ДУНАЕВА
ЛАРИСА АНАТОЛЬЕВНА
http://istina.msu.ru/profile/dunaevalar/
Профессор кафедры русского языка для иностранных учащихся гуманитарных факультетов филологического факультета, доктор педагогических наук, профессор, заместитель декана филологического факультета по инновационной деятельности, директор Головного центра тестирования иностранных граждан МГУ имени М. В. Ломоносова.
Сфера научных интересов: теория и методика преподавания русского языка как родного, неродного и иностранного, сертификационное тестирование, лингводидактическая информатика, теория учебника.
Член рабочих групп:
– по разработке концепции преподавания родных языков народов Российской Федерации Министерства просвещения РФ;
– по разработке проекта концепции подготовки учителя словесности и его профессиональной аттестации Общества русской словесности;
– по языковой политике Федерального учебно-методического объединения в системе высшего образования по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки 45.00.00 Языкознание и литературоведение.
Член комиссии Министерства науки и высшего образования Российской Федерации по разработке методического обеспечения проведения экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации и контрольных измерительных материалов для его подготовки и проведения.
Член экспертной группы приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования» по направлениям «Международная сертификация и аккредитация российских образовательных программ» и «Комплекс мер по поддержке российских школьников, оказавшихся в других странах».
Член экспертного совета Высшей аттестационной комиссии по педагогике и психологии при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации (2011—2019).
Член Ученого совета филологического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова.
Член диссертационных советов:
– МГУ.10.13, МГУ имени М. В. Ломоносова;
– Д 212.154.27 при Московском педагогическом государственном университете.
Член редколлегий:
– журнала «Профессорский журнал. Серия: Русский язык и литература: изучение и преподавание»;
– журнала «Научное обозрение: гуманитарные исследования» (включен в список ВАК);
– сборника научных и научно-методических статей «Язык, литература, культура: Актуальные проблемы изучения и преподавания».
В 1999 г. принимала участие в работе Совета по русскому языку при Президенте РФ (Рабочая группа по русскому языку как неродному, руководитель проф. Г. Г. Городилова).
Награждена Почетной грамотой руководства Казахстанского филиала МГУ за значительный вклад в развитие Филиала с вручением памятной медали.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ БИОГРАФИЯ
В 1982 году окончила филологический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова (отделение «Русский язык как иностранный»). В 1987—1989 – преподаватель русского языка как иностранного Института повышения квалификации Госкоминтуриста СССР, в 1990—1999 — ассистент, старший преподаватель, доцент МПГУ, в 1999—2003 — преподаватель Высшей педагогической школы Парижа (Ecole Normale Supérieure, Paris, France). В 2004—2009 — доцент, с 2009 года профессор кафедры русского языка для иностранных учащихся гуманитарных факультетов филологического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова.
Читает курсы лекций «История, теория и методика обучения иностранному языку», «Современные концепции учебника РКИ», «Информационно-коммуникационные технологии в преподавании РКИ», «Психолого-педагогические аспекты обучения РКИ с использованием информационно-коммуникационных технологий», «Лингводидактическое тестирование: теория и практика» и др.; ведет занятия по русскому языку в группах иностранных аспирантов гуманитарных факультетов МГУ.
Автор более 140 публикаций, из них 4 монографии, 55 учебников и учебных пособий (2 имеют гриф Минобразования России, 6 отмечены дипломами и призами международных и всероссийских выставок).
Руководитель и участник более 20 федеральных и международных научно-практических проектов. Руководитель НИР «Научно-методическая разработка и внедрение информационно-коммуникационных технологий в систему изучения и преподавания русского языка как иностранного в России и за рубежом».
Филологический факультет
Руководитель: Дунаева Л. А. Участники НИР: Афанасьева И. Н., Ван М., Виноградова Е. Н., Ермакова О. Б., Клобукова Л. П., Луценко О. В., Нестерская Л. А., Норейко Л. Н., Филатова Е. А., Черенкова И. С., Чернышенко Е. А., Вавулина А. В.
