Конференция

«Литература и медиа: меняющийся облик читателя»

(24–25 октября 2007)

Чтение литературного (художественного) текста как общераспространенная практика — это порождение «культуры печати». В XVIII–XX столетиях литература стала главной составляющей национального культурного канона и системы образования. В это же время складывается представление о культурно престижной «норме» литературного чтения, которая прививается школой всех уровней, но критической проблематизации открывается редко. Чаще всего она характеризуется негативно — как противоположность «легкого», «массового», «детского», «наивного» и пр. чтения, о котором мы опять-таки знаем мало. Между тем диверсификация чтения актуальна сегодня как никогда, она поддерживается коммерческими практиками, новыми медийными технологиями и требует изучения.

Традиционные функции литературы (как средства трансляции социального знания, игры, воображаемого эксперимента, рефлексии, развлечения и т. д.) все шире перенимаются новыми медиа. Контакт с литературным произведением посредуется и дополняется (предваряется или развивается) экранным изображением, звучащим словом, кинетикой жеста, энергетикой живого исполнения. При этом меняются привычные читательские установки и в целом самосознание читателя как адресата текста. В то же время многовековой опыт литературы как «медиума» воображения наследуется и используется виртуальными практиками.

Медиа, таким образом, интенсивно прорастают в литературный / художественный текст и прирастают к литературному тексту. Книга почти буквально «выворачивается наизнанку» — навстречу «еще-не-читавшим» или «уже-прочитавшим» (зрителям, слушателям, участникам игровых действ). Возникают новые модели рецептивного поведения — возможно, новая антропология чтения. Иными эти процессы оплакиваются — как чреватые необратимыми культурными утратами, иными прославляются — как зона креативного прорыва и новаторского эксперимента. Задача конференции — осмыслить актуальную ситуацию разрыва, наследования и обновления, вектор происходящих перемен, роль в ней читателя как культурного субъекта и героя.

Общую тему первого дня конференции можно определить так: как мультимедийный контекст, формирующий среду обитания современного человека, наращивает свое представительство внутри литературного текста и как это обстоятельство сказывается на практиках чтения, типологии читательского поведения?

Во время Круглого стола предметом обсуждения стали еще и такие проблемы: медийность как фактор литературного воображения; как медийный опыт (опыт визуальной, аудиальной, тактильной коммуникации) репрезентируется в «традиционном» тексте; эстетический потенциал «медийной составляющей» литературного текста; опыт ее литературоведческого описания и перспективы культурологического исследования; поэзия и видеоклипы (просмотр и обсуждение); как в видео-среде меняются функции автора и читателя поэтического текста; что такое «читатель-как-зритель».

На второй день работы конференции обсуждался вопрос, как сложившиеся конвенции литературного чтения соотносятся с новейшими практиками медийного восприятия («расширяются» ими, трансформируются, обыгрывается и т. д.). С лекцией «Медиализация литературы и сообщества читателей» выступил Дана Джойя — поэт, Президент Национального фонда искусств США.

Т. Д. Венедиктова

© Филологический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова, 2007–2008