Фонетические основы стиховедения (От фонетики к стиховедению) (семинар), ведёт Естифеева Рива Арсеновна

В одной современной песне есть такие строки: "И каждый день - другая цель: / То стены гор, то горы стен..." Попробуем определить тип рифмы. Ну, гласный уж точно совпадает. А что делать с согласными? Неужели рифма здесь - только за счет гласного (т.н. рифма-ассонанс)?
Но когда мы слушаем эту песню, мы не замечаем принципиального отличия этой рифмы в от других в том же тексте. Наоборот, "небеса - глаза" производят впечатление большей небрежности.
Чтобы объяснить этот случай, обратимся к фонетике. Что общего, во-первых, у л и н, а во-вторых, у ц и ст, такого общего, что серьезную разницу между ними мы замечаем только на письме? И л, и н - сонорные, а ц и ст - практически один и тот же набор звуков, только в разном порядке. (Более подробные объяснения входят в 1 семестр предлагаемого курса).
Другой пример.
В общем виде ассонансом в поэтике называют звукопись при помощи гласных, например, повтор одного гласного. Классический, ходовой пример на ассонанс - строка "Отговорила роща золотая". Действительно, из 11 гласных строки на письме насчитываем 6 о. Но произнесем ее вслух. Никакого о, зато как много а! Можно подумать, что это таки ассонанс, только на а, а не на о
Снова обратимся к фонетике. Фонемный состав дает преобладание о, но за счет редукции и аканья в нашем произношении перевешивает а. Далее можно предположить, что поэт при создании текста ориентировался скорее на орфографию, чем на фонетику, благо примеров тому много.
Но возможно и другое объяснение. Известно, что в диалектных системах русского языка встречается не только аканье, но и оканье ("золотая" или "зълотая"), также сохранившееся в церковнославянском языке. Поэтому в крупных городах оканье может восприниматься как признак не просто провинциальности, но и народности, чистоты нравов и веры... А также то, что в кругу Городецкого - Клюева, откуда Есенин начинал восхождение к славе, утрированная провинциальность определяла и поведение, и само творчество. Поэты этого круга старательно окали, это было непременной составляющей их облика. И после Есенин строил свой поэтический облик в соответствии с таким началом ("Я последний поэт деревни..." и др.). "Отговорила роща золотая..." - текст поздний, но вполне вероятно, что напускное оканье на годы оставалось связанным с его поэтической биографией.
***
Филологию традиционно разделяют надвое: на лингвистику и литературоведение. Это отражается и на учебных планах, и на административном делении (кроме филологического, есть факультет иностранных языков, а в рамках самого филфака есть кафедры специально лингвистические и специально литературоведческие). В науке периодически предпринимаются попытки это размежевание преодолеть. Происходит это обычно со стороны грамматистов, впрочем, появляются и концепции фоно-, лингвостилистики...
Меня также заинтересовала фонетическая сторона поэтического языка - впрочем, не столько научно, сколько методически. С одной стороны, это позволяет "обкатать" фонетику на строго определенном материале (важном и интересном). С другой - дать обоснование некоторым традиционным терминам поэтики, показать, откуда "растут ноги" у явлений поэтического языка (рифма, звукопись, метрика).
***
Адресация аудитории, состоящей из школьников невыпускных классов, диктует отбор изучаемого материала. Если набор рассматриваемых элементов стиховедения ограничивается в основном критериями нужности и сложности, то в фонетике отбор происходит на уровне разделов этой науки.
Акустическая фонетика - раздел специфический, более подходящий для университетского курса фонетики. Рамки моего курса позволяют ограничиться лишь артикуляционной фонетикой и элементами фонологии (в основном это само понятие фонемы, насколько оно требуется для разбора примеров, подобных тем, которые мы привели выше).
Важную роль в курсе играет орфография - особенно отдельные исторические коллизии (буква ять, происхождение звука "о после мягкого"), необходимые для понимания отдельных явлений поэтического языка и современной орфографии.
***
Итак, для моего курса можно выделить две задачи - общую концептуальную и частную практическую. Концептуальная - обозначить одну из областей, где сопрягаются литературоведение и лингвистика. Практическая - научить слушателей курса находить ассонанс и рифму там, где они есть, и не находить там, где их нет. Побочная - улучшить умение транскрибировать текст и определять основные особенности поэтического текста.
Во втором семестре текущего года я планирую, кроме того, давать какие-то небольшие научные статьи для конспектирования, т.к. опыт показал необходимость такого вида работы.
***
Форма работы - преимущественно семинарская. Форма отчетности - устно-письменная, по билетам, составленным на основе:
списка вопросов, разбираемых в течение семестра; список раздается на первых же занятиях;
списка заданий на применение пройденного материала, также в основном разбираемых на занятиях.

Вероятно, в этом учебном семестре в отчетность войдут и освоенные статьи (если метод приживется).
Список вопросов и заданий прилагается.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
"В течение многих лет по вечерам в аудитории Первого гуманитарного корпуса МГУ приходят юные любители словесности - те, кто через два-три года снова войдёт в эти аудитории уже в качестве студентов..." Подробнее...

"Школа Юного Филолога работает при филологическом факультете МГУ уже не первый десяток лет. Но творческий семинар для школьников возник при ней совсем недавно (не считая кратковременного опыта несколько лет назад) - минувшей зимой. Семинар был создан по инициативе "снизу" посреди учебного года: идея объединить пишущих школьников родилась у Маши Черных и Даши Трынкиной". Подробнее...