«Тихий Дон». Нерешенная загадка русской литературы ХХ века / А.И.Солженицын. Стремя «Тихого Дона»
А.И.Солженицын. Стремя «Тихого Дона» |
|
Печатается по изданию: «Новый мир», 1991, №
12, с.69–76.
ПРЕДЫСТОРИЯ КНИГИ Д*
В невыносимой плотности нашего движения,
под гнетом потаенности и опасностей, когда
большинство участников еще и работало на
казенной службе, когда не яблоку, но
подсолнечному семячку некуда было упасть,
найти себе свободную выщербинку, – кажется,
уже ничто постороннее не могло отвлечь наши
силы и интерес. А нашлось такое. И нашлись
для него и силы, и время.
Это было – авторство «Тихого Дона».
Усумнится в нем вслух – десятилетиями была
верная Пятьдесят Восьмая статья. После
смерти Горького Шолохов числился Первым
Писателем СССР, мало что член ЦК ВКП(б) – но
живой образ ЦК, он как Голос Партии и Народа
выступал на съездах партии и на Верховных
Советах. Элементы этой нашей новой работы
сходились, сползались с разных сторон –
непредумышленно, незаказанно, несвязанно. А
попадая к нам, в межэлектродное узкое
пространство – воспламенились.
Сама-то загадка – у нас на Юге кому не была
известна? кого не занозила? В детстве я
много слышал о том разговоров, все уверены
были, что – не Шолохов писал. Методически
никто не работал над тем. Но до всех в разное
время доходили разного объема слухи.
Меня особенно задел из поздних: летом 1965
передали мне рассказ Петрова-Бирюка за
ресторанным столом ЦДЛ: что году в 1932, когда
он был председателем писательской
ассоциации Азово-Черноморского края, к нему
явился какой-то человек и заявил, что имеет
полные доказательства: Шолохов не писал «Тихого
Дона». Петров-Бирюк удивился: какое ж
доказательство может быть таким
неопровержимым? Незнакомец положил
черновики «Тихого Дона», – которых Шолохов
никогда не имел и не предъявлял, а вот они –
лежали, и от другого почерка! Петров-Бирюк,
что б он о Шолохове ни думал (а – боялся,
тогда уже – его боялись), – позвонил в отдел
агитации крайкома партии. Там сказали: а
пришли-ка нам этого человека, с его бумагами.
И – тот человек, и те черновики исчезли
навсегда.
И самый этот эпизод, даже через 30 лет, и
незадолго до своей смерти, Бирюк лишь
отпъяну открыл собутыльнику, и то озираясь.
Больно было: еще эта чисто гулаговская
гибель смелого человека наложилась на
столь подозреваемый плагиат? А уж за
несчастного заклятого истинного автора как
обидно: как все обстоятельства в заговоре
замкнулись против него на полвека! Хотелось
той мести за них обоих, которая называется
возмездием, которая есть историческая
справедливость. Но кто найдет на нее сил!
Я не знал, что тем же летом 1965 в
застоявшееся это болото еще бросили смелый
булыжник один: в моем далеком Ростове-на-Дону
напечатана статья Моложавенко о Ф.Д.Крюкове.
А Дон был не только детским моим
воспоминанием, но и непременной темой
будущего романа. Через «Донца» (Ю.А.Стефанова)
он лился густо мне под мельничное колесо, Ю.А.
все нес и нес, все исписывал, исписывал для
меня простыни листов своим раскорячистым
крупным почерком. Он же первый и рассказал
мне о статье Моложавенко и немного
рассказал о Крюкове – я о нем в жизни не
слышал раньше.
А совсем в другом объеме жизни, в самом
незначительном, где распечатываются
бандероли с подарочными книгами, пришла
работа о Грибоедове с надписью от автора Ирины
Николаевны Медведевой-Томашевской. «Горе
от ума» я очень любил, и исследование это
оказалось интересным.
А совсем по другой линии, в перебросчивых
и напористых рассказах и письмах Кью, тоже
стала Ирина Николаевна выплывать: то как ее
подруга студенческих лет, то как и нынешняя
ленинградская подруга (месяца на четыре
зимних она приезжала в Ленинград, остальные
в Крыму), и всегда – как женщина
блистательного и жесткого ума, и
литературовед даровитый, в цвет своему
умершему знаменитому мужу, с которым вместе
готовила академическое издание Пушкина.
