«Тихий Дон». Нерешенная загадка русской литературы ХХ века / А.Г.Макаров, С.Э.Макарова«Три небольших произведения... Три автора...»
А.Г.Макаров, С.Э.Макарова «Три небольших произведения... Три автора...» |
|
Три небольших произведения
разных жанров оказались собранными вместе
в этой книге: коротенькая повесть, очерк,
личные воспоминания. Три автора – Петр
Николаевич Краснов, Федор Дмитриевич
Крюков и Иван Александрович Родионов. Имена
этих писателей, почти никому в советское
время неизвестные, пользовались в
дореволюционной России признанием.
Литературная судьба каждого из них была
индивидуальной, непохожей на другие. Что же
могло соединить их на этих страницах?
Писатели – литературным
творчеством далекие друг от друга,
происхождением и своей жизнью –
принадлежавшие к разным социальным слоям
русского народа, мировоззрением – стоявшим
на разных полюсах русского общества, от
монархических убеждений П. Н. Краснова
до народнических – Ф. Д. Крюкова. И все-таки
общее было – органическая связь с родной
землей, с Россией, которую все они любили,
ценили превыше всего на свете и без которой
не представляли себе жизни. Все трое
происхождением глубоко связаны с
казачеством. Хорошо образованные, с широким
и разносторонним взглядом на жизнь, они
проявили себя замечательными писателями. И
наконец, глубоко укорененные в русской
жизни, они с большой тревогой и душевной
болью наблюдали нараставший в ней
внутренний разлад.
Общей и в чем-то не случайной
оказалась и их последующая судьба:
безвестная могила Крюкова на Кубани,
забытая и почти затерявшаяся – Родионова в
эмигрантском Берлине и страшный конец
жизненного пути на Лубянке – у Краснова. Их
слабые, но в то же время сильные голоса,
воспевавшие Россию, болевшие ее бедами и
неурядицами, ушли, казалось, в небытие
навсегда… по крайней мере на долгие
десятилетия.
Петр Николаевич Краснов
происходил из старинной казачьей
генеральской семьи, имевшей давнюю и
славную историю служения России на военном
поприще. Разносторонне талантливый он
проявлял блестящие способности в любой
сфере деятельности, в которой оказывался –
в военной, литературной, государственной.
Военная карьера закончилась в годы Мировой
войны заслуженной славой одного из лучших
кавалерийских командиров русской армии.
Многочисленные романы и очерки еще до
революции составили громкую литературную
известность в России, а начиная с двадцатых
годов, в эмиграции, неутомимая писательская
деятельность поставила его в ряд самых
известных и читаемых современных русских
писателей в мире. Наконец,
непродолжительный опыт успешного
преодоления революционной анархии и
разрухи, попытка восстановления
государственной и общественной жизни на
Дону в 1918 году, где П. Н. Краснов был
избран Донским атаманом, наверное не имела
себе аналога в условиях бушевавшей тогда
гражданской войны.
Федор Дмитриевич Крюков,
происходивший из простых казаков с
верхнего Дона, один из немногих русских
писателей начала ХХ века, имевший высшее
историко-филологическое образование,
посвятил себя служению родному краю своим
литературным талантом. “Никем в русской
литературе, – писал в 1918 г. редактор
журнала “Донская волна”, Н. Казмин, – не
достигнута та безыскусность и
натуральность говора простонародья, какую
мы наблюдаем [у него]… Открылся перед
читателем новый, до того почти неизвестный
ему уголок жизни: уклад быта казачьего, так
непохожий на уклад мужицкой Руси”. Член
первой Государственной Думы, неизменный
помощник В. Г. Короленко, сотрудник, а
позднее и один из редакторов “Русского
Богатства”, Ф. Д. Крюков первым
познакомил массового русского читателя с
колоритом донской жизни, показал ему душу
простого казака. Оказавшись в самой гуще
событий на Дону, он стал в 1918–1919 гг.
