«Тихий Дон». Нерешенная загадка русской литературы ХХ века / А.Г.Макаров С.Э.Макарова.
Цветок–Татарник. В поисках автора “Тихого Дона”:
от Михаила Шолохова к Федору Крюкову
А.Г.Макаров С.Э.Макарова.
Цветок–Татарник. В поисках автора “Тихого Дона”:
от Михаила Шолохова к Федору Крюкову |
|
А.Г.Макаров С.Э.Макарова.
Цветок–Татарник. В поисках автора “Тихого Дона”:
от Михаила Шолохова к Федору Крюкову
М.: “АИРО–ХХ”. 2001. – 504 с.
В книге сделана последовательная
попытка найти ответ на вопрос: кто создал
одно из наиболее значимых произведений
русской литературы ХХ века. Впервые дано
развернутое обоснование того, что в основу
“Тихого Дона” положена незавершенная
работа русского писателя Федора
Дмитриевича Крюкова, писавшего в годы перед
революцией и во время гражданской войны.
(эпиграф)
…Куст “татарина” состоял из
трех отростков. Один был оторван, и, как
отрубленная рука, торчал остаток ветки.
На других двух было на каждом по цветку.
Цветки эти когда-то были красные, теперь
же были черные. Один стебель был сломан, и
половина его, с грязным цветком на конце,
висела книзу; другой, хотя и вымазанный
черноземной грязью, все еще торчал кверху.
Видно было, что весь кустик был переехан
колесом и уже после поднялся и потому
стоял боком, но все-таки стоял. Точно
вырвали у него кусок тела, вывернули
внутренности, оторвали руку, выкололи
глаз. Но он все стоит и не сдается
человеку, уничтожившему всех его братий
кругом его…
“Хаджи
Мурат” Л.Толстой
Оглавление
Предисловие к первому изданию ..…4
Предисловие ко второму изданию 7
Введение. Загадка Шолохова в
конце ХХ века 11
I. Кто мог
быть автором “Тихого Дона”?
1. Имя
первое – Федор Дмитриевич Крюков ………16
2. Другие имена возможных авторов ………… 24
II. Литературное “шолоховедение”.
Научное наследие советской эпохи 29
1. Основные приемы работы “шолоховедов”…30
2. Первая попытка закрыть
проблему: конец 80-х годов …38
3. Вторая попытка – 90-е годы.
Рукописи ………………………… 47
III. Состояние
вопроса сегодня …………………53
Часть первая. Полевые сумки
I.Характер
ошибок в тексте “Тихого Дона”:
ошибки времени, места, действия …………61
II. Структура
и характер заимствований в “Тихом Доне” 71
1. Происхождение
текста “Тихого Дона”: источники
заимствований .... 72
2. Заимствования в четвертой и
шестой частях
Евгений Листницкий …………80
Григорий Мелехов ………………………………………………
83
Илья Бунчук ……………………………………………………..
89
3. Заимствования в шестой и
седьмой частях
Заимствования из воспоминаний П.Н.Краснова
…………….. 103
Заимствования из книги Н.Е.Какурина
………………………. 118
III.Характерные
особенности шолоховских заимствований ………….
126
Авторские примечания в “Тихом
Доне” ………………………… 135
IV.Верхнедонское
восстание на страницах “Тихого Дона” ………….
141
1. Начало восстания. (На одном дыхании) ………………………….
142
2. Бои в марте и апреле. (Начало
фрагментации текста) ………….. 144
3. Генерал Фицхелауров.(Распадение текста) ………………………
150
4. “Большая человеческая правда”
Шолохова …………………… 155
Полевые сумки ……………………………………………………..
171
—————————
Часть вторая. К истокам “Тихого Дона”
К истокам ………………………………………………………….
174
I. “А власть эта не от Бога”
1. За что сражается Григорий Мелехов ……………………………
180
2. Границы авторского текста ……………………………………..
199
3. Система “соавторской” переработки
текста …………………… 208
4. “Большевистская правда” Гаранжи …………………………….
218
5. Восьмая часть “Тихого Дона” ……………………………………
223
6. Работа соавтора над текстом романа ……………………………
229
II Верхнедонское восстание 1919 г.
Опыт восстановления первоначального
текста …………………. 232
1. Последовательность и хронология
событий …………………… 233
2. Далекий-далекий месяц …………………………………………
239
3. Православная традиция в речи и
поведении персонажей ………… 244
4. “Язык мой – враг мой!”
…………………………………………. 249
5. Инородные заимствования и повторы …………………………
258
6. Контуры авторского текста: опыт
реконструкции ……………….. 270
7. Аксинья …………………………………………………………
274
III. Троица. Покров. Пасха. Предвоенные
главы “Тихого Дона” …. 280
1. Явления природы
в первых частях “Тихого Дона” ……………. 281
2. Погода на Юго-Востоке России. 1911 – 1913 гг.
………………. 287
3. Явления природы: результаты анализа ……………………………
301
IV. На Германской войне ……………………………………………
308
1. Григорий Мелехов. Галиция …………………………………….
309
2. Григорий Мелехов. Восточная Пруссия ………………………..
317
3. Петр Мелехов. Восточная Пруссия …………………………….
327
4. Дневник
неизвестного казака. Восточная Пруссия ……………….
330
5. Евгений
Листницкий на фронте. Галиция или Восточная
Пруссия? .. 335
6. Донские казачьи части в русской армии ………………………..
340
7. Баклановцы ……………………………………………………...
345
8. Когда создавался “Тихий Дон” ………………………………….
350
————————————
Часть третья.
“Цветок–Татарник”. В поисках автора “Тихого
Дона”
I.Вместо пролога. Структура
авторского текста в романе
1. Выделение авторского и соавторского
начала
в художественном произведении ……………………………….
357
2. Плагиат или
исторический подлог? Научная постановка
вопроса ... 366
II. Революция
и гражданская война – взгляд автора ……………...
382
1. Февральский переворот ? ………………………………………
383
2. Новое. Революционные “низы” глазами
автора ……………….. 387
3. “Верой-правдой своему белому царю
служил”.
Устоявшие в революционном водовороте,
сохранившие верность 394
4. Симбирский дворянин – глазами автора ………………………..
397
5. Новые хозяева ……………………………………………………
401
III. Светлый пророк. Родной край в
сердце автора. Призыв на борьбу
1. “Край родной” Ф.Д.Крюкова. 1918
год. ………………………. 408
2. “Родимая степь под низким донским небом!”
………………….. 410
3. “Седой старик в
зипуне”. За дедовский завет... за честь
казачества... 414
4. В едином строю...
Созвучность творчества Ф.Крюкова с “Тихим
Доном” ……… 420
IV. Казачья душа выливается в песне.
Музыкальность, душевное сродство с
казачьей песней – путь к
сокровенным чувствам и переживаниям автора
“Тихого Дона” ……. 427
1. Казачья душа проявляется в песне ……………………………...
429
2. “Тонкое вибрирующее пение” ……………………………………
433
3. Структура казачьего хора ……………………………………….
446
4. Запевала в казачьей песне ………………………………………
450
5. Серебристый подголосок звенит вдали... ………………………..
456
6. Мелодия души …………………………………………………..
460
7. Песня и музыка в произведениях Шолохова …………………..
469
8. Певец казачьей души ……………………………………………
479
V. Необоримый Цветок–Татарник. Голос
самого автора …………. 484
Заключение ……………………………………………………….
492
Указатель имен
……………………………………………….. 495
Оглавление
…………….………………………………………. 501
————————————