В современном русском литературном языке господствует иканье, т.е. совпадение в первом предударном слоге после мягких согласных всех гласных, кроме /у/, а в звуке [ие]: [п'úлы] - [п'илá], [р'ек] - [р'икá], [н'ос] - [н'исý]. В XIX в. в литературном языке господствовало эканье, которое до сих пор можно встретить в литературном произношении) - совпадение в той же позиции в звуке [еи] гласных неверхнего подъема: [р'еикá], [н'еисý], но [п'илá].
На месте /а/ после [ш, ж, ц] в первом предударном слоге произносится [аъ]:
На месте заударного [ы] в неконечном и закрытом конечном слогах произносится [ъ]:
В разговорной речи на месте редуцированного [у] 2-й степени встречается произношение [ъ] после твердого согласного и [ие] после мягкого:
Проклитики и энклитики могут не подчиняться нормам редукции гласных. В них возможны безударные [о], [е], безударный [а] после мягких согласных и звуков, воплощающих /j/, безударный прикрытый [а] не в первом предударном слоге; ср. Дьяк он [д'jáк-он] - дьякон [д'jáкън], те леса [т'ел'исá] - телеса [т'ил'исá]. В некоторых проклитиках в первом предударном слоге выступает [ъ]: обещал, так выполни [тък-выпълн'и], ты да я [ты-дъ-já].