Кафедра истории русской литературы филологического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова

 

./staff_photographs/belyaeva.jpgБеляева Ирина Анатольевна

 

Доктор филологических наук, профессор.

В 1988 году окончила филологический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова. Занималась в спецсеминарах проф. А.И. Журавлевой и Н.И. Либана. Училась в аспирантуре по кафедре истории русской литературы. Кандидатская диссертация («“Герой нашего времени” М.Ю. Лермонтова и пути развития русской прозы 1840-х годов», науч. руководитель доц. Л.И. Матюшенко) и докторская диссертация («Система жанров в творчестве И.С. Тургенева», науч. консультант проф. В.А. Недзвецкий) защищены соответственно в 1995 и в 2006 году. В 2013 году присвоено ученое звание профессора. Имеет около 100 публикаций, из них – научная монография «Система жанров в творчестве И.С. Тургенева» (2005) и несколько авторских учебных пособий, в том числе «Генезис русского классического романа (“Божественная Комедия” Данте и “Фауст” Гете как истоки жанра)» (2011). В составе авторского коллектива работала над созданием вузовских учебников и учебных пособий по истории русской литературы XIX и ХХ в. для вузов и колледжей («История отечественной литературы». М.: ИЦ «Академия», 2012; «Русская литература XIX века. 1850–1870-е годы». М.: «Флинта»; «Наука», 2006; «Русские писатели XIX века». М.: «Просвещение», 2006; «Русская литература ХХ века». М.: «Академия», 2001). Является членом редколлегии сборника научных трудов «Русистика и компаративистика» (международный проект: Россия, Литва, Польша), член редколлегии «Вестника МГПУ» (Серия «Филология. Теория языка. Языковое образование»). Подготовила двух кандидатов филологических наук.

Сфера научных интересов

История русской литературы XIX века, русский роман, творчество И.С. Тургенева, И.А. Гончарова, сравнительно-историческое литературоведение.

Основные научные работы

1. Генезис русского классического романа («Божественная Комедия» Данте и «Фауст» Гете как истоки жанра). Ч. I. М.: МГПУ, 2011. 280 с.

2. Генезис русского классического романа («Божественная Комедия» Данте и «Фауст» Гете как истоки жанра). Ч. II. М.: МГПУ, 2011. 108 с.

3. Система жанров в творчестве И.С. Тургенева. М.: МГПУ, 2005. 250 с.

4. Творчество И.С. Тургенева. М.: Жизнь и мысль, 2002. 143 с.

5. Проза И.С. Тургенева 1850-х годов: «фаустовские» истоки и смыслы // Известия РАН. Серия литературы и языка, 2015, Т. 74, № 6. С. 5-21.

6. Печорин М.Ю. Лермонтова: «Исторические пределы» и фаустовская грань образа // Сборник трудов памяти Николая Ивановича Либана. М.: Кругъ, 2015. С. 249-263.

7. «Фауст» И.С. Тургенева: интертекстуальность в свете семантики эпиграфа // Спасский вестник. 2014. Вып. № 22 С. 14–24.

8. По следам юбилея И.А. Гончарова: «Гончаров: живая перспектива прозы. Научные статьи о творчестве И.А. Гончарова» [Рецензия] // Русистика и компаративистика. Сб. науч. статей. Вып. IX. М.: МГПУ, 2014. С. 251–268 // https://www.mgpu.ru/materials/50/50113.pdf

9. Запахи и звуки как знаки любви в романе Ивана Гончарова «Обломов» // Slavica Wratislaviensia CLVIII. Wroclaw. 2014, P. 83-91. 34. Вопрос о счастье в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» и «Фауст» И.-В. Гете // Тургеневские чтения: Вып. 6. М.: Книжница, 2014. С. 188-200. https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=2&ved=0CCUQFjABahUKEwiAwIOUg5rIAhVkdXIKHUzmAQ8&url=http%3A%2F%2Fwww.wuwr.pl%2Fdownload.php%3Fid%3D420334e9e87d256c068b07ee480df9191f4967ee&usg=AFQjCNEK3S-D_bw6M81mxFLBTPVjflMkOQ&bvm=bv.103388427,d.bGQ&cad=rjt

10. Твой друг и мать Варвара Тургенева. Письма В.П. Тургеневой к И.С. Тургеневу (1838–1844) [Рецензия] // Известия РАН. Серия литературы и языка. 2014. Т. 73, № 2, С. 60–67.

11. Только ли «трагическое значение…»? (К вопросу о философии любви в романах Тургенева) // Спасский вестник. 2013. Вып. 21. С. 11–21.

12. Москва в жизни и в творчестве И.А. Гончарова: на пути от провинции к столице // Москва и «московский текст». Москва в судьбе и творчестве русских писателей. Сб. науч. статей. Вып. 7. М.: МГПУ, 2013. С. 4–14.

