Кольчугина Анастасия (9 класс), «Времена года в творчестве Иосифа Бродскогo». Семинар: «Иосиф Бродский: творчество и судьба». Руководитель – Полторацкая Анастасия Юльевна
Как известно, И.Бродский был сторонником независимых взглядов. Он стремился во всём избегать стереотипов, и его стихи – яркое тому подтверждение. Выбор тем, стиль изложения, язык – всё в них отражает авторскую философию, авторское понимание мира. Это проявляется, в том числе, в его описаниях природы. Наверное, нет такого поэта, в творчестве которого не нашла бы отражения тема природы, и Бродский – не исключение. Но, если многие другие поэты рисуют в стихотворениях яркие картины природы, описывают свои впечатления от увиденного, то у Бродского природа никогда не становится главной темой, самоцелью стихотворения. Она неразрывно связана с душевным состоянием автора или описываемого героя, к тому же является неким мостиком, приводящим от описаний к размышлениям, либо к воспоминаниям. Часто образы природы имеют также символический и философский смысл. Во многих стихотворениях Бродского встречаются указания на время года. Чаще всего это – короткие фразы: «Во вторник начался сентябрь», «Ночь. Шуршание снегопада» или «Март на исходе». Есть также несколько произведений, в которых автор более подробно пишет о том или ином сезоне; основные из них – это «Эклога 4-ая (зимняя)» и «Эклога 5-ая (летняя)». Проанализировав настроения этих и других стихотворений, затронутые в них темы, можно понять, как относился Бродский к каждому времени года, какие мысли и ассоциации они у него вызывали.
Говоря о временах года, нельзя не упомянуть о Времени. Эти два понятия тесно связаны между собой; а восприятие человеком времени во многом определяет его философские взгляды. Тема Времени играет важную роль в творчестве Бродского. Его стихотворные строчки часто навевают размышления о времени: Остановись, мгновенье! Ты не столь прекрасно, сколько ты неповторимо. - такими словами заканчивается стихотворение «Зимним вечером в Ялте». Попытки «остановить мгновенье» характерны для ранних стихов Бродского, написанных до эмиграции. («В новой жизни мгновенью не говорят «постой»: /остановившись, оно быстро идёт насмарку». «Новая жизнь», 1988 г.) В более позднем творчестве время претерпевает различные трансформации, например: Вчера наступило завтра, в три часа пополудни. Сегодня уже «никогда», будущее вообще. (Стихотворение «Из Альберта Эйнштейна», написанное в 1994 году.) Время часто связывается с пространством, например, в стихотворении «Письмо в бутылке»: Время – волна, а пространство – кит. Время ставится выше пространства, а язык в свою очередь – выше времени. В эссе «Поклониться тени» Бродский приводит следующий фрагмент из стихотворения Уистана Одена: Время, которое нетерпимо К храбрым и невинным И быстро остывает К физической красоте, Боготворит язык и прощает Всех, кем он жив… Бродский так описывает своё впечатление от этой фразы: «Я помню, как я сидел в маленькой избе, глядя через квадратное, размером с иллюминатор, окно на мокрую, топкую дорогу с бродящими по ней курами, наполовину веря тому, что я только что прочёл, наполовину сомневаясь, не сыграло ли со мной шутку моё знание языка.… Полагаю, я просто отказывался верить, что ещё в 1939 году английский поэт сказал: «Время… боготворит язык» - и тем не менее мир вокруг остался прежним». Это стихотворение Одена сильно повлияло на мировоззрение Бродского. Оно упоминается даже в «Нобелевской лекции»: «Поэт… есть средство существования языка. Или, как сказал великий Оден, он – тот, кем язык жив». Связь между поэзией и временем Бродский определяет так: …При всём своём сиротстве поэзия основана на сходстве бегущих вдаль однообразных дней.