Знакомство наше произошло, вероятно, в
зиму на 1967, И.Н. было уже под 65. Я собирал
материалы для «Архипелага», Ирина же
Николаевна была свидетельница высылки
татар из Крыма. И у нее в кабинете
странноватого писательского дома в
Чебоксарском переулке (близ Спаса-на-Крови)
мы просидели часа три, в кабинете со
множеством книг – не по стенам только, но
серединными полками, как в библиотеке. Один
вид корешков показывал тут устойчивую
давнюю культуру. Я записывал о Крыме 1944 года,
потом неожиданно – о раскулачивании в 1930,
затем и деревенские новгородские истории 20-х
годов (оказалось, девушкой из самого
образованного круга И.Н. вышла замуж за
простого новгородского мужика Медведева.
Затем – поразительные, но вовсе не
чернящие сведения об аракчеевских
поселениях (в каких местах живала и она).
Проявился и суровый характер И.Н.
Прозвучала и тоска по гражданской прямоте,
которой лишено было все ее поколение. Потом
знакомился я с ее дочерью-архитектором, и
чего только мало было за весь визит – это
литературных разговоров, и уж совсем ни
слова о Шолохове, ни о донской теме.
Ум И.Н. действительно лился в речи,
выступал из постаревших резковатых черт
темноватого лица, – ум строгий, мужской. Она
радушно меня принимала, и звала вот в этом
ленинградском кабинете без нее работать, и
в Гурзуф приезжать к ней работать (Крым она
очень любила, написала и книгу о нем – «Таврида»);
радушно, – а расположение не
устанавливалось легко. Она была – твердый
властный человек, и это оттесняло остальное.
Прошел год – прислала мне славную
фотографию своей гурзуфской дачи на горе, и
кипарисы вокруг. Фотография эта меня долго
манила: кусочек свободного ласкового края,
как я никогда не успеваю жить, – и там меня
ждут, и там можно бы начать мое
Повествование, к которому я продирался,
продирался годами, вот-вот начну; Начинать
– для этого и хорошо обновить все условия?
И в марте 1969 я поехал к И.Н. начинать «Красное
колесо». Это – ошибка была: начинать, да
еще чрезмерно трудное, неподъемное, надо
именно на старом привычном месте, чтобы
никакие трудности не добавились, кроме
самой работы, – а я понадеялся, наоборот, в
новых условиях на новое настроение.
Привыкнуть я там не мог, ничего не сделал, в
три дня и уехал. Еще стеснительно было для
таких усидевшихся по своим берлогам
своенравных медведей, как мы с И.Н.,
оказаться под одной крышей: она пыталась
быть хозяйкой, я – через силу принимать
гостеприимство, уставали мы быстро оба. Из
работы не вышло ничего, из купаний ничего,
холодно и далеко ходить, из блаженного
отрешения ничего, и Крыма я смотреть не
хотел ни минуты, рвался к работе, скорей и
уехать. А все событие истинное случилось на
ходу: встретились меж комнат на веранде и
стоя поговорили несколько минут, но – о «Тихом
Доне». Не я ей – она мне сказала о статье
Моложавенко, и какой на нее ответ грозный
был из Москвы. И, конечно, мы оба нисколько
не сомневались, что не Шолохов написал «Тихий
Дон». А я сказал – не ей первой, и не первый
раз – то, что иногда говорил в литературных
компаниях, надеясь кого-то надоумить,
увлечь: доказать юридически, может быть, уже
никому не удастся – поздно, потеряно, тем
более открыть подлинного автора. Но что не
Шолохов писал «Тихий Дон» – доступно
доказать основательному литературоведу, и
не очень много положив труда: только
сравнить стиль, язык, все художественные
приемы «Тихого Дона» и «Поднятой целины». (Что
и «Поднятую» писал, может быть, не он? –
этого я уж досягнуть не мог!) Сказал – не
призвал, не настаивал (хотя надежда
промелькнула), сказал – как не раз говорил (и
всегда бесполезно: всем литературоведам
нужно кормиться, а за такую работу еще
голову оттяпают). Мелькучий такой, без
развития был разговор, не в начале и не в
конце моего трехдневного житья.
