Кольчугина Анастасия (10 класс), «Зрительное восприятие мира в стихах и прозе Иосифа Бродского». Семинар: «Иосиф Бродский: творчество и судьба». Руководитель – Полторацкая Анастасия Юльевна
Одно из качеств, присущих Бродскому – исключительная наблюдательность. Об этом можно судить по его стихам и прозе, по воспоминаниям современников и, что наиболее достоверно, по автохарактеристике. В эссе «Набережная неисцелимых» Бродский пишет: «Я не праведник… и не мудрец; не эстет и не философ. Я просто нервный, в силу обстоятельств и собственных поступков, но наблюдательный человек. … Поэтому нижеследующее связано скорее с глазом, чем с убеждениями, включая и те, которые касаются композиции рассказа. Глаз предшествует перу, и я не дам второму лгать о перемещениях первого…». Наблюдательность автора проявляется в его произведениях, прежде всего в описаниях. Бродский создаёт яркие зрительные образы; пример – его изображение Венеции: «…город, особенно ночью, напоминает гигантский оркестр, с тускло освещёнными пюпитрами палаццо, с немолчным хором волн, с фальцетом звезды в зимнем небе». В стихах Бродского присутствуют и неожиданные сравнения: …Точно Тезей из пещеры Миноса, выйдя на воздух и шкуру вынеся, не горизонт вижу я – знак минуса к прожитой жизни. Острей, чем меч его, лезвие это, и им отрезана лучшая часть. … Он внимателен к окружающему миру и точно выражает увиденное в стихах, «глаз предшествует перу». Стихотворения Бродского зачастую описывают множество деталей, относящихся к внешней обстановке, интерьеру и т. п. Несмотря на это, в них сохраняется целостность, из частностей складывается общая картина. Рассмотрим стихотворение «Я обнял эти плечи и взглянул…»: Я обнял эти плечи и взглянул на то, что оказалось за спиною, и увидал, что выдвинутый стул сливался с освещённою стеною. Был в лампочке повышенный накал, невыгодный для мебели истёртой, и потому диван в углу сверкал коричневою кожей, словно жёлтой. Стол пустовал. Поблескивал паркет. Темнела печка. В раме запылённой застыл пейзаж. И лишь один буфет казался мне тогда одушевлённым. Но мотылёк по комнате кружил, и он мой взгляд с недвижимости сдвинул. И если призрак здесь когда-то жил, то он покинул этот дом. Покинул. Здесь нет ни слова о переживаниях лирического героя, только подробно изображёно то, что он видит – мебель, интерьер комнаты. Тем не менее, общее настроение передается вполне определённо. При всём внимании к подробностям, стихотворение не «рассыпается» на отдельные детали. Поэт замечает каждую мелочь, не теряя из виду целое. Такое восприятие возможно, только если автор занимает отстранённую позицию, спокойно наблюдает за происходящим. Это, говоря словами С. Лурье, «взгляд на ситуацию из другой, объемлющей её: взгляд на любовь из неизбежной вечной разлуки, на собственную молодость – из последнего одиночества, на родной город – со снежного облака. Взгляд на самого себя издали, со стороны, с другого края судьбы». Такая отстранённая позиция характерна для поэзии Бродского; о чём бы ни шло повествование, он выступает как наблюдатель. Даже о себе он пишет, как бы глядя со стороны, и предельно обобщённо. Яркий пример – стихотворение «В озёрном краю», которое описывает настоящее автора в прошедшем времени, как воспоминание: В те времена в стране зубных врачей, чьи дочери выписывают вещи из Лондона, чьи стиснутые клещи вздымают вверх на знамени ничей Зуб Мудрости, я, прячущий во рту развалины почище Парфенона, шпион, лазутчик, пятая колонна гнилой цивилизации – в быту профессор красноречия, - я жил в колледже возле главного из Пресных Озёр, куда из недорослей местных был призван для вытягиванья жил. Всё то, что я писал в те времена, сводилось неизбежно к многоточью. Я падал, не расстёгиваясь, на постель свою. И ежели я ночью отыскивал звезду на потолке, она, согласно правилам сгоранья, сбегала на подушку по щеке быстрей, чем я загадывал желанье. Судя по словам «в те времена» и по спокойному, отстранённому тону можно подумать, что это стихотворение о далёком прошлом автора. Но написано оно было в 1972 году, когда Бродский только приехал в США, значит, он повествует о настоящем или о ближайшем будущем. Бродский следит за всем, что происходит, беспристрастно, ничему