«Тихий Дон». Нерешенная загадка русской литературы ХХ века / Отлучение национального генияОткрытое письмо писателей и ученых
Отлучение национального гения Открытое письмо писателей и ученых |
|
Литературная газета, июнь 2004 г.
Через год исполнится сто лет со дня
рождения гения русской литературы XX века
Михаила Александровича Шолохова.
Два с половиной года назад 11 января 2002
года президент Российской Федерации В.В.
Путин подписал Указ «О праздновании 100-летия
со дня рождения М.А. Шолохова».
5 сентября 2002 года правительство
Российской Федерации выпустило
распоряжение, которым был создан Комитет по
подготовке и проведению празднования 100-летия
со дня рождения М.А. Шолохова, утверждён
план основных мероприятий к юбилею
великого писателя, финансирование которых
возложено на Министерство культуры России.
«Организационно-техническое обеспечение
деятельности указанного организационного
Комитета» также возлагалось на
Министерство культуры России. В состав
юбилейного шолоховского Комитета,
формировавшегося Министерством культуры,
вопреки традиции, за исключением Анатолия
Калинина (Ростовская область), почему-то не
был включён ни один крупный прозаик. Видимо,
поэтому, вопреки установленному порядку,
указ президента о праздновании 100-летия М.А.
Шолохова не был опубликован в печати, даже в
официальной «Российской газете».
В течение полутора лет после подписания
указа бывший в ту пору министром культуры
известный телешоумен М.Е. Швыдкой не
потрудился созвать хотя бы организационное
заседание комитета, чтобы начать работу. В
итоге учёные и писатели, члены шолоховского
комитета были вынуждены обратиться с
письмом к президенту Российской Федерации
В.В. Путину (‹ 11402/298 от 26 мая 2003 г.) о том, что
юбилейный шолоховский комитет не
собирается и не работает, что шолоховский
юбилей находится под угрозой. «Мы
обращаемся к Вам за поддержкой, –
говорилось в письме, – поскольку наши
неоднократные письменные и устные
обращения к руководству Министерства
культуры не дали никаких положительных
результатов».
После этого «крика души» 22 сентября 2003
года было созвано наконец организационное
заседание юбилейного шолоховского
Комитета. Полгода спустя прошло ещё одно
его заседание. И это всё! Об отношении М.Е.
Швыдкого к юбилею великого писателя можно
судить хотя бы по тому, что на издательскую
и научно-исследовательскую деятельность,
посвящённую наследию М.А. Шолохова,
Министерством культуры из 100 миллионов
рублей, выделенных государством на юбилей,
не выделено ни копейки. Пресса, за редкими
исключениями, о Шолохове молчит.
Телевидение – первый, второй, третий каналы
и НТВ – делают вид, что писателя Шолохова не
существует. А ведь телевидение сегодня –
главное орудие идеологического
воздействия на людей.
24–26 мая, в дни, когда отмечалось 99-летие со
дня рождения писателя, первый канал
телевидения объявил наконец «премьеру»: «Вождь
и писатель. Сталин – Шолохов», фильм 1-й; «Вождь
и писатель. Хрущёв – Шолохов», фильм 2-й (режиссёр
В. Мелетин, сценарист Т. Скрябина). Это было
первое и единственное выступление
государственного телевидения, посвящённое
Шолохову, после уничтожавших писателя
клеветнических передач в годы «перестройки»
печально знаменитого «Пятого колеса».
Фильм 1-й «Сталин – Шолохов» благодаря
участию в нём серьёзных учёных, был ещё
более или менее объективным. Но фильм 2-й «Хрущёв
– Шолохов» явился откровенным перепевом
клеветнических передач «Пятого колеса».
Как будто не существует рукописи первых
двух книг «Тихого Дона», обнаруженных и
выкупленных благодаря поддержке В.В. Путина
Академией наук, не существует новейших
работ шолоховедов, убедительно
разоблачавших наветы на великого писателя.
Авторов фильма не заставил задуматься хотя
бы тот исключительно выразительный факт,
что историк Рой Медведев, один из главных
оппонентов Шолохова, с полной
определённостью и убеждённостью говорил о
«Тихом Доне» как великой книге, созданной
именно Шолоховым. После обнаружения
рукописи «Тихого Дона» и новейших
исследований шолоховедов гнусная сплетня о
«плагиате» утратила какие бы то ни было
основания.