Вскоре затем (не льщу себя, что –
вследствие, потому что и в первых ее словах
уже была задетость этой литературной
тайной, а просто – доработалось к тому ее
настроение), – решила И.Н. переступить через
каторжную свою подчиненность
второстепенным работам для заработка, – и
вскоре затем дала знать через Кью, что
решила приступить к работе о «Тихом Доне».
Спрашивала первое издание романа, его
трудно найти, и кое-что по истории
казачества, – ведь она нисколько не была
знакома с донской темой, должна была теперь
прочесть много книг, материалов по истории
и Дона, и Гражданской войны, и донские
диалекты, – но ей самой из библиотек
спрашивать было ничего нельзя –
обнаружение! С первого шага требовалась
опять чертова конспирация. А часть книг –
вообще из-за границы, из наших каналов.
И работа началась. И кого ж было просить
снабжать теперь «Даму» (раз конспирация,
так и кличка, ведь ни в письмах, ни по
телефону между собой нельзя называть ее имя)
всеми справками и книгами, если не Люшу
Чуковскую опять? Ведь Люша всякий новый
груз принимала, – и теперь вот еще одна ноша
поверх, увесистая.
Казачья тема была Люше совсем чужда, но и
для этой чуждой темы она бралась теперь
делать всю внешнюю организацию, так же
незаменимую Ирине Николаевне, как и мне, из-за
невылазного образа нашей жизни. Навалилось
так, что и для Дамы Люша выполняла теперь –
то в Ленинград, то в Крым, не близко – всю
снабдительную и информационную работу.
Правда, это оказалось смягчено
принадлежностью И.Н. к тому же
литературному московско-ленинградскому
кругу, где Люша выросла, да больше: И.Н.
хорошо помнила ее покойного отца и саму ее
девочкой, это сразу создало между ними
сердечные отношения. Взялась Люша – с
прилежностью, с находчивостью, с успехом.
Без нее книга «Стремя» не появилась бы и
такая, как вышла.
И тут же произошло скрытное чудо. Надо
было начаться первому движению, надо было
первому человеку решиться идти на Шолохова
– и уже двигались и другие элементы на
взрывное соединение. Подмога подоспела к
нам через Мильевну с ее вечно легкой рукой.
Дочь подруги ее детства, Наташа Кручинина
(«Натаня» назвали мы ее, многовато
становилось среди нас Наташ), ленинградский
терапевт, оказалась в доверии у своей
пациентки Марии Акимовны Асеевой. И та
открыла ей, что давно в преследовании от
шолоховской банды, которая хочет у нее
вырвать заветную тетрадочку: первые
главы «Тихого Дона», написанные еще в
начале 1917 года в Петербурге. Да откуда же??
кто?? А – Федор Дмитриевич Крюков, известный
(?? – не нам) донской писатель. Он жил на
квартире ее отца горняка Асеева в
Петербурге, там оставил свои рукописи,
архив, когда весной 1917 уезжал на Дон – временно,
на короткие недели. Но никогда уже не
вернулся, по развороту событий. Сходство
тетрадки с появившимся в 20-е годы «Тихим
Доном» обнаружил отец: «Но если я скажу –
меня повесят». Теперь М.А. так доверилась
Натане, что обещала ей по наследству
передать эту тетрадку – но не сейчас, а
когда умирать будет.
Это был конец 1969 года. Новость поразила
наш узкий круг. Что делать? Оставаться
безучастным? невозможно; ждать годы? –
безумно – уж и так больше сорока лет висело
это злодейство, да может и допугают Асееву и
вырвут тетрадку? И – т а к ли? Своими глазами
бы убедиться! И – что там еще за архив? И –
от чьего имени просить? Называть ли меня? –
облегчит это или отяжелит?
Самое правильное было бы – ехать просто
мне. Но у меня – разгар работы над «Августом»,
качается на весах – сумею ли писать историю
или не сумею? оторваться невозможно. Да я и
навести могу за собою слежку. (Как раз были
месяцы после исключения из СП и когда мне уезжать
из страны намекали.)