13. Обломов и проблема «русского Фауста» // Русистика и компаративистика. Вып. VIII. Vilnius: LEU, 2013. Р. 7–20 // https://www.mgpu.ru/materials/47/47625.pdf

14. Русское литературоведение ХХ века: имена, школы, концепции [Рецензия] // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. 1913. № 3. С. 199–203. http://elibrary.ru/download/61827676.pdf

15. Роман А.И. Герцена «Кто виноват?» и проблема счастья в русской прозе 1840-х годов // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Филологическое образование». 2013. № 1 (10). С. 38–44.

16. Проблема «русского Фауста» в отечественной критике ХХ века // Meninis tekstas: Suvokimas. Analizė. Interpretacija. Literary Text: Understanding. Analysis. Interpretation. Nr. 8. Vilnius: Edukologija, 2012. Р. 180–187.

17. Роман как жизнь и жизнь как роман: мотив пробуждения в романе И.А. Гончарова «Обрыв» // Материалы V международной научной конференции, посвященной 200-летию со дня рождения И.А. Гончарова: Сб. статей русский и зарубежных авторов. Ульяновск: Изд-во «Корпорация технологий продвижения», 2012. С. 219–226.

18. Фаустовский «сюжет» в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» // Русистика и компаративистика. Сб. науч. статей: В 2 кн. Вып. VII. Кн. 2: Литературоведение. М.: МГПУ, 2012. С. 65–80 // https://www.mgpu.ru/materials/50/50111.pdf

19. Портреты «русской Беатриче» в прозе Н.В. Гоголя и И.А. Гончарова // Русистика и компаративистика. Сб. науч. статей. Вып. VI. Вильнюс; Москва: Edukologija, 2011. С. 16–25 // https://www.mgpu.ru/materials/47/47623.pdf

20. Мировые художественные типы (Гамлет, Дон Кихот, Фауст) и тургеневская концепция человека // Художественная антропология: Теоретические и историко-литературные аспекты: Материалы Международной научной конференции «Поспеловские чтения – 2009» / Под ред. М.Л. Ремневой, О.А. Клинга, А.Я. Эсалнек. М.: МАКС Пресс, 2011. С. 61–69.

21. «Фаустовский сюжет» в «Отцах и детях» И.С. Тургенева: Анна Сергеевна Одинцова и Елена Прекрасная // Спасский вестник. 2011. Вып. 19 С. 5–15. http://elibrary.ru/download/76675698.pdf

22. «Мне снится Дант»: Гончаров-романист и «Божественная Комедия» Данте // Alexandro Il"usino septuagenario oblata. М.: Новое издательство, 2011. С. 60–69.

23. И.С. Тургенев и Б.А. Пильняк: к постановке проблемы // Б.А. Пильняк: исследования и материалы: сб. науч. трудов. Вып. VI. Коломна: Московский гос. областной социально-гуманитарный ин-т, 2011. С. 105–112.

24. Роман и повесть в творчестве И.С. Тургенева // Mistrzowi i Przyjacielowi. Pamieci Profesora Zbigniewa Baranskiego. Wroclaw, 2010. С. 97–113.

25. «Божественная Комедия» Данте и русский роман XIX века: мотив поднимающегося к совершенству человека // Историко-культурное наследие. Орел, 2010. № 3. С. 106–118. http://www.univ-orel.ru/files/sbornik.pdf

26. О «психологической» функции пространства и времени в прозе И.А. Гончарова и И.С. Тургенева // Русистика и компаративистика. Сб. науч. статей. Вып. III. М.: МГПУ, 2008. С. 116–129.

27. «Онегинская» традиция в творчестве И.С. Тургенева // Спасский вестник. 2008. Вып. 15. С. 29–36. http://elibrary.ru/download/84320809.pdf

28. Московская тема в письмах и творчестве И.С. Тургенева // Иван Сергеевич Тургенев и Москва. Сб. статей. М.: Русский путь, 2009. С. 9–39.

29. Роман и повесть у Тургенева // Иван Тургенев и Общество любителей российской словесности. Сб. статей. М.: Academia, 2009. С. 278–300.

30. «Странные сближения»: Данте и Гончаров // Известия РАН. Серия литературы и языка. 2007. Т. 66. № 2. С. 23–38.

31. «Детское» и «старческое» в поэтике Тургенева // Русистика и компаративистика: Сб. науч. статей. Вып. 1. М.: МГПУ, 2006. С. 37–44.

32. Тема «старческого» у Тургенева и Шопенгауэра: К вопросу о «Стихотворениях в прозе» // Спасский вестник. 2006. Вып. 13. С. 39–45. http://elibrary.ru/download/48321359.pdf

33. Идея бесконечности в «Стихотворениях в прозе» И.С. Тургенева // Meninis tekstas: Suvokimas. Analize. Interpretacija: Moksliniu stripsniu rinkinys. Vilnius: VPU leidykla, 2006. Р. 195–200.

34. Своеобразие эпилога в романах И.С. Тургенева // Спасский вестник. 2004. Вып.11. С.42–53. http://elibrary.ru/download/14712808.pdf. 

Читаемые курсы

«История русской литературы XIX века (40-60 годы)»; «Русский классический роман XIX века: генезис и типология» (спецкурс, аспирантура); «И.А. Гончаров – романист: дантовские параллели» (спецкурс) «Творчество И.С. Тургенева» (спецсеминар).