СЮЖЕТ, ЕГО КОМПОЗИЦИЯ И ИСТОЧНИКИ
1. Термины “сюжет “ и “фабула” в истории литературоведения.
Сюжет как система событий и действий в произведении. Понятия “действие”,”событие”,”внутреннее
действие”.Важнейшие функции сюжета: воплощение конфликтов ; раскрытие
характеров,мотивировка их развития ; мотивировка связей между персонажами,
создание внешнего единства произведения (конструктивная функция).Понимание
единства произведения (трагедии,эпопеи) как единства действия в истории
эстетической мысли , концепция внутреннего единства в романтический и
постромантический период.
2. Членение сюжета на сюжетные линии,эпизоды, детали.Мотивы как
повторы деталей (внутри произведения и в “интертексте”). Концентрический и
хроникальный проинципы сюжетосложения, их сочетание.
3. Строение концентрического сюжета, его компоненты: экспозиция,
завязка, развитие действия, кульминация,развязка.Соотношение сюжетных линий в
многоперсонажном произведении,параллели и антитезы. Вставные сюжеты,мотивировки
их введения.
4. Аристотель о “составе происшествий” в трагедии и эпопее. Что
такое “сплетенная фабула” и почему она предпочтительнее других? Понятия
перипетии, завязки и развязки .
5. Композиция изображения сюжета : нарушения хроникальной
последовательности;чередование эпизодов в произведении с несколькими сюжетными
линиями ; различная степень детализации эпизодов, их “сценическое” или
“внесценическое “ изображение и др. Разграничение “сюжета” и “фабулы” в русской
формальной школе (В.Шкловский,Б.Томашевский ) : спорность терминологии и
бесспорность,необходимость самого разграничения аспектов анализа.
6. Источники сюжетов : литературные и “жизненный материал”.
Претворение “протосюжетов” в “творческой истории” произведения. Обновление
сюжетного фонда в реалистической литературе. Краткие сведения о
заимствовании,или миграции сюжетов (Т.Бенфей, А.Н.Веселовский).В.Я.Пропп о
“морфологии” волшебной сказки,развитие этого подхода структуралистами.
Лит.: Введение в литературоведение. С. 197-215.
Хализев В.Е. Сюжет // Русская словесность. 1994. № 5.
Белецкий А.И. Избр. труды по теории литературы. М.,
1964. С. 90-118.
Добин Е.С.Жизненный материал и художественный сюжет.Л.,1958.
*Аристотель. Об искусстве поэзии. М.,1957 (параграфы
16-18,26).
* Буало Н. Поэтическое искусство.М.,1957 (песнь 3-я ).
*Веселовский А.Н. Поэтика сюжетов // Он же.
Историческая поэтика. М.,1989.
*Шкловский В.Б. О теории прозы. М.,1983. С.9-25.
* Пропп В.Я. Морфология сказки.Л.,1928. С.28-35.
КОМПОЗИЦИОННО-РЕЧЕВЫЕ ФОРМЫ .
ПОВЕСТВОВАНИЕ, ОПИСАНИЕ, РАССУЖДЕНИЕ
1.Композиция изображения предметного мира,использование трех традиционно
выделяемых композиционно-речевых форм:повествования (Narratio ), описания (Descriptio
), рассуждения.Содержание этих понятий в современном литературоведении:
повествование как ведение речи вообще и как рассказ (сообщение ) об однократных
действиях и событиях ; описание как изображение предметов в их статике,а
также многократно повторяющихся действий; рассуждение и его место в авторских
“отступлениях”. Выделение названных форм в “риториках” и “поэтиках”,в разделе
“Расположение” ( Dispositio ), их взаимопроникновение и условность
разграничения во всех родах литературы.
2. Основные способы повествования:от 1-го и от 3-го лица, использование
понятий: “всеведущий автор”, “личный повествователь”, “рассказчик” и “сказ”.
Понятие “точка зрения”(англ.”Point of View”), вычленение идеологической (идейной,оценочной),
фразеологической, пространственной и временной точек зрения.”Скользящая” точка
зрения. Трудности интерпретации произведений с полисубъектной структурой
повествования.
3. “Прошедшее время” повествования, вытекающие отсюда возможности “сжимать” и
“растягивать” время. Ретардации (замедления) повествования, связанные с
описательными,сценическими (драматическими)эпизодами,с психологической
детализацией,с авторскими рассуждениями и пр. Ритм повествования в его
воздействии на читателя.
4. Описания внешнего и внутреннего мира. Пластика словесного изображения
(портрет, пейзаж, интерьер ), передача комплекса ощущений. Вопрос об
изобразительных возможностях поэзии в истории эстетики (“Лаокоон...” Лессинга,
критические замечания И.Гердера и др.).
Сложившиеся в истории литературы виды описаний,системы
условностей,использование их как “кодов” в расчете на подготовленного читателя.
5. Психологический анализ в произведениях. Виды психологизма: вербальный,
косвенный, психологический анализ (в форме внутреннего монолога,
несобственно-прямой “внутренней речи”). Понятия “диалектики души” и “потока
сознания”,их возникновение.
6. Произведение в целом как “письмо” автора читателям. Понятие адресата.
Беседы автора с читателями, предисловия и послесловия, примечания, опора на эти
факультативные компоненты текста при интерпретации произведения, возможность
мистификаций. Понятие “сильные позиции” текста, заглавие произведения как
“сильная позиция”. Роль заглавия в создании “горизонта ожидания” читателя,
некоторые исторически сложившиеся типы заглавий.
Лит.:Введение в литературоведение,С.70-73,220-221,226-240 ; *
Эйхенбаум Б.М. Как сделана “Шинель” Гоголя// Он же. О прозе.Л., 1969 ; * Бахтин
М.М. Слово в романе (гл. 1-я,3-я) // Он же. Вопросы литературы и эстетики.
М.,1975 ; Успенский Б.А. Поэтика композиции // Он же. Семиотика искусства.
М.,1995 ; Толмачев В.М. Точка зрения // Современное зарубежное
литературоведение. Энциклопедический справочник. М.,1996 ; Добин Е.С. Искусство
детали // Он же. Сюжет и действительность. Искусство детали. Л.,1981 ; * Лессинг
Г.Э. Лаокоон,или О границах живописи и поэзии. М.,1957 ; Эпштейн М.Н. Природа,
мир, тайник вселенной... Система пейзажных образов в русской поэзии. М.,1990 ;
Есин А.Б. Психологизм // Русская словесность.1996.№ 1; Чернец Л.В.
Художественная деталь // Русская словесность. 1997. № 6 ; Она же. “Как слово
наше отзовется...”Судьбы литературных произведений. М.,1995 (Введение) ; Ламзина
А.В. Заглавие произведения // Русская словесность. 1997. № 3.