В той же «Нобелевской лекции» он говорит, что при написании стихов мысль поэта «заходит дальше, чем он рассчитывал. Это и есть тот момент, когда будущее языка вмешивается в его настоящее». Кроме того, стихосложение, как и любое творчество – в каком-то смысле способ преодоления времени, путь к бессмертию. Эта идея также важна для Бродского. В отличие от Времени вообще, времена года – более определённое понятие. Их восприятие зависит от личных предпочтений и вкусов, но в какой то степени и оно основывается на понимании человеком Времени. Любимое время года Бродского – зима. Вот строчки из его эссе «Набережная неисцелимых»: «…зима – абстрактное время года; бедное красками… и щедрое на императивы холода и короткого светового дня. Эти вещи настраивают глаз на внешний мир с энергией большей, чем у электрической лампочки, которая снабжает тебя по вечерам чертами лица. Если это время года и не всегда усмиряет нервы, оно всё-таки подчиняет их инстинктам: красота при низких температурах – настоящая красота». Следует также учитывать, что отец Бродского был фотографом, и сам поэт воспринимает мир в основном через зрительный образ. А зимой природа больше чем когда-либо похожа на чёрно-белую фотографию. Не случайно исследователь Дмитрий Леонидович Лакербай сравнивает стихи Бродского с кадрами киноленты. Основные темы «зимних» стихотворений Бродского – размышления о времени, жизни и смерти, вечности. Они присутствуют, например, в стихотворении 1965 г. «На смерть Т.С. Элиота»: Он умер в январе, в начале года. Под фонарём стоял мороз у входа. Не успевала показать природа ему своих красот кордебалет. От снега стёкла становились уже. На перекрёстках замерзали лужи. Под фонарём стоял глашатай стужи. И дверь он запер на цепочку лет. Своё понимание зимы Бродский выразил в «Эклоге 4-ой (зимней)». В этом произведении каждая строчка напоминает о существовании времени, причём оно отождествляется с холодом: «Время есть холод». Частично эта идея объясняется следующими словами: В феврале чем позднее, тем меньше ртути. Т.е. чем больше времени, тем холоднее… Идея, что холод олицетворяет собой время, лежит в основе всей эклоги. Человек оказывается единственной преградой между холодом и временем, а космос – местом, где эти понятия сливаются воедино: В сильный мороз даль не поёт сиреной. В космосе самый глубокий выдох не гарантирует вдоха, уход – возврата. Время есть мясо немой Вселенной. Там ничего не тикает. Даже выпав из космического аппарата, ничего не поймаете: ни фокстрота, ни Ярославны, хоть на Путивль настроясь. Вас убивает на внеземной орбите отнюдь не отсутствие кислорода, но избыток Времени в чистом, то есть без примеси вашей жизни виде. При таком понимании холода, очевидно, что зимой окружающая температура постоянно напоминает о времени. Это ещё одно объяснение того, что Бродский предпочитает зиму другим временам года. Отдельную страницу в творчестве Бродского занимает цикл Рождественских стихотворений. В них традиционный Библейский сюжет сочетается с философскими размышлениями, как, например, в стихотворении «1 января 1965 года»:
Волхвы забудут адрес твой. Не будет звёзд над головой. И только ветра сиплый вой расслышишь ты, как встарь. Ты сбросишь тень с усталых плеч, задув свечу, пред тем как лечь. Поскольку больше дней, чем свеч, сулит нам календарь. Что это? Грусть? Возможно, грусть. Напев, знакомый наизусть. Он повторяется. И пусть. Пусть повторится впредь. Пусть он звучит и в смертный час, как благодарность уст и глаз тому, что заставляет нас порою вдаль смотреть. И молча глядя в потолок, поскольку явно пуст чулок, поймёшь, что скупость – лишь залог того, что слишком стар. Что поздно верить чудесам. И, взгляд подняв свой к небесам, ты вдруг почувствуешь, что сам – чистосердечный дар.
В «зимних» стихотворениях часто упоминается снег. У Бродского это понятие приобретает глубокий, сокровенный смысл. Возможно, из-за своей белизны, снег для него – что-то неземное, он появляется «как из небытия». В «Эклоге 4-ой» снег – «сухая, сгущённая форма света». А в стихотворениях «Осенний крик ястреба» и «Муха» он фигурирует как символ бесконечности, бессмертия. Снег – временное явление. Это также напоминает о времени, а ещё – о скоротечности жизни. Например, стихотворение «Разговор с небожителем» заканчивается такими словами: …Апрель. Страстная. Всё идёт к весне. Но мир ещё во льду и в белизне. И взгляд младенца, ещё не начинавшего шагов, не допускает таянья снегов. Но и не деться от той же мысли – задом наперёд – в больнице старику в начале года: он видит снег и знает, что умрёт до таянья его, до ледохода.
Судя по стихам, приход весны вызывает у Бродского смешанные чувства; скорее грусть, чем радость. Даже в строчках: Март на исходе. Радостная весть: день удлинился. Кажется, на треть. из стихотворения «Посвящается стулу» слышится горькая ирония. Она же присутствует и в более раннем произведении «Стихи в апреле»: В эту зиму с ума я опять не сошёл. А зима, глядь, и кончилась. Шум ледохода и зелёный покров различаю. И, значит, здоров. С новым временем года поздравляю себя… В стихах, написанных весной, ощущается глубокое разочарование. Разочарование в любви, в друзьях, в жизни вообще. Возможно, в это время года, с пробуждением природы, вспоминаются и все былые переживания, несбывшиеся надежды.
