Работа со студентами
Кафедра русского языка является базовой для отделения русского языка и литературы: именно ее преподаватели читают на этом отделении основные лекционные курсы, руководят курсовыми и дипломными работами будущих лингвистов. Каждый студент-русист, в какой бы области он ни специализировался, за пять лет обучения проходит полный цикл исторических дисциплин – от старославянского языка до истории русского литературного языка; получает необходимые знания в области диалектологии, палеографии и этимологии; слушает лекции и посещает семинары по современному русскому языку – от фонетики до стилистики и грамматики текста. Практические навыки, необходимые сегодня филологу, студенты приобретают, изучая методику преподавания русского языка и компьютерную лексикографию.
Широкий спектр научной проблематики, разрабатываемой на кафедре, отражается и в многообразии тем спецкурсов и спецсеминаров. Это «Грамматический строй и лексический состав старославянского языка» (Н. М. Елкина) и «Русский язык конца ХХ столетия» (О. Г. Ревзина), «Словообразовательная система русского языка в ее историческом развитии» (Л. А. Илюшина) и «Вопросы коммуникативного словообразования» (Е. В. Клобуков), «Вопросы эволюции нормы литературного (церковнославянского) языка допетровской эпохи» (М. Л. Ремнева) и «Вопросы лингвистической прагматики» (Е. Б. Степанова), «Аналитическое чтение научной литературы» (Г. А. Золотова) и «Славянская этнолингвистика» (С. М. Толстая), «Лингводидактика Пушкина» (А. В. Степанов) и «Русский звучащий диалог: система и индивидуальная реализация» (М. Г. Безяева) и др.
В последнее время на кафедре каждый год защищается по 35–40 дипломов. Их темы свидетельствуют не только об интересе студентов к самым различным аспектам науки о языке, но и о том, насколько органично сочетаются на кафедре традиции и самые последние новации. Так, под руководством М. В. Всеволодовой защищаются дипломные работы, посвященные различным аспектам денотативной структуры, коммуникативным реализациям предложения и другим проблемам функционального синтаксиса. Ученики О. Н. Григорьевой проводят исследования языка средств массовой информации, стилистических инноваций, создают языковые портреты современных носителей русского языка. Широкий диапазон тем охватывают работы, выполненные в спецсеминаре М. Н. Шевелевой: от семантики и функционирования местоимений в летописном тексте до анализа форм прошедшего времени в местных севернорусских житиях. Дипломники В. Н. Прохоровой занимаются изучением лексико-семантических групп и фразологизмов русского языка.
Какие бы серьезные проблемы современной лингвистики ни решались на кафедре, в центре внимания неизменно остаются студенты, которые тоже имеют возможность попробовать себя в роли исследователей: не просто написать курсовую или диплом, но и поучаствовать в конкурсе курсовых работ или выступить с докладом на Дне науки (секция русского языка традиционно самая представительная: в 2000 г. было обсуждено 32 студенческих доклада). К сбору реального языкового материала студенты приобщаются в экспедициях – на диалектологической практике. Другие виды практики – компьютерная и педагогическая (в средней школе) – предстоят им на старших курсах.
Традиционно складываются научные кружки вокруг известных филологов, преподающих на кафедре. Студентов, аспирантов и преподавателей объединял синтаксический семинар проф. В. А. Белошапковой. Сейчас студенты, аспиранты и преподаватели вместе работают в диалектологическом кабинете, в компьютерной лаборатории у А. А. Поликарпова, в группе акад. Ю. Д. Апресяна.
В оглавление.
К следующему фрагменту истории.
О кафедре