Тогда надо было бы догадаться – послать
человека донского (и был у нас Донец! – но он
был крупен, заметен, говорлив, неосторожен,
посылать его было никак). Вызвалась ехать
Люша. Это была – ошибка. Но мы и Акимовну
саму еще не представляли. Надеялась Люша,
что марка Чуковских вызовет и достаточно
доверия и недостаточно испуга. Может быть. (Как
выяснилось, моей фамилии Акимовна почти
и не знала в тот год, лишь позже прочла кое-что.)
Люша вернулась и безуспешно и безрадостно:
женщина де – капризная, сложная,
договориться с ней вряд ли возможно, хотя
открытую часть крюковского архива готова
была бы, кажется, передать на разборку, 50 лет
это почти не разбиралась, ее тяготит. Решили
мы снарядить вторую экспедицию: Диму
Борисова. Вот с него-то, наверно, и надо было
начинать. Он был хотя не донец, но сразу
вызвал доверие Акимовны, даже пели они
вместе русские песни, и склонил он ее –
архив передать нам. Но само взятие – не одна
минута, набиралось три здоровенных рюкзака,
понадобилась еще третья экспедиция – Дима
вместе с Андреем Тюриным. Привезли – не в
собственность, а на разборку – весь
оставшийся от Крюкова архив. А тетрадочку,
мол, – потом...Мы уж и не настаивали, мы и так
получили богатство большое. Это был – и
главный, и, вероятно, единственный архив
Крюкова. Позже того следовали у автора –
три смятенных года и смерть в отступлении
белых.
Имея большой опыт содержания архива
своего деда, Люша предполагала, что и этому
архиву даст лад. Но – лишь самая внешняя
классификация оказалась ей под силу. Это
был архив – совсем непохожий, не привычная
литературная общественность и не привычные
темы в нем: и имена, и места, и
обстоятельства все неясные, да еще и при
почерке не самом легком.
Но тут-то и вступил в работу – Донец! Уж он-то
– как ждал всю жизнь этого архива, как жил
для него. Накинулся. Как всегда, не зная
досуга и воскресений, и себя не помня, – он
за год сделал работу троих, до подробностей
(еще многое выписывая себе), и представил
нам полный обзор структуры и состава. (Все
это требовало многих встреч и передач.
Архив был сперва у Гали Тюриной, потом
частью перевозился к Люше, помалу относился
к Донцу и обратно, частью отступил потом к
Ламаре (на бывшую «бериевскую» квартиру) –
ведь мы и тут должны были скрываться по
первому классу, и открытой конторы не было у
нас никогда.)
По мере того как материалы открывались –
все, что могло пригодится Даме, надо было
предлагать Даме (а она больше была в Крыму,
не в Ленинграде, а наши материалы не для
почты). А что-то надо было и мне – как
собственно донская тема и свидетельство
очевидца незаурядного. (А я – и принять уже
не мог. Я так был полон напитанным, что
потерял способность абсорбции. И интересно
было в Крюкова вникнуть, и уже не помещалось
никуда. Люше пришла счастливая мысль, сразу
мною принятая: Крюкова – автор ли он «Тихого
Дона», не автор – взять к себе персонажем в
роман – так он ярок, интересен, столько о
нем доподлинного материала. Какой прототип
приносит с собой столько написанного?! Я –
взял, и правда: для сколького еще место
нашлось! И как потяжливо: в донскую тему
войти не собственной неопытностью, но –
через исстрадавшегося дончака.)
Ирина Николаевна получала свежие донские
материалы – и гипотеза у нее
вырабатывалась. В зимний приезд, наверное в
начале 1971, она привела с собой три странички
(напечатанные как «Предполагаемый план
книги»), где содержались все главные
гипотезы: и что Шолохов не просто взял чужое
, но – испортил: переставил, изрезал,
скрыл; и что истинный автор – Крюков.
Да, в этом романе – и нет единой
конструкции, соразмерных пропорций, это
сразу видно. Вполне можно поверить, что
управлялся не один хозяин.
