Введение в историю русского языка (Языки Древней Руси) (семинар), ведёт Кислова Екатерина Игоревна

Первая страница из Остромирова Евангелия, древнейшего памятника письменности на Руси. 1056-1057гг. Почему "языки Древней Руси"? Разве в Древней Руси не было единственного языка - древнерусского? Правда, память подсказывает еще знакомые названия вроде "церковнославянский", "старославянский"… ну так разве это все - не одно и то же?.."
Так или почти так думает большинство людей, говорящих на русском языке. А на самом деле всё намного сложнее и интереснее. На нашем семинаре школьники узнают, например, о том, что существовала не одна, а две очень непохожих друг на друга азбуки, созданных для славянских народов, - глаголица и кириллица. И долгое время не было ясно, которую создал Кирилл-Константин и кто же создал другую. Ребята учатся читать и понимать тексты самых древних евангелий, отрывки из летописей и берестяные грамоты (например, они-то уже знают, как когда-то звучали буквы "Ъ" и "Ь"…); узнают, чем именно различались старославянский, церковнославянский и древнерусский языки, как языки развивались и как взаимодействовали друг с другом на протяжении веков.
Большое внимание уделяется общеисторической и общекультурной базе: мы изучаем, например, как именно создавались летописи и как это отражалось на их языке, как проходило обучение грамоте в школах в разные века и как это влияло на литературный язык. Мы обязательно уделяем внимание науке с красивым названием "палеография": смотрим, как изменялись начертания букв (например, вы ни за что не догадаетесь, как выглядела буква "В" в бытовых записях 16 века!), какие были стили письма в разные века и от чего это зависело, как в древности выделывали пергамент и как создавали первую бумагу…
Ещё мы читаем первые грамматики (как?.. вы еще не знаете, что за часть речи - причастодетие?..) и узнаем, в каком веке в текстах появились точки и запятые, когда и кем было сформулировано правило написания -нн-/-н- в суффиксах причастий и прилагательных (да-да! этому правилу, оказывается, почти 400 лет!). Несколько семинаров посвящены истории сопредельных славянских стран, связи определенных исторических событий и языковой ситуации (а вы всегда полагали, что история языка и история народа мало связаны?..).
Ещё мы обязательно обсуждаем существующие теории и гипотезы, развитие науки об истории языка и роль отдельных ученых… Мы и сами пытаемся писать небольшие научные работы и выступаем с ними на Дне науки Школы Юного Филолога. Например, в прошлом году Наташа Божанова (10 класс) написала работу по палеографическим особенностям текстов на иконах, а Вера Столярова (9 класс) - о том, как же все-таки воспринимали новгородцы в 11-15 веках "Новъгородъ" - как единое слово или все-таки как сочетание прилагательного Новъ и существительного городъ. А Вася Харитонов исследовал Интернет в поисках сайтов, на которых дается информация по истории языка…
"А зачем все это надо? Зачем мне знать, почему у глагола только формы прошедшего времени изменяются по родам, а все остальные - нет? Зачем мне знать, почему краткие формы прилагательных сейчас не используются как определения, хотя наши предки говорили и "красна девица", и "добр молодец"? И уж тем более - что в 11 веке в Новгороде писали друг другу влюблённые?.."
И не говорите! Сама каждый раз с удивлением спрашиваю пришедших в октябре школьников: "Зачем вам это?" Говорят - интересно. Говорят - хочется. Говорят - по-другому начинаешь воспринимать родной язык и родную историю…


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
"В течение многих лет по вечерам в аудитории Первого гуманитарного корпуса МГУ приходят юные любители словесности - те, кто через два-три года снова войдёт в эти аудитории уже в качестве студентов..." Подробнее...

"Школа Юного Филолога работает при филологическом факультете МГУ уже не первый десяток лет. Но творческий семинар для школьников возник при ней совсем недавно (не считая кратковременного опыта несколько лет назад) - минувшей зимой. Семинар был создан по инициативе "снизу" посреди учебного года: идея объединить пишущих школьников родилась у Маши Черных и Даши Трынкиной". Подробнее...