературных произведений. М.,1995 (Введение) ; Ламзина А.В. Заглавие произведения  // Русская словесность. 1997. №  3.