У И.Н. даже и по главам намечалось
отслоение текста истинного автора. И даже
взята была задача: кончить работу
воссозданием изначального текста романа!
Могучая была хватка! Исследовательница
уже вначале захватывала шире, чем ждали мы.
Да только здоровья, возраста и времени
досужного не оставалось у нее: опять надо
было зарабатывать и зарабатывать. А мы –
сами сидели без советских денег, от
валютных же переводов от подставных лиц с
Запада И.Н. отказалась, и мы не сумели в 1972–73
годах освободить ее от материальных забот.
А то бы, может быть, далеко шагнула бы ее
книга.
Поначалу вывод, что автор «Тихого Дона» –
мягкий Крюков, разочаровывал. Ожидалась
какая-то скальная трагическая фигура. Но
исследовательница была уверена. И я,
постепенно знакомясь со всем, что Крюков
напечатал и что заготовил, стал соглашаться.
Места отдельные рассыпаны у Крюкова во
многих рассказах почти гениальные. Только
разводнены пустоватыми, а то и слащавыми
соединениями. (Но слащавость в пейзажах и в
самом «Тихом Доне» осталась.) Когда ж я
некоторые лучшие крюковские места стянул в
главу «Из записок Федора Ковынева» –
получилось ослепительно, глаз не
выдерживает.
Я стал допускать, что в вихревые горькие
годы казачества (а свои – последние годы)
писатель мог сгуститься, огоркнуть,
подняться выше себя прежнего.
А может быть это – и не он, а еще не
известный нам.
Из разработанного архива, по желанью
Марьи Акимовны, наименее ценную часть мы
сдали (подставив бойкую Мильевну) в
Ленинскую библиотеку и полученные 500 рублей
переслали Акимовне. Эта сдача была промах
наш: и – мало нам дали, неловко перед
Акимовной, и – раскрыли мы след, что где-то
около нас занимаются Крюковым. Но: давили
нас объемы и вес, держать-то было трудно,
негде.
В июне 1971 я был в Ленинграде и пришел к М.А.
Встреча у нас была хорошая. Акимовна
оказалась женщиной твердой, по-настоящему
несгибчивой перед большевиками, не
простившей им ничего, и ни болезни, ни
семейные беды (бросал ее муж) не ослабили ее
волю. Она действительно хотела правды о
Доне, и правды о Крюкове. Пили у нее донское
вино, ели донской обед, – мне казалось, она и
в мою надежность поверила. А я – поверил в
ее тетрадку, что е с т ь она. Только
оставалось – привезти ее из-за города, из
Царского Села, «от той старухи, которая
держит» (потому что к самой М.А., как слушк
когда-то не удержала, являются де от
Шолохова то с угрозами, то с подкупом).
Обещала – достать к моему отъезду.
Однако не достала («Старуха не дает»).
Пожалел я. И опять засомневался: может, нет
тетрадки? Но зачем тогда так морочить? Не
похоже.
Еще одной женщине, Фаине Терентьевой,
знакомой по амбулатории, – не
равноопаслива была М.А. в доверенностях! –
она даже рассказала, как уже хотела мне
отдать тетрадочку, да побоялась: ведь я –
под ударом, ведь за мной следят, отнимут
тетрадку. Роковая ошибка! – хотя и взвесить
ей трудно: где опасней? где безопасней,
правда? Роковая, потому что мы бы дали
фотокопии в публикацию вместе с образцами
крюковского почерка, и если бы наброски
реально походили б на начало «Тихого Дона»,
– Шолохов был бы срезан начисто, и Крюков
восстановлен твердо. А теперь М.А. осталась
зажата со своей тетрадкой и рада б ее кому
протянуть, – поздно: понимая вес
доказательства, могучее Учреждение сменило
соседей М.А. по коммунальной квартире (точно
как с Кью!), поселило своих, и теперь, по сути,
Акимовна – в тюрьме, каждый шаг ее под
контролем. – Это закончание истории я узнал
от Фаины Терентьевой в июле 1975 года в
Торонто, куда она эмигрировала и написала
мне: давала мне М.А. тетрадку, я побоялась
взять, как теперь вызволить?..