Лето также не вызывает у Бродского особой симпатии. Этот сезон – время отдыха, расслабления. В природе всё спокойно, и желания о чём-либо думать не возникает. Лето! пора… тишины объятых сонным покоем лесных лужаек, где в полдень истома глаза смежает. «Эклога 5-я (летняя)» В этом и в других «летних» стихотворениях сравнительно немного размышлений, философии, они носят скорее описательный характер. Так, если в «зимней эклоге» речь идёт в основном о времени, то в «летней эклоге» оно не упоминается вообще. Большее внимание в ней уделяется зрительным образам, причём создаётся впечатление, что автору неинтересно всё то, что он видит; ясно представляется, как он окидывает пространство скучающим взглядом: …и в верхотуре только журавль, а не вестник бури. Слава нормальной температуре! – на десять градусов ниже тела. Слава всему, до чего есть дело. Всему, что ещё вам не надоело! Рубашке, болтающейся, подсохнув, панаме, выглядящей как подсолнух, вальсу издалека «На сопках».
Лето для Бродского скучно, в том числе, и из-за огромного количества зелени, ведь известно, что он стремился избегать любой повторяемости. В эссе «Меньше единицы» он пишет: «Почему-то прошлое не дышит такой чудовищной монотонностью, как будущее. Будущее, ввиду его обилия, - пропаганда. Также и трава». В той же «Эклоге 5-ой» есть такие слова: … Душный июль! Избыток зелени и синевы – избитых форм бытия. Подобное однообразие, монотонность, в сочетании с рассеянностью мыслей, быстро утомляют. Об этом Бродский пишет в стихотворении из цикла «Часть речи»: Я не то что схожу с ума, но устал за лето. За рубашкой в комод полезешь, и день потерян. Поскорей бы, что ли, пришла зима и занесла всё это – города, человеков, но для начала зелень.
В этом смысле наступление осени – важное событие. Пока зеленеет трава и светит солнце, обстановка не настраивает на размышления, но увядание природы – повод задуматься. В «осенних» стихах Бродского затрагиваются серьёзные темы; одна из главных – тема одиночества. Она лежит в основе стихотворения «Июльское интермеццо»: ...Приближается осень, какая по счёту, приближается осень, новая осень незнакомо шумит в листьях, вот опять предо мною проезжают, проходят ночью, в белом свете дня красные, неизвестные мне лица. В этом стихотворении чувство одиночества связано с воспоминаниями: …знакомые, случайные соседи этажом выше, наши однокашники, наши учителя – да, все вместе, - почему я их больше не вижу, куда они все исчезли… …Неужели все они мертвы, неужели это правда, каждый, кто любил меня, обнимал, так смеялся, неужели я не услышу издали крик брата, неужели они ушли, а я остался. Это ощущение покинутости возникает именно осенью. Природа в это время года как нельзя лучше иллюстрирует, а, возможно, и вызывает такое настроение. Вообще, осенью Бродский чаще, чем когда-либо обращает внимание на связь между человеком и природой. Особенно это заметно в ранних стихотворениях, таких как «Сад», «Проплывают облака» и «Новые стансы к Августе»: Во вторник начался сентябрь. Дождь лил всю ночь. Все птицы улетели прочь. Лишь я так одинок и храбр, что даже не смотрел им вслед. Пустынный небосвод разрушен, дождь стягивает просвет. Мне юг не нужен. Чувство разочарования, безысходности, выраженное во многих произведениях Бродского, также особенно ярко проявляется в его «осенних» стихотворениях.
Таким образом, с каждым временем года у поэта связаны свои настроения, мысли и ассоциации. Зимой главенствующую роль играет тема времени, летом – повторяемость, однообразие, утомлённость, а весной и осенью – воспоминания, вызывающие чувство одиночества, разочарования, бессмысленности жизни. Анализ стихотворений на эти темы позволяет нам лучше понять философию и оценить масштаб личности И. Бродского.
|
|
ОБРАТИТЕ
ВНИМАНИЕ!
Фотографии
Здесь вы можете найти список докладчиков и тем докладов, сделанных на Дне науки в 2007 году
в 2006 году
в 2005 году
в 2004 году в 2003 году в 2002 году в 2001 году
"Школа Юного Филолога работает при филологическом факультете МГУ уже не
первый десяток лет. Но творческий семинар для школьников возник при ней
совсем недавно (не считая кратковременного опыта несколько лет назад)
- минувшей зимой. Семинар был создан по инициативе "снизу" посреди учебного
года: идея объединить пишущих школьников родилась у Маши Черных и Даши
Трынкиной". Подробнее... |