Но это не помешало авторам фильма,
показанного в день рождения М.А. Шолохова,
без каких бы то ни было фактов или
доказательств реанимировать затасканную,
набившую оскомину тему о мнимом «плагиате».
Бросить тень на память великого писателя,
вновь пустив в ход эту сплетню, взялся не
кто-нибудь, но государственный чиновник,
директор Государственного архива
Российской Федерации, специалист по
декабристам С.В. Мироненко. Он никогда не
занимался Шолоховым. Как руководитель
архивного дела г-н Мироненко не может не
знать, что в Государственном архиве
Российской Федерации нет ни строчки,
подтверждающей затасканную сплетню, зато в
архивах России хранятся десятки документов,
напрочь отвергающих её, включая рукопись
романа «Тихий Дон». Уж кто-кто, а
руководитель главного архива страны не
может не осознавать значения найденных и
полученных в архивное хранение оригиналов
рукописи «Тихого Дона». Как можно архивисту,
даже не прикоснувшись к этой святыне, не
заглянув в неё, продолжать клеветать на
писателя?
В своём стремлении лишить Шолохова романа
«Тихий Дон», а читателей страны – великого
писателя Мироненко прибегает к испытанному
приёму «антишолоховедения». Он заявляет,
дескать, неважно, кто написал «Тихий Дон»,
важно, что это произведение существует.
Ради отлучения Шолохова от «Тихого Дона» в
фильме перечёркивается всё написанное
Шолоховым после «Тихого Дона»: «Поднятая
целина», «Они сражались за Родину»; о
рассказе «Судьба человека» в фильме даже не
упоминается.
Версия о «плагиате», от которой под
напором фактов и вновь открытых источников
отказался в фильме даже один из её главных
авторов, историк Рой Медведев, будучи
вынесенный в финал, явилось своего рода
итогом фильма.
Серьёзные учёные и писатели,
придерживающиеся иной точки зрения, не
получили возможности опровергнуть эту
клевету, искусно вбрасываемую в сознание
миллионов телезрителей. Главным «специалистом»
по Шолохову оказался никому не известный «литературовед»
В. Крыжановский, который никогда не
занимался Шолоховым, но пышет ненавистью к
нему. Судя по всему, этот человек и был
главным «научным» консультантом
безграмотного фильма. Серьёзные
литературоведы, действительно знающие
творчество и биографию Шолохова, оказались
в фильме «Хрущёв – Шолохов» на положении
некоего «фигового листка», прикрывающего
срам. И если бы они могли предвидеть
конечный результат изощрённого,
хитроумного монтажа, они никогда не
согласились бы принимать в подобной
провокации участие.
Творчество М.А. Шолохова заслуживает
самого глубокого изучения и с честью
выдержит любые, самые острые и
бескомпромиссные споры. Но спор должен быть
научным и аргументированным, с включением
всего круга известных и вновь открываемых
источников, а не сводиться к повторению
сплетен и голословных нападок на писателя.
Столетие М.А. Шолохова, как и недавний
пушкинский юбилей, – событие общенародного,
государственного масштаба. И мы не можем
понять, какую цель преследуют руководители
государственного телевидения и бывшее
руководство Министерства культуры России,
принижая масштаб и значение творчества
великого писателя России, используя
столетний юбилей писателя для сведения
групповых счётов.
Члены Комитета по подготовке и
проведению празднования 100-летия М.А.
Шолохова:
В.Н. ГАНИЧЕВ, доктор
исторических наук, председатель Союза
писателей России; Н.В. КОРНИЕНКО,
член-корреспондент РАН; Ф.Ф.
КУЗНЕЦОВ, член-корреспондент РАН,
директор Института мировой литературы им.
A.M. Горького; Анатолий КАЛИНИН, Ростов-на-Дону;
Н.Н. СКАТОВ, член-корреспондент РАН,
директор Института русской литературы (Пушкинского
Дома) РАН;
Писатели:
С.В. МИХАЛКОВ, председатель
Международного сообщества писательских
союзов; Ю.В. БОНДАРЕВ, председатель
шолоховской комиссии МСПС; В.И.
БЕЛОВ; В.И. ГУСЕВ, первый
секретарь правления Московской
писательской организации; В.В.
КАРПОВ, Герой Советского Союза; В.Г.
РАСПУТИН