Никак. Только если М.А. не сойдет с ума в
осаде, сумеет выстоять еще годы и годы.*
Ну что ж, не получили тетрадки – ждали
самого исследования. Однако оно шло
медленно: завалена была И.Н. скучной,
утомительной, но кормящей договорной
работой. При проезде Москвы она видалась со
мной и с Люшей, давала мне читать наброски
глав, Люша (или Кью в Ленинграде)
перепечатывала их с трудного почерка, со
множеством вставок, – чужому ведь и дать
нельзя.
Последний раз мы виделись с И.Н. в марте 1972
– в Ленинграде, снова в том кабинете, где
познакомились и где она предлагала мне
работать. (Теперь так сгустились времена –
отяготительно было, что я в дверях
натолкнулся на какую-то писательскую
соседку, могла узнать, могло поплыть – что
мы связаны. Плохо.) Болезнь резче проступила
в чертах И.Н., но держалась она несокрушимо,
крепко, по-мужски, как всегда. Сама начала
такой монолог: что она будет отвечать, если
вот придут и найдут, чем она
занимается. (Я-то и забыл о такой проблеме,
все черты давно переступив, а ведь каждому
достается когда-то первую переступить – и
как трудно.) Готовилась она теперь отвечать
– непреклонно и в себе уверенно. Не
подписывала она петиций, ни с кем не
встречалась, – в одинокой замкнутости
проходила свой путь к подвигу.
Незадолго до всей развязки все та же
Мильевна подбросила нам еще поленца в огонь.
Настояла, чтоб я встретился у нее со старым
казаком, хоть и большевиком, но также и
бывшим зэком, – он хочет мне дать важные
материалы о Филиппе Миронове, командарме 2-й
Конной, у кого был комиссаром полка. Я
пришел. Оказалось, недоразумение: С.П.Стариков
собрал (в доверии у властей, из закрытых
архивов) много вопиющих материалов – не
только о своем любимом Миронове, кого
загубил Троцкий, но и об истреблении
казачества большевиками в Гражданскую
войну. Хотел же он увековечить Миронова
отдельной книгой, да написать ее сам не мог.
И вот теперь предлагал мне без смеха:
работать у него «негром»: обработать
материалы, написать книгу, он ее подпишет,
издаст, а из гонорара со мной расплатится. Я
сказал: отдайте мне материал – и Миронов
войдет в общую картину эпохи, все
постепенно. Нет. Так бы недоразумением и
кончилось. Но уже расставаясь, поговорили о
смежном, и оказалось: Миронов –
одностаничник и лучший друг Крюкова в
юности, и сам Стариков из той же станицы
Усть-Медведицкой, и не только не
сомневается, что Шолохов украл «Тихий Дон»
у Крюкова (Шолохова в 15 лет он видел в
Вешенской совсем тупым неразвитым
мальчишкой), но даже больше знает : к т о «дописывал»
«Тихий Дон» и писал «Поднятую целину», –
опять-таки не Шолохов, но тесть его Петр
Громославский, в прошлом станичный атаман (а
еще перед тем, кажется, дьякон, снявший сан),
но еще и литератор; он был у белых, оттого
всю жизнь потом затаясь; он был близок к
Крюкову, отступал вместе с ним на Кубань,
там и похоронил его, завладел рукописью, ее-то,
мол, и дал Мишке в приданое вместе со своей
перестаркой-дочерью Марией (жениху было,
говорил, 19 лет, невесте – 25). А после смерти
Громославского уже никак не писал и
Шолохов.*
Переговоры мои со Стариковым вспыхнули
еще раз в последние месяцы, в грозную для
нас осень 1973. Сообщила Мильевна: Стариков
умирает, хочет мне все отдать, просит
приехать скорей. Я приехал. Нет, от
сердечного припадка оправясь, он не слишком
готовился к смерти, но возобновил со мной те
же занудные переговоры. Я – о своем : дайте
мне использовать мироновские материалы в
большой эпопее. Он, уже предупрежден и
насторожен: вы, говорят, советскую историю
извращаете. (Это – Рой Медведев и его
коммунистическая компания: ведь старик-то в
прошлом большевик! Почти тут же вослед он
отдаст все материалы Рою, так и возникнет
книга того о Доне, о которой Рой за прежнюю
жизнь, может быть, и пяти минут не думал.) Все
же согласился Стариков дать мне кое-что на
короткое время взаймы. Куй железо, пока
горячо ! Надо – хватать, а кому брать? Много
ли рук у нас? Аля – с тремя младенцами на
руках. Все та же Люша опять, едва оправясь,
не до конца, от своего сотрясенья при
автомобильной аварии. Она поехала к
Старикову, с важным видом отбирала
материалы, не давая ясно понять, чтo
нас интересует, он ей дал на короткий срок,
потом позвонил, еще укоротил, – пришлось
сперва на диктофон, двойная работа, – уж
Люша гнала, гнала, выпечатывала (ксерокопия
ведь у нас недоступна!). Материал был,
действительно, сногсшибательный. Но и
Стариков на пятки наседал: спохватился и
требовал – вернуть, вернуть! (А когда уже
выслали меня – приходил к Але и настаивал
взятые выписки тоже ему вернуть: откроются
на границе, а кто брал из тайных архивов? –
Стариков.) В общем, на историю поработал
Сергей Павлович, молодец, молодец!