Под руководством Л. А. Дунаевой защищены 5 кандидатских диссертаций (одна — в рамках совместной PhD программы с Университетом Барселоны, Испания) и 1 докторская диссертация.
Основные публикации за последние 5 лет:
СТАТЬИ
В журналах, индексируемых в SCOPUS
The conceptual model of the artificial linguistic educational environment for achieving oral communication skills in a second foreign language // E-Learning. Symposium Journals Ltd., (United Kingdom). 2019. Т. 16. № 1. С. 63-76 (в соавт. с Е.В. Буриной)
Role of hypertext in the network in the process of foreign languages learning // E-Learning. Symposium Journals Ltd., (United Kingdom). 2019. Т. 16. № 2. С. 110-121 (в соавт. с Е.В. Буриной)
Linguo-didactic environment for teaching foreign-speaking communication in the process of studying French // E-Learning. Symposium Journals Ltd., (United Kingdom). 2017. Т. 14. № 6. С. 331-340 (в соавт. с Е.В. Буриной)
В журналах, индексируемых в WEBOFSCIENCE
Designing artificial environment for teaching communication in a foreign language // ICERI2019 Proceeding. DIGITAL LIBRARY Seville, Spain. 2019. С. 857-860 (в соавт. с Е.В. Буриной)
Foreign language learning environment based on distance learning technologies // INTED2019 13th annual International Technology, Education and Development Conference 11th, 12th and 13th of March, 2019. Valencia (Spain). 2019. С. 235-237 (в соавт. с Е.В. Буриной)
Speech strategy of anonymity in communication // The International Scientific and Practical Conference «Current Issues of Linguistics and Didactics: The Interdisciplinary Approach in Humanities and Social Sciences» (CILDIAH-2019). Volgograd, Russia. 2019. Т. 69. С. 1-6 (в соавт. с М. Булавиной, Ю. Бирюковой, В. Куриленко, К. Ахниной)
Foreign language communication training based on integrating information and communication and multimedia technologies // ADVED 2018 – 4th International Conference on Advances in Education and Social Sciences. Istanbul (Turkey). 2018. С. 38-44 (в соавт. с Е.В. Буриной)
Teaching intercultural communication to students of russian universities // International Conference Language, Literature and Culture in Education - 2018, 5-7 September 2018. Vienna (Austria). С. 21-22 (в соавт. с Е.В. Буриной)
The Media in the Language Education // Proceedings of SOCIOINT 2018- 5th International Conference on Education, Social Sciences and Humanities. Dubai, U.A.E. 2018. С. 103-107 (в соавт. с Е.В. Буриной)
The specificity of forming the students' hypertext competence in the multimedia environment of the foreign language network segment // ICERI 2018. 11th annual International Conference if Education, Research and Innovation, место издания Seville (Spain). 2018. С. 1801-1805 (в соавт. с Е.В. Буриной)
В журналах из списка ВАК
Аутентичный текст и аутентичная языковая среда в обучении русскому языку как иностранному // Русский язык за рубежом. 2018. № 5. С. 94-100 (в соавт. с А.Н. Богомоловым)
КНИГИ
Découvrir la Russie (русско-французский лингвострановедческий словарь). Paris, 2019. (в соавт. с Э. Эндерляйн, Л.А. Нестерской, И.И. Яценко).
Исследователь XXI века: формирование компетенций в системе высшего образования: коллективная монография. М., 2018. (в соавт. с О.В. Воробьевой, Г.И. Зверевой, Е.В. Караваевой, В.В. Маландиным).
Лексический минимум по русскому языку как иностранному. III сертификационный уровень. Общее владение. СПб., 2018. (в соавт. с Л.П. Клобуковой, Н.П. Андрюшиной, И.Н. Афанасьевой, Л.В. Красильниковой, И.И. Яценко)
Иноязычная вербальная коммуникация: преподавание, изучение, усвоение в контексте средового подхода. М., 2017. (в соавт. с С.А. Вишняковым).
Говорим по-русски без переводчика: интенсивный курс по развитию навыков устной речи. М., 2009-2019 (в соавт. с Л.С. Крючковой и др.)