секретарем Войскового Круга, редактором
газеты. И разделил общую с казачеством
судьбу – пройдя через все перипетии борьбы,
скончался от тифа в общем потоке
отступления на Кубани зимой 1920 года.
Иван Александрович Родионов
также происходил из донских казаков. Он
рано оставил офицерскую службу и вышел в
отставку. Решающее влияние на него оказали
события первой русской революции. Будучи
тесно связан службой (земским начальником в
г. Боровичах) с низовой народной жизнью,
он ясно увидел приближающуюся пропасть
полного крушения российской жизни и
посвятил свои силы попыткам предотвратить
его. “Мои многолетние напряженные
наблюдения над народной и общественной
жизнью России привели меня к безотрадным
выводам. – писал Родионов в 1912 году. – Я
думаю, что наша великая родина больна,
больна несомненно смертельно, если не
поспешить с энергичным лечением…”
Вышедшая в 1909 г. в свет повесть “Наше
преступление” доставила Родионову
общероссийскую известность.
Война 1914 г. снова привела его в
ряды армии, в 1917 г. он сближается с
генералом Корниловым, проводит с ним вместе
тюремные месяцы осенью 1917-го, участвует в
создании Добровольческой армии, в ее рядах
делает знаменитый Ледяной поход на Кубань в
феврале – апреле 1918. В 1920 году вместе с
семьей эмигрирует из России, умирает в
Берлине в 1940 г.
Три небольших произведения,
предлагаемые нами читателю, привлекают
прежде всего непосредственностью
впечатлений, под воздействием которых они
были написаны. Три автора, и Краснов, и
Крюков, и Родионов, “не приняли” событий 1917
года, не искали и не пытались искать себе
место среди новых распорядителей
российской жизни: из стана ли “временных”
из Временного правительства, либо же их
радикальных соперников-конкурентов из
большевистского стана. Причиной тому было
ясное понимание гибельности для России
начавшегося “революционного” процесса. А
крушение, гибель сложившегося веками
российского уклада жизни в то же время была
для них и их личной гибелью, поскольку жить
без России, жить не для России для них было
немыслимо.
П. Н. Краснов написал свою
повесть “Степь” в феврале 1918 г., когда
скрывался от красногвардейских облав в
глухих углах Донской области. Ф. Д. Крюков
писал очерк “В углу” примерно в это же
время (декабрь–февраль). И. А. Родионов
опубликовал отрывок своих воспоминаний “Тамба”
в эмиграции в 1926 г. на основании
сохранившихся фрагментов своего дневника.
Вспомним, чем были первые месяцы 1918 года для
русских людей: полный военный разгром
некогда грозной державы и ее распад, с одной
стороны, а с другой, растущая волна
ненависти и кровавый террор, делающие жизнь
почти невозможной, непереносимой.
Отметим еще, что гражданская
война не успела еще развернутся во весь
свой размах, сформировать своих верных
адептов, последователей и антагонистов.
Потоки крови и бесчисленные страдания –
все это будет впереди, а пока есть лишь
щемящее ощущение неслыханной катастрофы,
полного крушения привычного и любимого
порядка жизни. И еще… талант писателя,
который неотступно фиксирует окружающую
жизнь, даже в самые невероятные минуты,
такой какая она есть. А также – любовь,
сердечная, неизменная, к той родной земле,
на которой каждый из них был рожден, вырос, и
на которой мечтал когда-нибудь умереть.
Три небольших произведения:
повесть, очерк, воспоминания. Но все они в
сущности об одном. Глазами трех русских
писателей мы получаем возможность увидеть
самые первые шаги того внутреннего раздора,
той междоусобной смуты, которые, набрав
скорость и инерцию, уничтожили империю,
которые и сегодня, спустя восемь
десятилетий, во многом определяют
современную жизнь. Увидеть и задуматься о
многом, плохом и хорошем, доставшемся нам от
нашего прошлого. И, конечно, помянуть
мысленно всех тех русских людей, которые,
несмотря на все превратности нашей истории,
оставались – и остались – верными лучшим
заветам и традициям России.
А. Макаров
С. Макарова