В ту осень сгрудилось все: провал «Архипелага»
– и встречный бой – и смерть Кью – и
тревога, что Кью могла открыть всю линию «Тихого
Дона» (Ирину Николаевну она видела в
Гурзуфе, последняя из нас, – да ведь как!
таскала к И.Н. и того «поэта Гудякова»,
прилипшего к ней в Крыму, и это могло стать
роковой наводкой).
Ирина Николаевна, тем летом только что
прошедшая свое 70-летие вместе с дочерью и
сыном, в начале сентября после их отъезда
одна в Гурзуфе – услышала по западному
радио о провале «Архипелага» и смерти Е.Д., и
стался у нее инфаркт.(Мы не знали.) Но, при
железном ее характере, вывод она сделала: не
прятать рукописей и не прекращать работу,
но напротив: собрать силы и доканчивать! С
несравненной волей своей именно сейчас,
когда она лежала пластом, когда для нее был
труд – протянуть руку за книгой, – теперь-то
она и работала, и наверстывала в тайном
труде. На сентябрь звала к себе в гости Люшу
– значит, усиленно помогать. Но Люша едва
держалась на ногах после аварии. Так еще и
эта катастрофа помешала окончанию «Стремени».
Именно и опасаясь, что Кью на допросах
рассказала о работе И.Н. и ту захватят над
рукописями, Люша теперь попросила Екатерину
Васильевну Заболоцкую, 60-летнюю вдову
поэта, которая хорошо знала И.Н., – ехать к
ней, помочь, увезти бумаги из дому. Е.В.,
покинув четырех внуков, с решимостью тотчас
полетела в Крым. Она и застала Ирину
Николаевну после инфаркта, но не
прекращающую работу, – и осталась при ней,
ухаживать. И прожила там месяц, пока нужды
внуков не вызвали ее вернуться в Москву. Она
привезла долю работы И.Н.
Дочь И.Н. из Ленинграда наняла в Гурзуфе к
матери приходящую медсестру. Был,
разумеется, и постоянный врач. И.Н. по
телефону тревожилась, цела ли ее
ленинградская квартира (...нет ли обыска?).
И тут – известие о смерти Ирины
Николаевны. Е.В.Заболоцкая сама предложила:
снова лететь в Гурзуф, спасать остатки
рукописей, которые она просила врача взять
к себе в случае смерти И.Н. В той тревожной
обстановке, для безопасности, надо было
ехать вдвоем. С кем же? Спутницей для
Заболоцкой взялась быть всегда подвижная Н.И.
Столярова. (Предстояла неизбежная ночевка в
Симферополе, а в такое время невозможно
было им регистрироваться в гостинице, да в
гостиницах и мест нет, вот еще постоянное
осложнение конспираций под коммунизмом. Я
вспомнил дом в Симферополе, где мы с
Николаем Ивановичем когда-то жгли «Круг
первый», написал записку наудачу.
