Язык СМИ как объект междисиплинарного исследования


Современные средства массовой информации во многом определяют языковую, социально-психологическую и культурную ситуации в обществе. Информируя человека о состоянии мира и заполняя его досуг, СМИ оказывают влияние на весь строй его мышления, на стиль мировосприятия, на тип культуры сегодняшнего дня.

Обладая высоким престижем и самыми современными средствами распространения, язык СМИ, выполняет в "информационном обществе" роль своеобразной модели национального языка. Он во многом формирует литературные нормы, языковые вкусы и предпочтения.

С одной стороны, язык массовой коммуникации по-своему обогащает литературный язык, насыщая его оценочными оборотами, формируя отточенную, нередко афористическую речь. С другой стороны, нельзя не видеть негативной роли языка некоторых СМИ, изобилующего многообразными отступлениями от нормы, наводняющего речь жаргонизмами и иноязычными словами. В условиях снижения общей информационно-языковой и речевой культуры язык СМИ требует к себе особого внимания.

К общим чертам, характерным для языка массовой коммуникации в современном обществе, относят:
1) количественное и качественное усложнение конкретных сфер речевой коммуникации (устная публичная речь, газетно-публицистический стиль, специфика языка радио, телевидения, Интернета);
2) социокультурное разнообразие норм речевого поведения отдельных социальных групп, свойственное современной речевой коммуникации, которое находит отражение в языковой действительности масс-медиа;
3) демократизацию публицистического стиля и расширение нормативных границ языка СМИ;
4) "американизацию" языка массовой коммуникации;
5) следование речевой моде;
6) сознательный отход от литературно-языковой нормы.

Именно в СМИ происходят активные процессы изменения языковой нормы в рамках русского и других европейских языков. В связи с этим особенно остро встает вопрос о формировании высокой информационно-языковой культуры в обществе, о сохранении национальных языковых традиций и культуры речи.

Наряду с языком прессы в рамках текстов массовой коммуникации необходимо также рассматривать аудиовизуальный язык кино, язык радио и телевидения, язык рекламы, язык Интернета.

Изучение языка СМИ может быть продуктивным только при использовании методов различных отраслей знания, т.е. на междисциплинарном уровне, в тесном сотрудничестве филологов с журналистами, психологами, философами, социологами, политологами, кинематографистами.