особенно не удивляясь. Но это не значит, что его поэзия лишена эмоций, что в ней присутствует один холодный рассудок. Ощущение некоторой холодности возникает из-за того, что стихи Бродского прямо не говорят о чувствах, эмоции в них играют второстепенную роль. На первый план выходит интеллект, проявляющийся во всём, вплоть до описаний. Объяснением такого подхода, на мой взгляд, можно считать фразу из его эссе «Набережная неисцелимых»: «Я давно пришёл к выводу, что не превращать свою эмоциональную жизнь в пищу – это добродетель». И далее: «Работы всегда вдоволь, не говоря о том, что вдоволь внешнего мира…». Именно внешний мир во всех его проявлениях является для поэта важнейшим источником впечатлений, «пищей» для творчества и для размышлений. При этом, естественно, главная роль в восприятии окружающего мира принадлежит зрению. Многие размышления, основанные на наблюдениях, собраны в эссе «Набережная неисцелимых». В нём Бродский рассказывает о Венеции, о своих неоднократных приездах в этот город и о впечатлениях, с ним связанных. При этом он часто упоминает зрение, высказывает свои идеи, касающиеся зрительного восприятия. Они не случайно связаны именно с Венецией. «Ибо это город для глаз; остальные чувства играют еле слышную вторую скрипку». Здесь же приведён «трактат об автономности зрения» - так Бродский, со свойственной ему самоиронией, назвал своё рассуждение о красоте и её восприятии. Вот как этот «трактат» формулируется: «Глаз – наиболее самостоятельный из наших органов. Причина в том, что объекты его внимания неизбежно размещены вовне. Кроме как в зеркале глаз себя никогда не видит. Он закрывается последним, когда тело засыпает. Он остаётся открыт, когда тело разбито параличом или мертво. Глаз продолжает следить за реальностью при любых обстоятельствах, даже когда в этом нет нужды. Спрашивается «почему?», и ответ: потому, что окружение враждебно. Взгляд есть орудие приспособления к окружающей среде, которая остаётся враждебной, как бы хорошо к ней ни приспособиться. Враждебность окружения растёт пропорционально длительности твоего в нём присутствия… Короче, глаз ищет безопасности. Этим объясняется пристрастие глаза к искусству вообще и к венецианскому в частности. Этим объясняется тяга глаза к красоте, как и само её существование. Ибо красота утешает, поскольку она безопасна. Она не грозит убить, не причиняет боли… Когда глазу не удаётся найти красоту (она же утешение), он приказывает телу её создать… красота – всегда снаружи; … она – исключение из правил. Вот это – её местоположение и её исключительность – и заставляет глаз бешено рыскать или – говоря рыцарским слогом – странствовать. Ибо красота есть место, где глаз отдыхает. Эстетическое чувство – двойник инстинкта самосохранения и надёжнее этики. Главное орудие эстетики, глаз, абсолютно самостоятелен». Мысль о том, что эстетика надёжнее, выше этики чрезвычайно важна для Бродского. Эта идея не нова. В Нобелевской лекции он, рассуждая об эстетике, упоминает Платона, который приравнивал Красоту к Добру и Разуму и знаменитую фразу Достоевского «Мир спасёт красота». Бродский в лекции связывает эстетику с искусством, с формированием вкуса, в частности литературного: «Чем богаче эстетический опыт индивидуума, чем твёрже его вкус, тем чётче его нравственный выбор, тем он свободнее…». В приведённом же отрывке из эссе он обращает внимание на связь между эстетическим чувством и зрительным восприятием, называет глаз «главным орудием эстетики». Таким образом, его убеждение о том, что «эстетика – мать этики» во многом основано на особом понимании механизма зрительного восприятия.
|
|
ОБРАТИТЕ
ВНИМАНИЕ!
Фотографии
Здесь вы можете найти список докладчиков и тем докладов, сделанных на Дне науки в 2007 году
в 2006 году
в 2005 году
в 2004 году в 2003 году в 2002 году в 2001 году
"Школа Юного Филолога работает при филологическом факультете МГУ уже не
первый десяток лет. Но творческий семинар для школьников возник при ней
совсем недавно (не считая кратковременного опыта несколько лет назад)
- минувшей зимой. Семинар был создан по инициативе "снизу" посреди учебного
года: идея объединить пишущих школьников родилась у Маши Черных и Даши
Трынкиной". Подробнее... |