Переночевать пустили, хотя изумились,
строго записали их фамилии, потом говорили
Николаю Ивановичу; но так и не узнали Зубовы
– кто ездил, зачем; хлестнул к ним от меня 20-летний
дальний хвост тайных затей, когда-то
начинаемых сообща.) А съездили – зря: врач
ничего им не передал, а неясно говорил, что
был поджог сарая близ дачи И.Н., и вообще есть
вещи, о которых он не может рассказать. Обстоятельства
смерти И.Н. остались загадочны для нас. Так и
не уверены мы, что имеем все написанные
фрагменты ее работы.
Итак, что получили прежде – только то и
пошло в пополнение книги. Совсем немного. За
два года мало исполнилось из
первоначального четкого смелого плана И.Н.
Если бы Люша была здорова и поехала бы в
сентябре – может быть, успели бы еще главы
две вытянуть из неразборных черновиков. Нет,
заколдован был клад «Тихого Дона».*
Так налегла на нас – трудным долгом – вся
эта боковая донская линия, что и последние
месяцы, сами перед петлей, мы все дотягивали
и дотягивали ее. То привезли к нам из Риги
хорошие фотокопии всего первейшего издания
«Тихого Дона», которое в последующие годы
полномочные редакторы сильно исчеркали, в 10
перьев (даже, говорят, и Сталин правил сам;
на издании 1948 г. замечание: «под наблюдением
редактора Чурова Г.С.»; говорят, будто это и
есть Сталин). То – дорабатывал я свое
предисловие к «Стремени», уж в самые
последние дни перед высылкой, в Переделкине.
То – компоновал страничку публикации из
разных обрывчатых записей И.Н. (Из Дона и из
Дамы составил я для исследователя эту букву
Д – Ирина Николаевна выбирала псевдоним из
моего списка донских фамилий, но так и не
выбрала).**
Настойчивое чувство вошло в мою душу, что
для сохранности надо полностью отделить
архив Крюкова и все, что касается «Тихого
Дона», ото всего моего имущества. И за 10 дней
до высылки – пожалуй, последний визит,
какой и сделал на родине, – была поездка к Елене
Всеволодовне Вертоградской, за
Крестьянскую заставу, где собрала она
несколько молодых, и надо было решить, кто
возьмет архив «Тихого Дона». Взялись Георгий
Павлович и Тоня Гикало. И сразу вослед, за
несколько дней, Саша Горлов, к тому
времени уже изгнанный со всех работ,
перебросил им архив Крюкова. Как раз успели!
Арестованный, я знал, что этот архив –
спасен.
В Москве у Ильи Обыденного служили
панихиду по Ирине Николаевне. Мне – никак
нельзя было появиться, Люша же с Зоей
Томашевской открыто как бы дружила – и
пошла. Но раньше того, от последней поездки
к И.Н., передала она такую мечту: хотела И.Н.,
чтобы когда-нибудь кто-нибудь отслужил по
ней панихиду в женевской Церкви
Воздвижения, где когда-то ее крестили. Да
кому ж поручить? Кто это когда попадет в
Женеву? А сам же я – и попал, вскоре...
Мы с Алей приехали в Женеву в октябре 1974, –
правда, в вечер буднего дня, не должно было
службы быть ни в этот день, ни в следующий,
никакого праздника. Но пошли под дождем
наудачу – к дверям прикоснуться. А за
дверьми-то – поют. Мы вошли. Оказалось:
завтра – отдание Воздвижения, именно
здесь отмечается в связи с престолом!
Наутро после обедни архиепископ Антоний
Женевский служил панихиду по нашей просьбе.
Я написал: Ирина, Федор...
Каменная, приглядная, лепая церковь.
Осеннее солнце просветило в окнах. Относило
ладанный дым. Маленький хор пел так
уверенно, так ретиво, это «со святыми упокой»
– душу рвало из груди, я слез не мог
удержать. Повторялись, повторялись имена их
соединенно – возносил о них архиепископ,
возносил хор. Сплелись их судьбы –
злосчастного донского автора и его
петербургской заступницы – над убийствами,
над обманами, над всем угнетением нашего
века.
Пошли им, Господи, рассудливой правды.
Отвали давящий камень от их сердец.
1974 – 1975
Цюрих